Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:20, курсовая работа
Безопасность якорной стоянки в значительной степени определяется характером грунта, от которого зависит держащая сила грунта. Хорошими свойствами в этом отношении обладают песчаные и илисто-песчаные грунты. Ил и глина тоже хорошо держат якоря, но обладают свойством засасывания, что затрудняет отрыв якоря от грунта при съемке. Кроме того, якоря забиваются грунтом и после срыва плохо «забирают». Особенно неблагоприятными для якорной стоянки следует считать каменистые грунты, состоящие из валунов, крупных скал или плит. На таких грунтах якоря легко скользят, и судно может дрейфовать со значительной скоростью. Если при этом якорь неожиданно заклинится, то может произойти обрыв якорного каната или поломка якоря.
КДС коэффициент держащей силы якоря определяется по рисунку 2 в зависимости от типа и массы якоря;
а - длина участка цепи, лежащего на грунте, м;
f - коэффициент трения при протаскивании цепи по грунту определяется по таблице 2;
М - масса якоря в воздушной среде, т;
q - масса одного погонного метра якорной цепи с учетом её погружения в воду определяют по величине калибра цепи t в мм по приближенной зависимости и измеряется в Н/м.
Рис.2 Средние значения коэффициентов держащей силы якорей.
1-Якорь Холла, 2-адмиралтейский якорь, 3-якорь Матросова, 4-литой с плоскими лапами АС-14.
Грунт |
Коэффициент f |
Грунт |
Коэффициент f |
Песок мелкий |
0,35-0,38 |
Жидкая глина |
0,18-0,22 |
Галька |
0,38-0,42 |
Мягкая глина |
0,23-0,30 |
Каменная плита |
0,40-0,50 |
Песок с глиной |
0,30-0,32 |
Ил |
0,10-0,15 |
Способы постановки судна на якорь.
Перед постановкой на якорь необходимо заранее выбрать место якорной стоянки и наметить план подхода и маневрирования с учетом действующего ветра и течения, использования имеющихся ориентиров для контроля движения и определение места отдачи якоря, а также с учетом маневренных возможностей судна.
До начала маневрирования якорное устройство должно быть полностью подготовлено: якорь приспущен из клюза и взят на ленточный стопор, а барабан брашпиля разобщен с приводом.
Если глубины на выбранной якорной стоянке превышают 25-30 м, а также при скальном грунте, независимо от глубины, якорь нужно заранее стравить в воду с помощью привода брашпиля так, чтобы его высота над грунтом была не очень большой, после чего закрепить ленточный стопор и разобщить барабан брашпиля. Отдавать якорь нужно, когда судно полностью остановится или когда его скорость незначительно.
После
отдачи якоря и по мере выхода на
канат нужно плавно задерживать
ленточный стопор, чтобы не допускать
сильных рывков, а при необходимости
подрабатывать машиной для
После выхода на канат диаметральная плоскость судна занимает направление, соответствующее направлению ветра или течения. Это направление следует учитывать при планировании подхода и во время маневрирования по постановке на якорь.
2. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
1. После определения сил от ветра и от течения по зависимостям (3), (9) и держащей силы якоря без учета цепи (при а=0) по формуле (11) проверяем условие (1). Выполнение этого условия подтверждает, что якорное устройство обеспечивает якорную стоянку в благоприятных условиях. Если условие №3 не выполняется, то обращаются к пункту 2.
2. Если держащая сила якоря ТХ >g·G·КДС, то якорь может поползти, если разница невелика (6-9%), то безопасную якорную стоянку можно обеспечить за счет дополнительного вытравливания якорной цепи на длину a, которая ляжет на грунт и увеличит суммарную держащую силу якорного устройства. Дополнительная длина лежащей на грунте цепи может быть определена из формулы
(12)
При некоторых обстоятельствах, т.е. если а со знаком минус равно нескольким десяткам, а иногда и сотням метров, потребуется постановка на два якоря, в этом случае рассчитываем по формуле . В этом случае значение а соответствует длине лежащего на грунте участка для каждой из якорных цепей - правого (ПрБ) и левого бортов (ЛБ),
3. Минимальная длина якорного каната определяется по формуле
(13)
где Hкл - высота якорного клюза над грунтом, определяется приближенно по формуле
(14)
где Н - глубина акватории в месте постановки на якорь;
D - высота борта судна;
Тн - осадка судна носом.
Тогда общая длина цепи, требуемая для обеспечения безопасной якорной стоянки равна
(15)
4. Назначаем длину якорной цепи l, которая должна быть вытравлена, полагая, что на борту имеется две цепи по 12 смычек, длиной по 25-27м каждая.
Для устранения возможного снижения держащей силы якоря из-за рывков от колебательных движений судна при перемене нагрузки (порывы ветра, наличия волнения и пр.) длина якорной цепи должна быть несколько увеличена, чтобы часть её при средних значениях внешней силы лежала на грунте.
При ограниченных колебаниях, совершаемых судном в вертикальной плоскости, удовлетворительные значения длины якорной цепи, при которой компенсируются динамические рывки, могут быть получены за счет введения в формулу так называемого коэффициента динамичности Кдин ,,который принимается равным 1,3÷1,7 в зависимости от типа судна, условий стоянки
(16)
5. Проверяем соответствие длины якорной цепи на борту судна вытравленному участку.
6. Определим расстояние от клюза до точки начала подъема якорной цепи с грунта
(17)
Можно использовать приближенную формулу, если цепь вытравлена без избытка, а при небольших глубинах принимают х≈lяц
(18)
где х - проекция провисающей части якорной цепи;
7. Определяем фактический участок якорной цепи на грунте
(19)
8. Радиус окружности, которую будет описывать корма судна
(20)
где Lmax - максимальная длина судна;
9. Минимальный размер акватории, необходимой для безопасной якорной стоянки можно приближенно рассчитать по формуле
(21)
где ∆R - назначенный запас радиуса окружности, учитывающий возможный дрейф, условия маневрирования при съемке с якоря, техническое состояние двигателя. (Условно принимаем 1,5 длины судна.)
10. Минимальная глубина акватории, обеспечивающая безопасную якорную стоянку при наличии волнения
(22)
где Т - наибольшая осадка судна, м;
hв - вероятная максимальная высота волны для данного сезона в районе якорной стоянки, м.
11. Сила наибольшего натяжения якорной цепи у клюза
(23)
12. Сопоставим наибольшее натяжение якорной цепи с разрывной прочностью цепи, которая определяется в зависимости от величины калибра якорной цепи t по формуле
(24)
Делаем заключение о надежности якорной стоянки, о числе якорей, безопасных параметрах акватории.
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
Таблица 3. Исходные данные.
Название судна, номер варианта |
- |
Lyra |
Весовое водоизмещение т. |
∆ |
4690 |
Ширина судна м. |
В |
17,0 |
Длина судна м. |
L |
110,0 |
Высота борта м. |
D |
11,3 |
Осадка носом м. |
Тн |
3,89 |
Осадка кормой м. |
Тк |
5,64 |
Коэффициент полноты водоизмещения |
Сь |
0,512 |
Площадь проекции надводного борта на ДП м2 . |
Sбок |
1220 |
Площадь проекции надводного борта на мидель м2 . |
Sлоб |
350 |
Масса якоря в воздухе кг. |
M |
3100 |
Калибр якорной цепи |
t |
49 |
Тип якоря на судне |
- |
Адмиралтейский |
Характер грунта в месте постановки на якорь |
- |
Песок |
Глубина акватории м. |
Н |
38 |
Cредняя скорость ветра м/сек |
VB |
25 |
Средняя скорость течения м/сек |
VT |
1,3 |
p = 0,68·VВ2 = 0,68·252 =425Па
Сила от ветра равна
Рв = КВ ·ρ·(S6oк • sin gw + Sлоб• cos qw) =1,0×461×(1220 sin 30° +350·cos30°) = 421100,45H = 421,1 кН
СВ=Δ/(1,025L×B×T)=4690/1,025×
Ω= LТ×[2 + 1,37(CB-0,274)×В/Т] =110×4,77× [2 + 1,37·(0,513 - 0,274)·17/4,77]=1661,7м2
Ω= ∆2/3·(4,854 + 0,492·В/Т) = 46902/3·(4,854 + 0,492·17/4,77) = 1851,3м2
Значения различаются
РТ = 1,5 × Ω× Vт2 = 1,5×1851,3 × 1,32 = 4693,0Н = 4,7 кН
G = М × (1 -1/7,8) = 0,87×М = 0,87 × 3100 = 2697 кг
Коэффициент держащей силы якоря определяется по рис. 2 в зависимости от конструкций и массы якоря (в данном случае экстраполируем): Кдс = 5,0.
ТД = g·G·КДС + а·q·f= 9,81×2697×5,0 + 0 = 132287,9Н = 132,3кН
ТХ = РВ + РТ ≤ТД: отсюда ТХ = 421,1 + 4,7 = 425,8>132,3кН
Условие не выполнено и ТХ превышает ТД на 293,5 кН или на 69%, что свидетельствует о необходимости постановки на два якоря из-за штормовых условий погоды.
Выполним расчеты возможного усиления держащей силы якорного устройства за счет вытравливания участка одной якорной цепи. Если мы вытравим якорную цепь на 33%, то это составит 4 смычки, что соответствует 100 метрам.
Масса одного погонного метра якорной цепи в воде
q=0,19t2=0,19×492=0,46кН/м
С учетом коэффициента трения цепи по грунту f, который определяется в таблице 2: f=0,35 (берем наименьшее значение, так как оно отвечает состоянию близкому к опасности)
Дополнительная держащая сила может составить даже для 100 м участка цепи
а·q·f= 200×0,46×0,35 = 32,2 кН
Рассмотрим стоянку на двух якорях, тогда условие выполняется
ТХ = РВ + РТ <ТД отсюда ТХ = 421,1 + 4,7 = 425,8>132,3кН×2 = 264,6кН
Нкл=Н + (D-Тн) = 38 + (11,3-3,89) = 45,4м
Равнодействующая сил ветра и течения, приходящаяся на одну якорную цепь
Тх=425,8/2 = 212,9кН
Минимальная длина якорного каната рассчитывается по формуле:
lmin =
lя.ц. =
lЯЦ=
При изменении коэффициента динамичности от 1,3 до 1,7 требуемая длина lяц будет составлять от 238.1 м до 271.1 м, этим подчеркивается, что динамика возможного развития неблагоприятной обстановки должна корректироваться введением соответствующего значения коэффициента Кдин.
Необходимо с каждого борта вытравить по 12 смычек, т.е. 1еытр=300 м> 1ЯЦ .
Х==203.4 м
По приближенной формуле, если цепь вытравлена без избытка,
Х==206.5 м
а = 1вытрх = 300 206.5 = 93,5 м
RК=х+а+lmax =203.4+93,5+110=406.9 м
R = RК+∆R = 406.9 + 1,5·110 = 571.9м = 3.1кбт
Нmin = 1,2·Тmax+0,7hB= 1,2×5.64 + 0,7×12,5 = 15,5 м
где hB - вероятная максимальная высота волны для данного сезона в районе якорной стоянки, м,
Ттах -максимальная осадка судна, в зависимости от дифферента это Тн или Тк .В примере принимаем в соответствии с таблицей 1 волнение как в открытом океане для 10-ти бального сильного шторма hB = 12.5м.
F=q·= 0.46
Nразр = (52÷55)·t2 =52·492 = 124852 Н = 124,9 кН