Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:17, курсовая работа
Характер формы правления,существующей в данном государстве ,зависит от организации верховной государственной власти,точнее - от определения правового положения одного высшего органа государственной власти - главы государства. В конечном счете различие между двумя основными формами правления,существующими в зарубежных государствах,- монархией и республикой,зависит от того,кто стоит во главе государства. Такие его особенности,как демократизм или реакционность,централизация или децентрализация и некоторые другие не находятся в прямой зависимости от формы правления. Тем не менее,форма правления существенна,так как она налагает определенный отпечаток на структуру государственного аппарата и существующие между его отдельными звеньями взаимоотношения.
2.5 Парламентарная монархия.
В парламентарной монархии не существует никакого дуализма. Власть монарха ограничена не только в области законодательства,но и в сфере государственного управления и контроля над правительством. Юридически за монархом сохраняется право назначения главы правительства и министров,но делает он это только в соответствии с предложениями лидеров партийной фракции,распологающей большинством мест в парламенте (точнее в нижней палате парламента). Формально министры считаются слугами монарха,а само правительство- правительством монарха,но ни министры,ни правительство никакой ответственности (индивидуальной или коллегиальной) перед монархом не несут. В силу применяющихся при этой форме правления принципов парламентаризма правительство формируется парлементским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. В случае выражения парламентом правительству вотума недоверия последнее уходит в отставку или распускает парламент и назначает внеочередные выборы.
В парламентарной монархии
монарх обычно лишен каких-
Парламентарная
монархия характеризуется тем, что
монарх не обладает реальными полномочиями
по управлению государством. Его полномочия
носят в основном представительный
характер. Кроме того, он обладает своеобразной
функцией государственного нотариуса,
скрепляя своей подписью все важнейшие
государственные акты. При условии,
что в парламенте ни одна политическая
партия не имеет абсолютного большинства
и не может сформировать однопартийное
правительство, действует государственный
режим, именуемый парламентарным, или
парламентаризм. Такая ситуация традиционно
имеет место, например, в Дании, Нидерландах,
а в 1993 г. сложилась и в Японии. Чем шире
партийная коалиция, сформировавшая правительство,
тем это правительство менее устойчиво,
ибо тем сложнее достигать согласия между
партнерами по коалиции относительно
различных политических вопросов. Подчас
стоит какой-либо партии отозвать своих
представителей из правительства, как
оно утрачивает необходимое большинство
в парламенте (нижней палате) и зачастую
вынуждено уйти в отставку.
Напротив, в странах, где существует двухпартийная
система (Великобритания, Канада, Австралия
и др.) или многопартийная система с одной
доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.)
и правительства в принципе однопартийные,
парламентарная модель отношений между
парламентом и правительством практически
превращается в свою противоположность.
Юридически парламент осуществляет контроль
над правительством, однако на деле правительство,
которое состоит из лидеров партии, обладающей
в парламенте (соответственно в его нижней
палате) большинством, через эту партийную
фракцию полностью контролирует работу
парламента. Такой государственный режим
получил название системы кабинета, или
министериализма.
Следовательно, при одной и той же форме
правления - парламентарной монархии -
возможны два государственных режима:
парламентаризм и министериализм. Это
зависит от существующей в стране партийной
системы.
Наиболее типичным примеров
парламентарной монархии
В силу английской неписаной
конституции все полномочия по
осуществлению исполнительной
Швеция-это североевропейская монархия, являющаяся еще более ограниченной, нежели монархия английская. Монарх в Швеции, по Конституции от 1974 г., не имеет практически никаких полномочий, кроме церемониальных: открыть заседание парламента, поздравить население страны с Новым годом и т.д. Т.е. монарх в Швеции является всего - лишь символом государства наравне с флагом и гимном и не более, и по европейским устоям является данью традициям. Т.е. шведскую монархию можно назвать супер - парламентской.
Из южных монархий в пример можно привести Бруней. Азиатское государство с зачатками парламентаризма и конституционности. В 1984 г., когда Бруней обрел свою независимость власть перешла в руки султана. В этой стране нет четко очерченных органов законодательной и исполнительной власти. В роли законодательных органов могут выступать лишь Конституционные советы, являющиеся своего рода совещательным органом при монархе.
Заключение
При исследовании монархий современности,
как форм правления чаще всего использовался
сравнительно правовой метод, с помощью
которого выделялись наиболее важные
черты организации государственной власти
в монархиях. Несомненно, что особенности
монархий вытекают прежде всего из положения
личности самого монарха в системе органов
государственной власти.
Многие современные ученые, рассматривая монархию, как форму правления слишком большое внимание уделяют исторической типологии монархий. Она очень важна для понимания того, что монархия является наиболее гибкой формой правления, способной подстраиваться под условия, диктуемые временем.
Исследуя монархии современности,
нельзя не заметить того, что каждая
из них имеет свои, присущие только
ей признаки, которые в совокупности
и составляют исследуемые особенности.
Именно они показывают те изменения,
которые произошли с
Современные монархические институты
в Европе давно опираются на прочные демократические
структуры, парламентские традиции, на высокую
политическую культуру избирателей. Вот
почему монарх — скорее символ общенационального
единства, лицо, санкционирующее самые
важные государственные акты, но не имеющее
реальных рычагов для осуществления исполнительной
власти.
Итак, в целом в современном мире наблюдается
преобладание парламентарной формы конституционной
монархии, наиболее близкой прогрессу
и демократии нашего времени.
Список использованных
источников
Нормативно-правовые
акты
1Конституция Российской Федерации.
Принята всенародным голосованием 12 декабря
1993 // СЗ РФ. – 2008. - №7. (С изм. и доп. на от
30 декабря 2008), Ст. 1113
2Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 октября 1994. №51 – ФЗ // CЗ РФ – 2009. (С изм. и доп. на 5 мая 2009 № 93-ФЗ.) Ст. 2283.
Научная литература
1 Венгеров А.Б. «Теория государства и права:
учебник для вузов». М.: 4-е изд.стереотипное.
– М.: Омега-Л, 2007.
2 Комаров С.А. «Общая теория государства
и права». Юриспруденция, 2000
Клименко С.В. Основы государства
и права, пособие для поступающих в юридические
вузы, МГУ, Юрид. фак.- М.: Зерцало 2006.- 427
с.
4 Конституции государств
5 Михалева Н.А. Конституционное право
зарубежных стран СНГ. М.,2001
6 Конституционное право зарубежных стран.
/ Под ред. М.В. Багяая, Ю.И.
Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999.
8 “Теория государства и права”. Учебник
для ВУЗов. М. 1999.
10 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность
- СПб. Российский
Имперский Союз-Орден, 1992.
10. Правовые системы современного
мира. Энциклопедический справочник/Отв.
ред. - д.ю.н., проф. А.Я. Сухарев. - 2-е изд.,
изм. и доп. М., 2007. 589 с.
11. Серегин А.В. Античные
12. Чиркин В.Е. Современное
13. Чиркин В.Е. Нетипичные формы
правления в современном
Приложение1
Список монархий по состоянию на 01.01.2012 года
[править]Европа
Азия
[править]Африка
[править]Океания
Приложение 2
|
|
|
Абсолютная монархия |
Разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительно, судебной), а иногда и духовной власти юридически и фактически находится в руках монарха. | |
Верховная власть |
Объединительное начало и высшая сила в государстве. | |
|
|
|
|
|
|
5 |
Конституционная монархия |
Монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями. |
6 |
Контрасигнатура |
Порядок, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра, ответственного за исполнение данного закона. |
Монархия |
Форма государственного правления, при
которой верховная | |
Парламент |
Общее название высшего представительного и законодательного органа в государствах, где установлено разделение властей. | |
Парламентарная монархия |
Разновидность конституционной монархии, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. | |
Престолонаследие |
Порядок преемства верховной власти в монархиях. | |
Суверенитет |
Неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико - правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права. | |
Форма государства |
структурный, территориальный и политический способ организации государства, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и полити | |
Теократия |
Система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям и законам. | |
Форма государственного правления |
Определенный порядок |