Анализ сущности и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 08:18, курсовая работа

Описание

Цели курсовой работы – Анализ сущности и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ на основе действующего законодательства, раскрыть характерные признаки и черты Федерального Собрания РФ как парламента демократического государства.
Для достижения этих целей ставятся следующие задачи: проследить эволюцию представительных органов в Российском государстве, перечислить основные принципы деятельности Федерального Собрания, выявить основные черты Федерального Собрания как постоянно действующего представительного и законодательного органа государственной власти РФ, рассмотреть основные полномочия Федерального собрания и порядок его формирования, осветить проблемы парламента РФ с точки зрения его структуры и принципов построения. Кроме того, необходимо проанализировать источники литературы по данной теме и отразить точки зрения разных авторов по некоторым вопросам.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Федеральное Собрание – парламент РФ 5
1.1. Конституционные гарантии и основные принципы деятельности Федерального Собрания 5
1.2 Порядок формирования палат Федерального Собрания 8
1.2.1 Порядок формирования Совета Федерации 9
1.2.2 Порядок формирования и основания роспуска Государственной Думы 10
1.3. Характерные признаки и черты Федерального Собрания как парламента 13
1.4 Полномочия палат Федерального Собрания 14
1.4.1. Федеральное Собрание как законодательный орган власти 20
1.4.2. Контрольная функция Федерального Собрания РФ 30
1.4.3. Федеральное Собрание – постоянно действующий, профессиональный орган 33
Глава 2. Проблемы становления и дальнейшего развития Федерального Собрания РФ. 41
Заключение 44
Список использованных источников и литературы 46

Работа состоит из  1 файл

Федеральное собрание - парламент РФ.doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)

     Проводимые  палатами парламентские слушания позволяют  выяснить отношение специалистов, ученых, заинтересованных должностных лиц к какому-либо вопросу. Согласно Регламенту Думы на парламентских слушаниях депутатами и приглашенными могут обсуждаться законопроекты, международные договоры, представленные на ратификацию, проект федерального бюджета, другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Подготовка слушаний возлагается на комитет (комиссию) палаты. По их итогам могут быть приняты рекомендации.

     В организации работы палат важную роль играют аппараты, создаваемые  в каждой палате. Структура и штаты Аппарата утверждаются самими палатами. Основными задачами Аппарата являются: правовое, информационно-аналитическое, организационное, документационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности палаты, правовое и организационное обеспечение межпарламентских связей.

 

Глава 2. Проблемы становления и дальнейшего развития     Федерального  Собрания РФ.

      Сегодня не вызывает сомнений, что парламентаризм как эффективное воплощение представительной власти в нашей стране пока еще  находится на стадии становления. Поэтому возникает немало проблем, связанных с формированием палат Федерального Собрания, эффективностью законотворческой деятельности парламента, уровнем профессионализма парламентариев и так далее.

           В научной литературе и на страницах печати существуют разные точки зрения на то, каким должно быть Федеральное Собрание. Например, нередки высказывания, что «Федеральному Собранию, законотворческой деятельности не хватает качества и темпа».22

      Учеными и политиками крайне неоднозначно оценивается принцип формирования Совета Федерации. Многие из них  отмечают, что сделан важный шаг к формированию постоянно действующей, профессиональной «верхней» палаты российского парламента, что чрезвычайно важно с точки зрения становления и дальнейшего развития российского парламентаризма.         

      Другие  считают, действующий принцип формирования Совета Федерации носит временный, промежуточный характер. Так, доктор юридических наук, профессор Исаков В.Б., на  международной научно-практической конференции заявил: «…Я считаю ошибкой государственной власти нынешнюю модель формирования верхней палаты. Я считаю, что со временем Россия перейдёт к выборному формированию верхней палаты тоже. И тогда эта модель обретёт законченность, стабильность. И будет существовать, на мой взгляд, достаточно долго в таком виде».  23

          Сотрудники сектора политологических  исследований Института   государства  и права РАН отмечают, что необходимо  «…дальнейшее реформирование порядка  формирования Совета Федерации  Федерального Собрания РФ (в рамках Конституции) на основе прямых выборов избирателями из числа кандидатур, выдвигаемых  региональными законодательными и исполнительными органами государственной власти».24

    Следует заметить, что в нашем обществе существует определенное недоверие к представительным органам государственной власти вообще и к парламенту в частности. Такое недоверие является следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции РФ. В обществе имеются силы, которые не прочь отказаться от парламента как важнейшего демократического института или превратить его в послушную, не играющую самостоятельной роли ассамблею. Однако такие устремления наталкиваются на ряд противодействующих факторов.

    Многие  представители политических кругов страны отдают себе отчет в том, что полная дискредитация парламента может сильно подорвать складывающиеся политико-идеологические устои российской демократии. Если с точки зрения политической значимости парламент сегодня обесценен в глазах значительной части населения страны, то этого нельзя сказать о его идеологической роли. Существен и тот факт, что в демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры.

    Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих  политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые  в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия  на политическую жизнь страны. Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие российского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым путем.

    Но  несмотря на отдельные существующие проблемы, - это жизненно необходимый  для демократии государственный  орган, ибо он представляет интересы народа, защищает права национальностей, права и свободы граждан России. 

    Выборы  в Госдуму пятого созыва впервые прошли по пропорциональной системе. В выборах приняли участие только политические партии. При этом списки кандидатов распределились по региональным группам. Этот, по сути революционный, шаг, серьезно демократизировал избирательную систему. Прежние выборы по одномандатным округам не исключали проведения влиятельными региональными структурами т.н. "своих" кандидатов с использованием административного ресурса. Новая система значительно снижает возможность применения подобных методов.

    Новый порядок выборов не только усилит влияние партий на формирование демократической  власти, но и будет способствовать росту конкуренции между ними. А следовательно, будет укреплять и улучшать качество российской политической системы.25 
 
 
 
 
 
 

 

Заключение

 

     В качестве заключения к данной работе хотелось бы отметить следующее: эффективность  государства во многом связана с  развитием системы демократического парламента.

     «…Без представительного органа – парламента – невозможны подлинное верховенство права, подлинное участие граждан  в управлении своей страной. Историческая роль и предназначение парламента в  том, чтобы не допустить социальных потрясений, обеспечить динамичное развитие и стабильность общества...».26

      Появление в России профессионального, постоянно  действующего представительного и  законодательного органа явилось итогом длительного и порой противоречивого  исторического развития института  народного представительства.

          Действующая Конституция 1993 года  коренным образом изменила роль  и функции законодательного органа  государственной власти Российской  Федерации. Если прежней Конституцией  за ним признавалось право  решения практически всех вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации, в новой Конституции перечень вопросов, подлежащих рассмотрению палатами Федерального Собрания, ограничен и четко очерчен. Из сферы ведения парламента исключены распорядительные функции. Претерпели изменения также контрольные функции законодательного органа.

      Дальнейшее продвижение России  по пути создания гражданского  общества и правового государства  приведет к совершенствованию  ряда институтов и положений ныне действующей Конституции Российской Федерации, в частности, к расширению полномочий палат Федерального Собрания.

     Надо  сказать, что Совет Федерации  и Государственная Дума функционируют  на принципах самостоятельности  и независимости, федерализма и  многопартийности, непрерывности деятельности, раздельной работы палат, открытости и коллегиальности.

      Подводя итоги, можно сказать следующее.             

     Федеральное Собрание является парламентом РФ. Федеральному  Собранию РФ присущи  свойственные парламентам демократических  государств характерные черты и  признаки. Федеральное Собрание является представительным и законодательным, постоянно действующим, профессиональным органом государственной власти, обладающим контрольной функцией и имеющим двухпалатную структуру.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников и литературы

 

     1. Нормативно-правовые  акты

     1. Конституция Российской Федерации,  принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.

      2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан.  Федеральный Закон РФ  от  12 июня 2002 года   N 67-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.09.2002 N 119-ФЗ, от 23.06.2003 N 83-ФЗ, от 04.07.2003 N 97-ФЗ, от 04.07.2003 N 102-ФЗ, от 07.06.2004 N 46-ФЗ, от 12.08.2004 N 99-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 11.12.2004 N 159-ФЗ, от 29.06.2005 N 69-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 12.07.2006 N 106-ФЗ, от 12.07.2006 N 107-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 05.12.2006 N 225-ФЗ, от 30.12.2006 N 274-ФЗ, от 30.01.2007 N 6-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 20.04.2007 N 62-ФЗ, от 26.04.2007 N 64-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 N 15-П, Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ, Постановлений Конституционного Суда РФ от 25.02.2004 N 4-П, от 14.11.2005 N 10-П)

     3. О выборах депутатов государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации. Федеральный  Закон  РФ  от  8 мая 2005 года   N 51-ФЗ. (в ред. Федеральных законов  от 12.07.2006 N 106-ФЗ, от 12.07.2006 N 107-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 30.12.2006 N 274-ФЗ, от 26.04.2007 N 64-ФЗ, от 21.07.2007 N 188-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ)

     4. О порядке формирования Совета  Федерации Федерального Собрания  Российской Федерации. Федеральный   Закон РФ от  5 августа 2000 года   N 113-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 16.12.2004 N 160-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 21.07.2007 N 189-ФЗ)

     5. О статусе члена Совета Федерации  и статусе депутата Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации. Федеральный  Закон РФ от  8 мая 1994 года. (в ред. Федеральных законов от 05.07.1999 N 133-ФЗ, от 12.02.2001 N 9-ФЗ, от 04.08.2001 N 109-ФЗ, от 09.07.2002 N 81-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.04.2004 N 21-ФЗ, от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 16.12.2004 N 160-ФЗ, от 09.05.2005 N 42-ФЗ, от 06.07.2006 N 105-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 30.12.2006 N 277-ФЗ, от 30.01.2007 N 8-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 12.04.2007 N 48-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 05.08.2000 N 113-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

     6. О Счетной палате Российской  Федерации. Федеральный  Закон  РФ от  11 января 1995 года N 4-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 10.07.2002 N 86-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 14.08.2004 N 101-ФЗ, от 01.12.2004 N 145-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 12.04.2007 N 49-ФЗ, от 21.07.2007 N 190-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ (ред. 10.11.2004), от 23.12.2003 N 186-ФЗ (ред. 10.11.2004))

    7. О политических партиях. Федеральный  закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ. (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 23.06.2003 N 85-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 20.12.2004 N 168-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 31.12.2005 N 202-ФЗ, от 12.07.2006 N 106-ФЗ, от 30.12.2006 N 274-ФЗ, от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

    8. О порядке опубликования и  вступления в силу Федеральных  конституционных законов, Федеральных  законов, актов палат Федерального собрания. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ. (в ред. Федерального закона от 22.10.1999 N 185-ФЗ)

9. Регламент  Государственной Думы Федерального  Собрания. Принят постановлением  Государственной Думы от 22 января 1998 г, с изменениями и дополнениями от 15.04.1998 N 2377-II ГД, от 19.06.1998 N 2641II ГД, от 16.07.1998 N2833-II ГД, от 23.10.1998 N 3149-II ГД, от 04.12.1998 N 3324-И ГД, от 21.04.1999 N 3898-II ГД, ot 21.09.1999 N 4324-II ГД, от 29.09.1999 N 4373- II ГД, от 26.11.1999 N 4645-II ГД, от 26.11.1999 N 4646- II ГД, от 19.01.2000 N 11- III ГД, от 15.03.2000 N 177- III ГД, от 19.05.2000 N 378-III ГД, от 02.06.2000 N 439-III ГД, от 28.06.2000 N 496-III ГД, от 07.07.2000 N 569-III ГД, от 04.10.2000 N 665-III ГД, от 27.10.2000 N 784-III ГД, от 06.12.2000 N 875-III ГД, от 15.12.2000 N 950-III ГД, от 22.12.2000 N 1001- III ГД, от 14.03.2001 N 1225- III ГД, от 05.04.2001 N 1338- III ГД, от 13.06.2001 N 1610- III ГД, от 22.06.2001 N 1689-111 ГД, от 13.12.2001 N 2182- III ГД, от 13.12.2001 N 2183 - III ГД, от 13.12.2001 N 2184 - III ГД, от 19.12.2001 N 2224-III ГД, от 08.02.2002 N 2431- III ГД, от 13.03.2002 N 2541- III ГД, от 20.03.2002 N 2563- III ГД, от 20.09.2002 N 3040 -  III ГД, от 27.09.2002 N 3093 - III ГД, от 23.10.2002 N 3172 - III ГД, от 15.11.2002 N 3297-III ГД, от 11.12.2002 N 3389-III ГД, от 15.12.2002 N 3409-III ГД, от 12.02.2003 N 3620 - III ГД, от 02.04.2003 N 3776-III ГД, от 23.05.2003 N4096-III ГД, от 29.12.2003 N 1 - IV ГД, от 29.12.2003 N 6-IV ГД, от 29.12.2003 N 11 - IV ГД, от 29.12.2003 N 12 – IV ГД, от 16.01.2004 N 14 - IV ГД, от 11.02.2004 N 66 -IV ГД, от 13.02.2004 N 85-IV ГД, от 20.02.2004 N 131-IV ГД от 20 02 2004 N 132 – IV ГД, от 19.03.2004 N 228-IV ГД от 24 03 2004 N 266-IV ГД, от 02.04.2004 N 328-IV ГД, от 02.04.2004 N 329-IV ГД, от 02.04.2004 N 336 - IV ГД, от 23 04.2004 N 451-IV ГД, от 21.05.2004 N 554 - IV ГД, от 09.07.2004 N 860 - IV ГД, от 10.11.2004 N 1101 - IV ГД, от 02.02.2005 N 1462 – IV ГД, от 18.02.2005 N 1535 -IV ГД, от 02 03 2005 N 1554 - 1V ГД, от 30.03.2005 N 1658 - IV ГД, от 10.06.2005 N 1978-IV ГД, от 17.06.2005 N 2019-IV ГД, от 08.07.2005 N 2123-IV ГД, от 10.03.2006 N 2881- IV ГД, от 10.03.2006 N 2882 - IV ГД, от 17.11.2006 N 3751 - 4 ГД, от 27.04.2007 N 4513 - 4 ГД, от 14.06.2007 N 4706 - 4 ГД).

     10. Регламент Совета Федерации Федерального  Собрания Российской Федерации  Утвержден постановлением Совета  федерации от 30 января 2002 г., с изменениями и дополнениями от 29.03.2002 N 173-СФ. от 29.05.2002 N 246-СФ, от 29.05.2002 N 254-СФ, от 11.12.2002 N 502-СФ, от 12.02.2003 N 25-СФ, от 26.03.2003 N 79-СФ, от 26.05.2004 N 152-СФ, от 24.12.2004 N 447-СФ, от 09.02.2005 N 20-СФ, от 24.03.2006 N 85-СФ, от 06 10.2006 N 308-СФ, от 02.03.2007 N 73-СФ, от 06.07.2007 N 260-СФ).

Информация о работе Анализ сущности и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ