Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:22, контрольная работа
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе изучения гражданского законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать гражданско-правовой институт авторских прав и способов их защиты, а также особенности и проблематику их правового регулирования.
При этом, вторичная цель данной работы носит прикладной характер и заключается в систематизации и анализе актуальных проблем в практике применения института авторских прав, а также поиске решения проблем, стоящих в процессе практического использования авторских прав и их защиты.
Введение
В настоящее время в
большинстве стран мира сложилась
комплексная отрасль
Авторские права являются одним из важнейших институтов интеллектуального права, без которого существование полноценной системы хозяйственных отношений невозможно. В Российской Федерации перемены, происходящие в политической и экономической областях общественной жизни, предопределили создание необходимых для полноценного развития института авторского права правовых предпосылок.
Но, несмотря на высокую значимость,
а также широкую применимость
данного гражданско-правового
Что вызвано рядом объективных
причин, так, например, институт права
интеллектуальной собственности представляет
собой сложное сочетание
С другой стороны нарушения авторских прав и проблемы "пиратства" в России возрастают уже в масштабах национального бедствия. Поэтому в условиях проводимых социально-экономических реформ, сопровождающихся нестабильностью экономических правоотношений, вопросы защиты авторских прав приобретают особо важное теоретическое и практическое значение. Поскольку показателем цивилизованности общества во многом является то, какое внимание оно уделяет развитию своего творческого, научного и технического потенциала.
При этом, в настоящее время общие правила, применимые при регулировании отношений в области интеллектуальной собственности, в РФ только создаются.
Поэтому исследования в рамках данной темы представляется до сих пор актуальным. Кроме того, актуальность настоящего исследования очевидна для гражданско-правового пространства РФ. Прежде всего из-за богатого советского наследия в данной области правового пространства, когда авторские права считались непередаваемыми, ни частично, ни полностью. Этот принцип относился не только к личным правам, но и к имущественным правам.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе изучения гражданского законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать гражданско-правовой институт авторских прав и способов их защиты, а также особенности и проблематику их правового регулирования.
При этом, вторичная цель данной работы носит прикладной характер и заключается в систематизации и анализе актуальных проблем в практике применения института авторских прав, а также поиске решения проблем, стоящих в процессе практического использования авторских прав и их защиты.
Объектом работы выступают общественные отношения, возникающие в сфере реализации авторских прав и их защиты, а предметом - нормы гражданского законодательства, регулирующие вопросы реализации и защиты авторских прав; теоретические воззрения на разрабатываемые проблемы; судебная практика.
Первые определения авторского
права появились с
Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.
Термин "авторское право" понимается в двух значениях:
а) в объективном смысле
авторское право - это совокупность
правовых норм, регулирующих отношения,
возникающие в связи с
б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.
Авторские права по своей
природе являются исключительными
абсолютными правами. Они дают возможность
их обладателям использовать результаты
своей творческой деятельности и
распоряжаться ими по своему усмотрению
и запрещать совершать
Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов:
а) принцип свободы творчества (ст.44 Конституции РФ)1;
б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества;
в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора;
г) принцип свободы авторского договора.
Авторские права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и их защита осуществляется способами, которые применяются при защите любых субъективных гражданских прав (ст.12 ГК РФ)2. Однако авторские права неоднородны по своей природе, что обуславливает наличие специальных способов защиты.
Для защиты авторских прав
не требуется регистрации
Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу самого факта его создания - независимо от того, было ли это произведение обнародовано. Данное положение вытекает из определенных в ст. 8 ГК РФ оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, в том числе и в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности. Закон не указывает на завершенность работы по созданию произведения как условие для возникновения авторских прав. Законченные и незаконченные произведения (эскизы, черновые варианты и др.) охраняются в равной мере.
Вместе с тем автор или иной обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: - латинской буквы "С" в окружности; - имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; - года первого опубликования произведения.
Но следует отметить, что наличие или отсутствие указанного знака не имеет правового значения, в любом случае законом обеспечивается равная защита авторских прав.
Основной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны - интересы общества в целом, предоставляя доступ к сокровищам мировой культуры.
В соответствии с нормами действующего законодательства использование охраняемых авторским правом произведений как на территории России, так и в других странах, может осуществляться только с согласия автора или его правопреемников (кроме случаев, прямо указанных в законе).
Такое согласие дается в форме договора, который заключается между автором (правопреемником), с одной стороны, и организацией, предполагающей использовать созданное им произведение, с другой стороны. При заключении подобных договоров происходит уступка определенных авторских правомочий от автора к другим лицам.
Термин "авторское право" не следует понимать буквально. По законодательству большинства стран автор может уступить все или отдельные права на созданное им произведение. Поэтому на практике применяется такое понятие, как правообладатель на произведение, которым может быть как юридическое, так и физическое лицо. При издании произведения определить правообладателя на произведение можно с помощью надписи, сделанной рядом со знаком охраны авторского права на титульном листе изделия.
Таким образом, можно согласится
с выводом Беляцкина С.А., о том, что авторское
право – "право имущественно-лично-
Любое право, согласно общей теории права, должно обладать своим составом, то есть, содержать: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону, и авторское право не исключение из данного правила.
Согласно действующего законодательства, авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства – объекты авторского права, при этом, все указанные объекты должны являться результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения – объективная сторона4.
Таким образом, в широком
понимании, авторское право
Законодатель не определяет понятие "произведения", но дает четкие признаки, которыми "произведение" должно обладать:
Во-первых, оно должно относится к науке, литературе или искусству.
На наш взгляд, это рамочный,
чисто условный признак, т.к. законодатель
акцентирует внимание на том, что
не имеет значения достоинство произведения,
а также способ его выражения.
Стоит согласиться с
Во-вторых, такое произведение должно быть результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.
Итак, законодатель говорит о результатах "творческой деятельности", "творчестве".
Что следует понимать под творчеством? Творчество – деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей. Творческая деятельность - это деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира.
Творческий характер предполагает, прежде всего, новизну произведения. "Новизне объекта, охраняемого авторским или изобретательским правом, сопутствует показатель, характеризующий этот объект как результат "оригинального мышления" лица, его создавшего. Эти показатели представляют собой две стороны творческой деятельности: новизна объекта как показатель результата деятельности свидетельствует об оригинальном мышлении у субъекта этой деятельности и наоборот".
Отсутствие творческого подхода к объекту авторского права (неоригинальность произведения) может быть основанием для непризнания того или иного объекта авторским. Приведем пример из практики:
"Акционерное общество
обратилось в арбитражный суд
с иском к издательству о
запрещении ответчику
Арбитражный суд правомерно
отказал в иске по следующим основаниям.
Согласно ГК РФ к объектам авторского
права относится и часть
Таким образом, творческий характер, новизна и оригинальность – ключевые признаки произведения.
Между тем, как отмечают исследователи, в странах с англо-саксонской системой права можно заметить отход от трактовки характеристики произведения (охраняемое произведение должно быть оригинальным) в сторону характеристики деятельности автора: произведение будет признаваться оригинальным, если автор проявил достаточное "умение, рассудительность и труд" или осуществил "отбор, оценку, проверку", если произведение было создано "в поте лица". Фактически в этих странах не требуется, чтобы идеи и форма выражения идей были оригинальными, но только чтобы сама работа была создана непосредственно автором, а не скопирована им.