Авторские права на произведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:22, контрольная работа

Описание

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе изучения гражданского законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать гражданско-правовой институт авторских прав и способов их защиты, а также особенности и проблематику их правового регулирования.

При этом, вторичная цель данной работы носит прикладной характер и заключается в систематизации и анализе актуальных проблем в практике применения института авторских прав, а также поиске решения проблем, стоящих в процессе практического использования авторских прав и их защиты.

Работа состоит из  1 файл

Авторские права.docx

— 59.13 Кб (Скачать документ)

В-третьих, произведение должно быть выражено в какой-либо объективной  форме. Объективная форма – внешнее  выражение авторского творчества в  любой материальной форме:

- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

- устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

- звуко - или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);

- изображения (рисунок,  эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и  так далее);

- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

- в других формах.

Законодатель не ограничивает возможные способы выражения  произведения, и с этим можно только согласиться, т.к. со временем появляются все новые формы воплощения творческой деятельности. Так, например, еще в начале 20 века в юридической литературе ставился вопрос о том, считать ли объектом авторского права фотографию? Фотография считалась во многом механическим процессом (без творчества), поэтому эта форма творческой деятельности не сразу стала охраняться законом.

Моментом создания произведения будет считаться завершение воплощения в любой из названных объективных  форм (неоконченное произведение, безусловно, тоже является объектом авторского права). Не является объектом авторского права  только задуманное произведение, но еще  не воплощенное в объективной  форме. Приведем пример из практики:

"Издательство обратилось  в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о признании исключительных прав на использование в целом энциклопедического издания серии "Энциклопедия для детей".

В заседании суда истец  пояснил, что под использованием в целом имел в виду признание  исключительных прав на использование  книг этой серии как изданных, так  и подлежащих изданию в будущем.

Свое требование издательство мотивировало тем, что им в названной  серии с 1994 года выпущено уже пять книг. Во время подготовки издательством  очередного тома акционерное общество начало выпускать в свет свою серию "Энциклопедия для детей и юношества", чем нарушило исключительные права  издательства.

Ответчик ссылался на то, что не оспаривал и не нарушал  прав издательства на вышедшие в свет пять книг серии "Энциклопедия для  детей", но возражал против признания  за издательством исключительных прав на произведения, которые могут быть созданы в будущем.

Арбитражный суд обоснованно  удовлетворил иск издательства лишь в части признания исключительных прав на использование уже изданных им книг серии "Энциклопедия для  детей".

Согласно требованиям  статей ГК РФ объектом авторского права  являются сборники (энциклопедии), существующие в объективной форме.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона издателю энциклопедий принадлежат исключительные права  на использование таких изданий, существующих в объективной форме. Истец не представил доказательств, что новые сборники существуют в  объективной форме и могут  быть воспроизведены.

Исходя из этого требование о признании исключительных прав на использование предполагаемых к изданию в будущем сборников (энциклопедий) обоснованно отклонено". Отметим опять же актуальность приведенного примера, в не зависимости от принятия четвертой части ГК РФ.

Таким образом, фраза: "Ты украл у меня идею" - неосновательна, с точки зрения авторского права. Идеи, концепции, процессы не являются объектом авторского права, так как  являются абстрактными понятиями.

В связи с вышесказанным, не может быть объектом авторских  прав произведения, которые будут  созданы в будущем.

В юридической литературе наиболее популярно определение, данное В.И. Серебровским: "Произведение –  это совокупность идей, мыслей и  образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение  в доступной для восприятия человеческими  чувствами конкретной форме, допускающей  возможность воспроизведения"5.

Законодатель нормативно закрепил произведения, являющиеся объектами  авторского права:

- литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

- драматические и музыкально-драматические  произведения, сценарные произведения;

- хореографические произведения  и пантомимы;

- музыкальные произведения  с текстом или без текста;

- аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические  рассказы, комиксы и другие произведения  изобразительного искусства;

- произведения декоративно-прикладного  и сценографического искусства;

- произведения архитектуры,  градостроительства и садово-паркового  искусства;

- фотографические произведения  и произведения, полученные способами,  аналогичными фотографии;

- географические, геологические  и другие карты, планы, эскизы  и пластические произведения, относящиеся  к географии, топографии и к  другим наукам и другие произведения.

К объектам авторского права  также относятся:

- производные произведения (переводы, обработки, аннотации,  рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки  произведений наук, литературы и  искусства);

- сборники (энциклопедии, антологии,  базы данных) и другие составные  произведения, представляющие собой  по подбору или расположению  материалов результат творческого  труда6.

Производные произведения и  составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права  произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Безусловно, что это не полный список объектов авторского права. Такой вывод можно сделать  хотя бы потому, что законодатель не ограничил формы объективного выражения  произведений.

Субъекты авторского права, в широком понимании, – это  лица участвующие в авторских  правоотношениях. При таком определении  субъектами авторского права будут  являться: лица, которым могут принадлежать авторские права, организации по защите авторских прав и др. субъекты.

Субъекты авторского права, в узком понимании, - это авторы произведений, то есть обладатели личных авторских прав.

Первоначально авторские  права приобретает автор, он же, по Российскому авторскому законодательству, является исключительным носителем  личных авторских прав.

Более обширное понятие (автор  интеллектуальной собственности) можно  найти во Всемирной декларации по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г., термин "автор" означает любое лицо или группу лиц, действующих независимо или под эгидой какой-либо правительственной или неправительственной организации с целью получения прибыли или по каким-либо другим основаниям, ответственных за творчество в любой области, включая науку и технику, искусство, включая исполнительское искусство и результат деятельности некоторых категорий производителей, таких как производители фонограмм и вещательные организации, товарные знаки, указатели деловых предприятий, промышленные образцы и развитие географических указаний7. Таким образом, автор – это, прежде всего физическое лицо (группа физических лиц).

Ни возраст, ни пол, ни раса (национальность) не имеют значение для признания лица автором. При  этом авторская правоспособность возникает  с момента рождения (ст.17 ГК РФ). Однако нужно учитывать, что право распоряжаться  авторскими трудами тесно связно с понятием дееспособности (ст.21 ГК РФ). В соответствии со ст.26 ГК РФ (п.2 пп.2), без согласия родителей, усыновителей и попечителя осуществлять права автора на произведения науки, литературы или искусства…могут несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет. Таким образом, авторская дееспособность наступает с достижением автора возраста 14 лет.

Важно отметить, что для  возникновения авторского права  не имеет значения и дееспособность лица. То есть, автором может быть и лицо, признанное по действующему гражданскому законодательству недееспособным. Однако и здесь необходимо оговориться: в случае признания лица недееспособным, может быть ограничено его право  распоряжения результатами авторского труда (совершать сделки по отчуждению имущественных прав).

После смерти автора субъектами авторского права становятся его  наследники. Однако наследуются на все права. По наследству не переходят: право авторства, право на авторское  имя, и право на защиту репутации  автора.

На стороне автора может  выступать и "множественный" носитель авторских прав – соавторы. То есть, авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно  независимо от того, образует ли такое  произведение одно неразрывное целое  или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное  значение.

Соавторство предполагает наличие  соответствующего соглашения между  соавторами (письменного или устного). Отсутствие такого соглашения, ни при  каких условиях не приводит к соавторству. Не будет являться соавтором переработчик произведения, если между ним и  автором не было заключено соответствующее  соглашение8.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что авторское право  на произведение созданное соавторами принадлежит последним совместно. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено  соглашением между ними.

Субъектом авторского права  выступает также составитель  сборника. Его труд выражается в  том, что он организует, обрабатывает, систематизирует либо восстанавливает  те или иные произведения. При составлении сборника литературных произведений с текстологической подготовкой составитель наряду с отбором материала для включения в сборник проводит определенную исследовательскую работу.

Иностранный гражданин так  же может быть субъектом российского  авторского права, если его произведение впервые выпущено в свет на территории страны либо не выпущено, но находится  на ее территории в какой-либо объективной  форме.

Субъективные авторские  права возникают у автора в  результате факта создания произведения. Его права в юридической литературе принято называть первоначальными.

В качестве субъекта авторских  правоотношений могут выступать  и юридические лица, но не в качестве автора, а в качестве обладателя имущественных прав на произведение, то есть выступать обладателем производных  прав (пользователями).

По мере создания произведения его автор приобретает целый  ряд субъективных прав личностного  неимущественного, а также имущественного характера. Исключительный характер этих прав состоит в признании того, что только сам обладатель авторского права может распоряжаться произведением, в том числе решать вопросы  использования произведения или  отчуждения авторских правомочий, которые  способны переходить от одного лица к  другому. И вот теперь мы подошли  к проблеме, единодушного решения  которой еще не найдено: есть ли разница  между понятиями "авторские права" и "авторские правомочия"? Дело в том, что многие специалисты считают, что творцы произведений обладают единым авторским правом, являющимся сложным по составу и состоит из отдельных авторских правомочий. К таковым можно отнести право авторства, право на авторское имя, на защиту репутации автора и т.д. Другие не менее авторитетные теоретики считают, что автору принадлежит ряд субъективных прав, а о едином авторском праве можно говорить лишь условно. Здесь следует упомянуть тот факт, что в российской юридической науке на сегодняшний день вообще нет единого понимания терминов "авторское право" и "авторское правомочие", посему было бы разумно принять компромиссный вариант понимания данных категорий: пусть правомочиями именуются лишь закрепленные за авторами возможности, связанные с совершением самими носителями авторских прав определенный действий. В соответствии с таким подходом, правомочиями могут считаться только права на обнародование, воспроизведение и распространение произведений, а все остальные возможности автора – это, надо полагать, его права. Да, вполне разумно, но не вполне плодотворно, как считает А. П. Сергеев. В своей монографии он пишет о том, что вообще вряд ли оправдано вносить дополнительные терминологические различия в и без того запутанную систему обозначения субъективных авторских прав9. Отталкиваясь от данного тезиса, он приходит к ряду весьма рациональных и убедительных выводов, разъясняющих его позицию. Во-первых, "личные неимущественные и имущественные права, которые, на первый взгляд, перечислены в действующем законодательстве исчерпывающим образом, на самом деле круг авторских прав не ограничивает. Это представляется весьма справедливым, тем более что сам закон провозглашает защиту любых произведений и их форм. Из этого следуют второй и третий принципы: то, что в законе не указано на то или иное право, еще не означает его отсутствие, и нельзя расценивать как исчерпывающий перечень действий по использованию произведений, данный в действующем законодательстве. Какую же точку зрения принять? Пожалуй, пока единого мнения нет, каждая из упомянутых точек зрения имеет право на существование.

Информация о работе Авторские права на произведение