Авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание

Авторские права являются одним из важнейших институтов интеллектуального права, без которого существование полноценной системы хозяйственных отношений невозможно. Поскольку развитие на рубеже XX-XXI веков новых технологий сделала объекты интеллектуальной собственности весьма ценным активом, используемым не только гражданами, но и юридическими лицами. Кроме того, в Российской Федерации перемены, происходящие в политической и экономической областях общественной жизни, предопределили создание необходимых для полноценного развития института авторского права правовых предпосылок1.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика авторского права как гражданско-правового института
1.1 История становления института авторского права в России
1.2 Источники правового регулирования авторского права
1.3 Понятие, предмет и правовая природа авторских прав
Глава 2. Авторские права на произведения науки, литературы и искусства
2.1 Система и классификация авторских прав
2.2 Личные неимущественные авторские права
- Право авторства
- Право на имя
- Право на обнародование, включая право на отзыв
- Право на защиту репутации
2.3 Имущественные авторские права
- Право на воспроизведение
- Право на распространение
- Право на импорт
- Право на публичный показ
- Право на публичное исполнение
- Право на передачу в эфир
- Право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю
- Право на перевод
- Право на переработку
- Право на доведение до всеобщего сведения
Глава 3. Защита авторских прав
3.1 Общая характеристика защиты авторских прав
3.2 Особенности защиты авторских прав
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

авторск права.docx

— 81.01 Кб (Скачать документ)

4.1Личные неимущественные авторские права

Личные  неимущественные права - это неотчуждаемые  права. Они принадлежат автору независимо от имущественных прав, иначе - личные права связаны с духовной личностью  автора.

Личные  неимущественные права независимы от имущественных прав. Ст. 6 bis (п.1) Бернской конвенции по охране прав литературных и художественных произведений закрепляет: Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора32.

Итак, личные неимущественные права не имеют  экономического содержания. Между тем, часть из личных прав автора напрямую связана с имущественным интересом. Так, например, имя автора со временем становится "брэндом", что обуславливает экономический успех произведения. Тесная связь личных и имущественных прав подтверждается и тем, что в случае нарушения личных прав, нарушаются его имущественные права. Так, например, нарушение права авторства, скажем путем публикации произведения под чужим авторством, нарушает имущественные права автора.

Неимущественные авторские права - права, c которыми нельзя поступать как с имуществом: продавать, покупать, дарить, передавать, наследовать и т.д.

Автору  в отношении его произведения принадлежат следующие основные личные неимущественные права:

1) право авторства - согласно ГК РФ, это право признаваться автором произведения, что отражает объективный факт проделанной автором работы по созданию произведения. В то же время право авторства - это также право требовать от всех других лиц признания этого факта. Право авторства - основополагающее право автора. Именно из этого права следуют все остальные авторские права33.

Право авторства  охраняется против всякого нарушения  независимо от того, знал или не знал об этом нарушитель.

Субъективное  право авторства, неразрывно связанное  с личностью создателя произведения, действует в течение всей жизни  автора и прекращается с его смертью. Однако авторство как установленный  юридический факт признается и охраняется бессрочно. Поэтому, право авторства  может принадлежать только действительному  создателю произведения и не может  передаваться ни по каким основаниям, в том числе и по завещанию. От данного права нельзя и отказаться, поскольку оно возникает у  автора в связи с созданием  им произведения;

Таким образом, право авторства – исключительное, абсолютное неимущественное право  автора. При этом, сложность содержания права авторства состоит в  том, что оно подразумевает не только декларативную норму, но и ряд реальных возможностей, а, значит, носит характер правомочия, причем очень важного, поскольку все права, предоставляемые авторам, являются производными от права авторства.

2) С правом  авторства тесно связано право на имя, т. е. право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно. Указанное право также является личным правом автора, которое не может кому-либо передаваться, но реализуется только при обнародовании произведения.

Иногда  путают право авторства и право  на имя. Право авторства предполагает, что данное физическое лицо, и только оно является автором данного  произведения. Право на имя значит, что только автор волен выбирать, как будет обозначено его имя  на переплёте издания, в выходных данных, в титрах и т.д. – полностью (фамилия, имя, отчество), в сокращённом  варианте (имя, фамилия), с инициалами. По желанию автора может быть использован  его псевдоним, который издатель не имеет права раскрывать без  согласия автора. Произведение может  быть по желанию автора издано без  указания имени. В любом случае эти  условия должны быть зафиксированы  в договоре с автором34.

Право на имя вытекает из права любого гражданина приобретать и осуществлять права  и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального  обычая), закреплено в ГК. В случаях  и в порядке, предусмотренных  законом, гражданин может использовать псевдоним, т.е. вымышленное имя. В  свою очередь, ГК РФ указывает, что право  автора на имя - это право использовать или разрешать использование  произведения под своим именем, под  вымышленным именем (псевдонимом) или  без указания имени, то есть анонимно. Другими словами, право на имя - это  право на способ указания имени автора при использовании произведения35.

Если  речь идет об использовании произведения, созданного в соавторстве, порядок  указания имен соавторов определяется соглашением между ними.

Произведение  может быть использовано и без  обозначения имени автора (анонимно), что представляет собой третий способ реализации права автора на имя.

На практике способ указания имени автора и условия  соблюдения анонимности устанавливается  в договоре, по которому автор приобретает  права и обязанности под своим  подлинным именем. По общему правилу  после заключения договора стороны  не вправе изменить способ обозначения  имени автора в одностороннем  порядке.

Согласно  п. 2 ст. 1265 ГК РФ при опубликовании  произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним  автора не оставляет сомнения в его  личности) издатель, имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного, считается представителем автора. В этом качестве издатель имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление36. Для судебной защиты прав создателя произведения издателю нет необходимости представлять в суд доверенность от автора. При подаче заявления достаточно представить экземпляр произведения, на котором указано имя или наименование издателя. В случае если автор такого произведения не раскроет свою личность или не заявит о своем авторстве до разрешения спора по существу, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. № 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах", суд принимает решение об удовлетворении иска в пользу издателя37.

Право авторства  и право на имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может  осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, когда  автор в порядке, предусмотренном  ст. 1134 ГК РФ, указал лицо, на которое  он возлагает охрану авторства, имени  автора и неприкосновенности произведения после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно38.

При подготовке произведения в порядке выполнения служебного задания наряду с непосредственным автором может быть обозначено и  наименование организации, по поручению  которой выполнена данная работа;

Представляется  излишним и противоречащим интересам  делового оборота предоставление законодателем  возможности автору "в любой момент потребовать установления своего авторства или изменения авторского имени", если соглашением между автором и пользователем установлено иное. Ведь договором заказа может быть предусмотрено, что автор обязуется написать произведение под псевдонимом и передать исключительные права на произведение пользователю.

Право на имя, как и право авторства, является личным неимущественным правом. Поэтому  в соответствии со ст. 208 ГК РФ на требования о защите этих прав исковая давность не распространяется39.

3) право на обнародование, т. е. право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме;

Обнародование произведения - осуществленное с согласия автора действие, которое впервые  делает произведение доступным для  всеобщего сведения путем его  опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или  иным способом.

Обнародование произведения является важным этапом, как жизни автора, так и самого его творения, поскольку именно с  момента выхода произведения в свет изменяется его правовой режим.

Содержание  права на обнародование заключается  в возможности публичной огласки  созданного произведения. Волевой аспект данного действия состоит том, что  автор должен принять решение  о готовности произведения к огласке, а также о способе, месте и  времени огласки.

Характерной чертой права на опубликование является то, что автор не может воспользоваться им, не комбинируя его с каким-либо другим авторским правом имущественного характера: например, правом на публичный показ. При этом, совершенно ясно, что автор в этом случае использует комбинацию совершенно самостоятельных прав.

Автор имеет  право отказаться от ранее принятого  решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким  решением убытков, включая упущенную  выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения, ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных  произведений право на отзыв автором  не применяется, но он реализует свое право на обнародование в форме  передачи своего произведения работодателю.

Говоря  о праве автора на отзыв произведения, нельзя не сказать о том, что автор, по сути, может руководствоваться  абсолютно любыми причинами для  отзыва своего творения. Это очень  важно, поскольку это положения  защищает права авторов как творческих личностей. Суть здесь в том, что  мировоззрение автора может меняться, притом очень быстро, к примеру, автор  может признать свое заблуждение по какому-либо вопросу, и в этом случае он будет иметь возможность исправить свою собственную ошибку. Это тем более важно, что произведения науки, литературы и искусства играют ведущую роль в формировании мировоззрения большого количества людей, а значит, и в формировании общественного мнения и гражданского общества40.

В отличие  от других личных неимущественных прав, рассматриваемое право может  свободно переходить от автора к его  наследникам или специально назначенным самим автором лицам.

И последнее  в этой части, хотя это положение  тоже важно. В определенных случаях  дополнительно к согласию автора или его правопреемника, но и посторонних  лиц, интересы которых затрагивает  опубликование. Например, если готовятся  к публикации личных писем, дневников, а также других произведений, носящих  интимный характер, к этой же категории  относятся произведения изобразительного искусства, на которых автор изобразил  реальное лицо (в этом случае требуется  личное согласие именно этого лица).

4) право на защиту репутации автора, т. е. право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

Содержание  данного права состоит в том, что при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить  какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название и, кроме того, в обозначение имени  автора. Воспрещается также без согласия автора снабжать произведение при его  издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и  какими бы то ни было пояснениями. Без  согласия автора нельзя изменять или  исключать из произведения авторские  посвящения, эпиграфы, аннотации и  т.п. С другой стороны, право на неприкосновенность означает, что с автором должны согласовываться любые дополнения созданного им произведения41.

Право на защиту репутации автора, как и  всякое субъективное право, имеет свои пределы. Закон предусматривает  отдельные случаи, когда нарушение  целостности произведения не расценивается  как покушение на его неприкосновенность. Например, допускается цитирование  в оригинале и в переводе в  научных, исследовательских, полемических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объемах, оправданных целью цитирования. Возможно воспроизведение в обзорах текущих событий в кино, на радио и по телевидению выпущенных в свет литературных и художественных произведений в объеме, соответствующем информационным целям. Во всех этих и подобных им случаях произведения используются не в том виде, который им придан авторами, однако нарушением права на защиту репутации автора это, по прямому указанию закона, не считается. Не рассматривается как нарушение данного права и творческая интерпретация произведения исполнителем или режиссером-постановщиком, если при этом не вносится изменений в форму и содержание произведения. Автор не может, ссылаясь на принадлежащее ему право на защиту репутации, воспрепятствовать созданию другими лицами соответствующих пародий и стилизаций, а также преградить дорогу критикам и комментаторам42.

Одним из наиболее сложных и спорных вопросов, связанных с реализацией рассматриваемого права, является проблема его передаваемости от автора другим лицам.

Действующие нормы российского права подчеркивают, что право на защиту репутации  автора, как и право авторства, и право на имя, не переходят по наследству, но наследники вправе осуществлять защиту указанных прав.

На практике наследники, а также специально назначенные  автором для охраны неприкосновенности произведения лица выходят за рамки  чисто охранительных функций  и выдают разрешения на внесение в  произведение изменений и дополнений. В литературе сделан вывод, что такая  практика не противоречит смыслу закона, если только при этом не происходит коренное изменение творческого  замысла создателя произведения. Лица, охраняющие неприкосновенность произведения, могут, в частности, разрешать  снабжение произведения предисловиями, комментариями, внесение в произведение уточнений, связанных с развитием  науки и техники, и т. п. При  необходимости указанные обстоятельства могут быть особо оговорены во введении, предисловии или ином месте  работы. Новый авторский Закон  подчеркивает, что указанные правомочия наследников каким-либо сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников неприкосновенность произведения обеспечивается специально уполномоченным органом Российской Федерации43.

Информация о работе Авторское право