Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:13, курсовая работа
Авторские права являются одним из важнейших институтов интеллектуального права, без которого существование полноценной системы хозяйственных отношений невозможно. Поскольку развитие на рубеже XX-XXI веков новых технологий сделала объекты интеллектуальной собственности весьма ценным активом, используемым не только гражданами, но и юридическими лицами. Кроме того, в Российской Федерации перемены, происходящие в политической и экономической областях общественной жизни, предопределили создание необходимых для полноценного развития института авторского права правовых предпосылок1.
Введение
Глава 1. Общая характеристика авторского права как гражданско-правового института
1.1 История становления института авторского права в России
1.2 Источники правового регулирования авторского права
1.3 Понятие, предмет и правовая природа авторских прав
Глава 2. Авторские права на произведения науки, литературы и искусства
2.1 Система и классификация авторских прав
2.2 Личные неимущественные авторские права
- Право авторства
- Право на имя
- Право на обнародование, включая право на отзыв
- Право на защиту репутации
2.3 Имущественные авторские права
- Право на воспроизведение
- Право на распространение
- Право на импорт
- Право на публичный показ
- Право на публичное исполнение
- Право на передачу в эфир
- Право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю
- Право на перевод
- Право на переработку
- Право на доведение до всеобщего сведения
Глава 3. Защита авторских прав
3.1 Общая характеристика защиты авторских прав
3.2 Особенности защиты авторских прав
Заключение
Список литературы
Реализация
автором права на защиту репутации
иногда вступает в коллизию с правами
лица, являющегося собственником
того материального носителя, в котором
воплощено произведение. Например,
если собственник произведения изобразительного
искусства или архитектурного сооружения
вносит в них изменения, переделки
или просто разрушает их, его действия
прямо затрагивают охраняемый законом
интерес создателя
Еще один вид личных прав автора указанным законодательством является - право доступа. Последнее означает правомочие автора произведения изобразительного искусства требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения. При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору.
Личные
неимущественные права
Имущественные права автора, в отличие от неимущественных прав, могут быть переданы (уступлены) другим лицам на основе авторского договора либо по праву наследования и носят срочный характер, поскольку срок действия указанных авторских прав ограничен законом (в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти)45.
Все имущественные права автора производны от исключительного права автора на использование своего произведения в любой форме и любым способом, не противоречащим действующему законодательству, в соответствии с ч.1 ст.1229 ГК РФ.
Прежде
всего, отметим, что признак исключительности
имущественных авторских прав, означает
что они могут принадлежать только
автору произведения, что приводит
к неизбежному выводу о том, что
тезис выдвигаемый в
Но хоть ГК РФ, и устанавливает свободу автора на использование созданного им произведения. Между тем "любая форма и способ" фактически ограничиваются законодателем перечнем правомочий перечисленных в Законе.
Также, "право на использование произведения есть ничто иное, как возможность авторов самим решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к произведениям и с их использованием46.
Исключительные
права автора на использование произведения
означают, в частности, право осуществлять
или разрешать следующие
1) воспроизводить произведение, т. е. изготавливать один или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме и любым образом (право на воспроизведение);
Воспроизведение
произведения - изготовление одного или
более экземпляров произведения
или его части в любой
Законодатель указывает случаи, когда возможно воспроизведение в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Данные положения не применяется в отношении:
- воспроизведения
произведений архитектуры в
- воспроизведения баз данных или существенных частей из них;
- воспроизведения
программ для ЭВМ, за
- репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов.
2) распространять экземпляры произведения (право на распространение) любым способом: продавать, сдавать в прокат и т. д.
Право на распространение напрямую связано с правом на воспроизведение, но это самостоятельные правомочия и передача права на воспроизведение не означает передачи прав на распространение48.
Основными
способами распространения
Необходимо отметить, что распространению подлежит именно экземпляр произведения, то есть – копия произведения, изготовленная в любой материальной форме. При этом необходимо учитывать, что произведение может существовать и в единственном экземпляре.
3) импортировать экземпляры произведения (право на импорт) в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав;
Право на
импорт хоть и является продолжением
правомочия на распространение. Поскольку
это фактически - право осуществлять
контроль и разрешать ввозить
произведения из-за границы в целях
распространения. Данное право характеризуется
своей спецификой, а именно: оно
так же как и право на распространение,
распространяется именно на экземпляры
произведения; во-вторых, цель осуществления
такого исключительного авторского
правомочия заключается только в
распространении произведения49
4) публично показывать произведение (право на публичный показ);
Прежде всего, дадим определения данных правовых категорий. Показ произведения - демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности.
Публичный
показ, публичное исполнение или
сообщение для всеобщего
На осуществление публичного показа произведения необходимо заключение авторского договора50.
5) сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир (право на передачу в эфир)51;
6) сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
В соответствии с ч.7 ст. 1270 ГК РФ, передача в эфир - сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения)52. При передаче произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под передачей в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой.
7) переводить произведение (право на перевод);
8) переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).
Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.
Человек, обладающий исключительными авторскими правами на произведения, имеет единоличное право на его использование и может запрещать подобное использование произведения другими лицами. Исключительными правами обладает автор произведения, если он не передал свои права (не заключил Авторский договор о передаче исключительных прав) третьему лицу.
Лицу, обладающему
неисключительными правами на произведение,
разрешается использование
В заключение отметим, что в отличие от прав личных, имущественные права могут быть переданы как полностью, так и в части. Таким образом, носителем исключительных имущественных прав может быть как сам автор, так и любой другой субъект авторских правоотношений53.
5. Защита авторских прав
В соответствии со сложившейся в российской юридической науке традицией понятием "защита авторских и смежных прав" охватывается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании. В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права54. Действующее законодательство содержит достаточную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав, основы которого изложены в ст. 1252 ГК РФ.
Установленные законом авторские и смежные права нарушаются и нуждаются в защите.
Обычно нарушители, в качестве которых выступают как физические, так и юридические лица, незаконно изготавливают и распространяют экземпляры, т.е. копии произведений и фонограмм на различных материальных носителях. Указанные копии именуются контрафактными экземплярами. К их числу относятся не только копии, сделанные в Российской Федерации, но и экземпляры охраняемых в Российской Федерации произведений и фонограмм, незаконно, т.е. без согласия правообладателей, импортируемые в Россию из страны, в которой они либо никогда не охранялись, либо уже перестали охраняться55.
Итак, ст. 1228 ГК РФ разъясняет, что на произведения науки, литературы, искусства авторское право возникает в силу факта его создания. Поэтому для возникновения и осуществления такого права не требуется его регистрации или другого специального оформления произведения. Автор или иное лицо, являющееся владельцем авторских прав, имеет право обратиться в суд за защитой авторских прав вне зависимости от того, связано ли нарушение с неисполнением обязательств по авторскому договору или является незаконным использованием авторских прав56. Правом на обращение в суд обладают граждане, достигшее 18 лет, и юридические лица, которым авторские права принадлежат на законном основании. Гражданин имеет право представительства в суде. Для обращения в суд необходимо соблюсти надлежащую форму искового заявление, которое обязательно должно быть составлено в письменном виде и содержать все особенности спора, о котором будет идти речь в судебном заседании. Важное значение имеет указание требования истца к ответчику, а также показания свидетелей, если это необходимо, и просьба их вызова в суд с точным указанием этих лиц и их адресов. При подаче искового заявления истцу также необходимо представить копии искового заявления по числу ответчиков57.
Право на защиту нарушенных прав утрачивается, если обладатели авторских или смежных прав приобрели их с нарушением установленного законом порядка либо осуществляют их исключительно с намерением причинить вред другому лицу или допускают злоупотребление ими в иной форме. Так, например, суд может отказать в защите авторских прав тем из соавторов или наследников, которые не дают своего согласия на переиздание произведения, руководствуясь при этом исключительно желанием причинить вред другим соавторам или наследникам.
Для защиты исключительных прав используются различные методы и способы, которые могут рассматриваться в рамках двух форм защиты – юрисдикционной и неюрисдикционной58.
В первом случае процедура защиты жёстко определена законом. Ограничиваются здесь и возможности действия лица, обратившегося за защитой, поскольку применение мер осуществляется государственным органом. К юрисдикционной форме защиты относятся все гражданско-правовые, а также административно- и уголовно-правовые способы защиты.
Во втором случае свобода действий правообладателя намного шире, но и здесь существуют установленные законом рамки поведения.
К такой форме защиты можно отнести самозащиту, например, заключение авторского договора, и применение мер оперативного воздействия59.