Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение понятия «бан-кротство (несостоятельность) индивидуального предпринимателя», его признаков, рассмотрение процедур применяемых в отношении индивидуального предпринимателя – банкрота, а также выявление недостатков, пробелов законодательства о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя.
Введение 2
Глава 1. Ликвидация юридического лица
1.1. Понятие, порядок и виды ликвидации юридических лиц.
Ликвидационная комиссия 5
1.2. Порядок удовлетворения требований кредиторов 11
1.3. Банкротство 13
1.4. Производство в суде дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий 15
Глава 2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности.
2.1. Основания возбуждения дела о банкротстве 34
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Учредительные документы (устав, учредительный договор) обществ (товариществ с ограниченной ответственностью), созданных до введения Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" в действие (1 марта 1998 г.), подлежали приведению в соответствие с Законом не позднее 1 июля 1999 г.
До приведения указанных документов в соответствие с Законом они действуют в части, не противоречащей Закону. Если Законом предусмотрено, что определенные отношения могут регулироваться в уставе общества иным образом, чем указано в Законе, такие положения устава общества, созданного до 1 марта 1998 г., сохраняют силу до регистрации устава в новой редакции (внесения изменений в устав).
В случае не приведения обществом (товариществом с ограниченной ответственностью) учредительных документов в соответствие с Законом до 1 июля 1999 г. общество (товарищество) может быть ликвидировано в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов и органов местного самоуправления, которым право на заявление такого требования предоставлено федеральным законом. До завершения ликвидации общества – исключения его из государственного реестра юридических лиц – оно действует, руководствуясь нормами Закона и положениями устава, не противоречащими Закону (п. 26 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 9 декабря 1999 г. № 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью")4.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом (п. 2 ст. 61). Следовательно, неисполнение указанным лицом требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта (п. 23 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации")5.
Если решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо уполномоченные его учредительными документами органы возложены обязанности по осуществлению ликвидации (п. 3 ст. 61), однако в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица.
При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т. п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п. 1 ст. б ГК (аналогия закона) (п. 24 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. ¹ 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Начиная с 8 декабря 1994 г. реорганизация или ликвидация юридического лица может осуществляться только в соответствии со ст. 57-65 Кодекса. В противном случае решение о реорганизации или ликвидации юридического лица, а также акт о регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации другого юридического лица, признаются судом недействительными (п. 6 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 28 февраля 1995 г. № 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Имущество, оставшееся после удовлетворения всех требований кредиторов, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами, должно быть передано тем юридическим или физическим лицам, которые имеют на него вещные или обязательственные права (п. 7 ст. 63 ГК).
Статья 64 Гражданского
кодекса устанавливает обязател
Первая очередь – требования граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за вред, причиненный их жизни и здоровью.
Вторая очередь – расчеты, связанные с выходным пособием и оплатой труда тем, кто работает по трудовому договору, а также с выплатой причитающегося вознаграждения по авторским договорам
Третья очередь – требования, обеспеченные залогом имущества ликвидированного юридического лица.
Четвертая очередь – задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды
Пятая очередь – остальные кредиторы.
При ликвидации юридических лиц, в том числе в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности (банкротстве), требования кредиторов удовлетворяются в очередности, определенной п. 1 ст. 64 ГК (п. 3 ст. 65). При рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц следует исходить из того, что имущество должника, признанного судом несостоятельным (банкротом), которое являлось предметом залога, подлежит включению в общую конкурсную массу имущества, а требования кредитора-залогодержателя удовлетворяются за счет всего имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов двух первых очередей, в том числе не являющегося предметом залога.
Расходы, связанные с продолжением функционирования юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, работой ликвидационной комиссии (ликвидатора), конкурсным производством, выплатой вознаграждения арбитражному или конкурсному управляющему, судебные издержки должны покрываться за счет имущества ликвидируемого юридического лица вне очереди (п. 1 ст. 30 Закона "О несостоятельности (банкротстве) (п. 25 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации")6.
Согласно ст. 65 ГК юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.
Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.
Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве). Требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса.
Все коммерческие организации могут быть признаны судом банкротами, если они не в состоянии удовлетворить законные требования кредиторов, за исключением казенных предприятий: по обязательствам последних в любом случае отвечает РФ (п. 5 ст. 115 ГК).
В качестве кредитора могут выступать не только контрагенты юридического лица по договорам, но и иные лица, например налоговые органы, которые вправе предъявлять иски в суды о ликвидации юридического лица (ст. 31 НК). Дело в том, что под банкротством предприятия понимается также неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды (ст. 3 Закона о банкротстве). В связи с этим в качестве таких кредиторов могут выступать и органы ПФР, ФСС, ФМС, ГФЗ, так как законодательство, регулирующее их деятельность, предоставило им права, аналогичные правам налоговых органов в отношении юридических лиц, не способных выполнять свои обязательства по уплате страховых взносов в эти фонды.
1.3 Банкротство
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", упомянутый в ст. 65, был принят 8 января 1998 г. В соответствии с ним:
а) банкротство – это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2);
б) юридическое лицо отвечает признакам банкротства, если указанные обязательства и (или) обязанности не исполнены им в трехмесячный срок с момента наступления даты их исполнения (ст. 3);
в) дело о банкротстве юридического лица может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 500 МРОТ. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом обладают кредитор, прокурор или само юридическое лицо, а также налоговые и иные уполномоченные федеральным законом органы и лица;
г) руководитель юридического лица обязан обратиться с заявлением о банкротстве в арбитражный суд в случаях:
- когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения его денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами;
- при принятии соответствующего решения полномочным органом этого юридического лица;
- когда полномочным органом собственника УП принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением о банкротстве;
- в иных случаях, предусмотренных Законом о банкротстве (ст. 8).
Кредиторами могут быть российские и иностранные граждане и юридические лица, муниципальные образования, Российская Федерация и ее субъекты. Все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов. Участниками собрания с правом голоса являются так называемые конкурсные кредиторы (т. е. лица, имеющие право подать заявление о банкротстве в арбитражный суд), а в случаях, предусмотренных законом, – также налоговые и иные уполномоченные органы и лица. В собрании кредиторов участвует и представитель работников юридического лица-должника (ст. 11, 12 Закона о банкротстве). Собрание кредиторов принимает решение о введении (и продлении) внешнего управления, о заключении мирового соглашения, об открытии конкурсного производства, об избрании комитета кредиторов, об обращениях и ходатайствах в арбитражный суд (ст. 12 Закона о банкротстве). Закон о банкротстве подробно регламентирует порядок созыва и принятия решений собранием кредиторов (ст. 13, 14); порядок составления и ведения реестра требований кредиторов (ст. 15); порядок избрания, функционирования комитета кредиторов, а также круг его полномочий (ст. 16, 17).
Дела о банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются арбитражным судом в соответствии с АПК и с учетом особенностей, предусмотренных в Законе о банкротстве. При рассмотрении дела применяются следующие процедуры банкротства, предусмотренные Законом: наблюдение (осуществляется в соответствии со ст. 56—67); внешнее управление (ст. 68—96); конкурсное производство (ст. 97—119); мировое соглашение (ст. 120—130); иные процедуры банкротства, предусмотренные Законом.
Аналогичные процедуры применяются (за исключением наблюдения и внешнего управления) и при банкротстве индивидуальных предпринимателей (особенностям их банкротства посвящены ст. 164—166 Закона о банкротстве, а особенностям банкротства ФХ посвящены ст. 167—173 Закона),
Следует иметь в виду, что Закон о банкротстве обязал учредителей (участников, собственников имущества) юридического лица-должника: принимать своевременные меры по предупреждению организаций (ст. 26); осуществлять досудебную санацию (т. е. меры по восстановлению платежеспособности юридического лица-должника в целых предупреждения его банкротства), в том числе и путем представления юридическому лицу необходимой финансовой помощи (ст. 27).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации считает необходимым рекомендовать арбитражным судам: "...иметь в виду, что процедура банкротства может использоваться в целях передела собственности, устранения конкурента, в связи с чем необходимо тщательно исследовать конкретные обстоятельства по делу с учетом требований ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации'Умзвле-чение из письма ВАС РФ от 20 января 1999 г. № С1-77
УП-61 "О применении законодательства о несостоятельности (банкротстве)").
Подлежит ли рассмотрению в арбитражном суде заявление о признании банкротом индивидуального (семейного) частного предприятия?
Согласно п. 5 ст. 186 Закона о банкротстве не могут быть признаны банкротами в порядке, предусмотренном этим Законом, унитарные предприятия, не основанные на государственной или муниципальной собственности, к которым применяются нормы о казенных предприятиях в соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"8.
Индивидуальное (семейное) частное предприятие не может быть признано банкротом, так как к нему применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации об унитарных казенных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (п. "о" ст. 6 названного Федерального закона, ст. 113, 115 ГК).
Информация о работе Банкротство (несостоятельность) гражданина и индивидуального предпринимателя