Договор хранения: правовое регулирование заключение и исполнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:10, реферат

Описание

Передача одной организацией имущества на хранение другой организации встречается достаточно часто. При оформлении договора хранения могут возникнуть определенные сложности.
Кроме того, субъект, оказывающий услуги по хранению, должен учитывать, что хранение является самостоятельным видом предпринимательской деятельности, при этом хранение некоторых видов товаров является лицензируемым видом деятельности.

Работа состоит из  1 файл

правов регул.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

    - обеспечивать невозможность доступа  посторонних лиц к товарам,  в том числе к транспортным средствам, хранящимся на указанном складе, без разрешения таможенного органа.

    <4> Владелец таможенного склада  обязан:

    - соблюдать условия и требования, установленные Таможенным кодексом Республики Беларусь в отношении хранения товаров на таможенном складе;

    - вести учет хранящихся товаров  и представлять в таможенные  органы отчетность о хранении  таких товаров;

    - обеспечивать сохранность товаров,  находящихся на таможенном складе;

    - обеспечивать невозможность доступа  посторонних лиц к товарам,  хранящимся на указанном складе, без разрешения таможенного органа;

    - при ликвидации таможенного склада  в течение трех рабочих дней  со дня принятия решения о  его ликвидации известить лиц, поместивших товары на таможенный склад, о таком решении.

    <5> Декларант должен обеспечить  хранение товаров, помещенных  под таможенный режим беспошлинной  торговли и размещенных в магазине  беспошлинной торговли, до прекращения  в отношении их действия таможенного режима беспошлинной торговли. 

Срок  хранения 

    Срок  хранения не является существенным условием договора, поскольку, если он не предусмотрен договором и не может быть определен  исходя из его условий, хранитель  обязан хранить вещь до востребования ее поклажедателем.

    Таким образом, исходя из норм статьи 779 ГК поклажедатель вправе расторгнуть договор досрочно, а переданные хранителю вещи должны быть возвращены немедленно.

    Хранитель не вправе требовать досрочного исполнения обязательства. Однако, если срок хранения определен моментом востребования  вещи поклажедателем, хранитель вправе по истечении обычного при данных обстоятельствах срока хранения вещи потребовать от поклажедателя взять обратно вещь, предоставив ему для этого разумный срок (п. 3 ст. 779 ГК). При неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь, переданную на хранение, в том числе при его уклонении от получения вещи, хранитель вправе, если иное не предусмотрено договором, после письменного предупреждения поклажедателя самостоятельно продать вещь по цене, сложившейся в месте хранения, а если стоимость вещи по оценке превышает в сто раз установленный законодательством размер базовой величины, - продать ее с аукциона в порядке, предусмотренном статьями 417 - 419 ГК. Сумма, вырученная от продажи вещи, передается поклажедателю за вычетом сумм, причитающихся хранителю, в том числе его расходов на продажу вещи.

    При наличии спора бремя доказывания  истечения "разумного срока" лежит на хранителе.

    В предпринимательских отношениях важным является не только сам срок хранения, но также и срок передачи имущества  на хранение. В тех случаях, когда  хранителем является коммерческая организация  либо некоммерческая организация, осуществляющая хранение в качестве одной из целей своей профессиональной деятельности (профессиональный хранитель), договором может быть предусмотрена обязанность хранителя принять на хранение вещь от поклажедателя в предусмотренный договором срок. В таком случае на хранителя возлагается обязанность принять вещь на хранение, а на поклажедателя - передать вещь. При неисполнении указанной обязанности он будет нести ответственность в виде возмещения причиненных убытков за несостоявшееся хранение. 

Форма договора хранения 

    Документом, подтверждающим правомерность принятия товара на хранение, является договор  хранения, который в соответствии со статьей 777 ГК должен быть заключен в письменной форме. При этом простая письменная форма считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем путем выдачи поклажедателю:

    - сохранной расписки, квитанции, свидетельства  или иного документа, подписанного  хранителем;

    - номерного жетона (номера), иного  знака, удостоверяющего прием  вещей на хранение, если такая  форма подтверждения приема вещей  на хранение предусмотрена законодательством  либо обычна для данного вида  хранения.

    Соблюдение  письменной формы договора имеет принципиальное значение, в том числе и для решения вопроса о возможности применения к сторонам договора экономических санкций в случаях нарушения обязательств.

    Для субъектов хозяйствования принятие товара на ответственное хранение кроме  договора хранения должно подтверждаться первичными бухгалтерскими (учетными) документами (например, товарно-транспортными накладными (товарными накладными), в которых содержится запись "на ответственное хранение", актами приемки товара на ответственное хранение). Причем на каждую партию переданного на хранение товара должна составляться отдельная накладная.

    Заполнение  товарно-транспортных и товарных накладных  должно соответствовать требованиям Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная", утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. N 192, с изменениями и дополнениями.

    В соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. N 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности", с изменениями и дополнениями, факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции.

    Первичные учетные документы принимаются  к учету, если они составлены по типовым формам, утвержденным Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков - Национальным банком Республики Беларусь), по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики. При отсутствии утвержденных типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации организация принимает к учету самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты:

    - наименование, номер документа, дату  и место его составления;

    - содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях;

    - должности лиц, ответственных  за совершение хозяйственной  операции и правильность ее  оформления, их фамилии, инициалы  и личные подписи.

    Статьей 8 Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" установлено, что имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических и физических лиц, находящегося на бухгалтерском учете данной организации. Следовательно, в соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. N 89, с изменениями и дополнениями, стоимость товаров, принятых на ответственное хранение, в бухгалтерском учете хранителя отражается на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".

    Позиция Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь о документах, подтверждающих принятие товаров на хранение, определена в постановлении Президиума Высшего  Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 13 марта 2008 г. N 13 "О некоторых вопросах применения хозяйственными судами части 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях", пунктом 6 которого определено, что документом, подтверждающим правомерность принятия товара на хранение, является договор хранения, который в соответствии со статьей 777 ГК должен быть заключен в письменной форме. Простая письменная форма считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем путем выдачи поклажедателю сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем; номерного жетона (номера); иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законодательством либо является обычной для данного вида хранения.

    Отсутствие других документов влечет административную ответственность, если их наличие у хранителя товара прямо предписано законодательством. Наличие документов, подтверждающих качество товаров при их хранении, необходимо в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.

    При передаче товара на ответственное хранение не требуется заключения в простой  письменной форме отдельного договора хранения. Отсутствие у хранителя  в таких случаях договора хранения не образует состав административного  правонарушения, если принятие товара на ответственное хранение подтверждается документами первичного бухгалтерского учета, в которых имеются отметки о принятии товаров на ответственное хранение; актами приемки товара на ответственное хранение; если стоимость товаров, принятых на ответственное хранение, учтена на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" и т.п.

    Необходимые документы в момент проверки могут  находиться как в непосредственном месте хранения (на складе и т.п.), так и в другом месте, но должны быть представлены хранителем уполномоченным должностным лицам государственных органов по их письменному требованию в пределах срока, предусмотренного законодательством, а если такой срок законодательством не предусмотрен, то в пределах разумного срока, указанного в письменном требовании должностных лиц государственных органов.

    При этом субъектом административного  правонарушения по факту хранения товаров  в нарушение установленного законодательством  порядка является хранитель по договору хранения или лицо, у которого товар находится на хранении, если договор хранения не заключен.

    Таким образом, если в момент проверки товара на складе товарно-транспортная (товарная) накладная, сопровождающая данный товар, отсутствует, то она должна быть представлена (оригинал или заверенная копия) в срок, указанный проверяющим.

    Однако  во избежание конфликтных ситуаций с контролирующими органами мы рекомендуем  заключить договор хранения в  простой письменной форме.

    Необходимо  также наличие документов, подтверждающих качество товаров, находящихся либо хранящихся на складе. К таким документам, в частности, относятся:

    - сертификат и (или) знак соответствия, которые подтверждают соответствие  продукции требованиям безопасности  для жизни и здоровья и имущества граждан, а также охраны окружающей среды;

    - удостоверение о государственной  гигиенической регистрации и  др. (законодательство предусматривает  и другие документы, подтверждающие  качество товара в зависимости  от его вида, например, фитосанитарный сертификат, карантинное разрешение и т.д.).

    Согласно части 4 статьи 12.17 "Нарушение правил торговли и оказания услуг населению" Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих качество товаров, сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов) влекут применение к индивидуальному предпринимателю либо к юридическому лицу, допустившим какое-либо из вышеназванных нарушений режима товарооборота, административной ответственности в виде штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин с применением дополнительного взыскания в виде конфискации товаров, являющихся предметом правонарушения (независимо от того, в чьей собственности они находятся), либо конфискации выручки, полученной от реализации товаров.

    Необходимо  отметить, что отсутствие в торговом объекте документов, подтверждающих качество и безопасность реализуемого товара, при их наличии в бухгалтерии  предприятия также образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, так как согласно перечню основных нормативных и технологических документов, которые должны находиться в объектах розничной торговли и общественного питания, утвержденному постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 27 марта 2002 г. N 10, с изменениями и дополнениями, документы, подтверждающие качество и безопасность реализуемого товара, должны находиться в торговом объекте. Такое же требование предусмотрено и в постановлении Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. N 28/35/38/27 "О подтверждении безопасности и качества товаров при их реализации в розничных торговых объектах, торговых объектах общественного питания, на торговых местах на рынках", с изменениями и дополнениями.

Информация о работе Договор хранения: правовое регулирование заключение и исполнение