Договор коммерческой концессии (франчайзинга)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:28, дипломная работа

Описание

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой значительно расширилась продажа товаров и услуг на условиях коммерческой концессии (франшизы). Договор коммерческой концессии – это договор, по которому лицо, имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу использовать эту систему в обмен на вознаграждение.

Содержание

Введение .................................................................................................................3

ГЛАВА 1: История развития коммерческой концессии
(франчайзинга) ...........................................…………………............. 6

ГЛАВА 2: Характеристика договора коммерческой
концессии ......................……………………………………………………….…9
2.1 Понятие и форма договора коммерческой концессии ..........…9
2.2 Стороны договора коммерческой концессии ...........................17
2.3 Существенные условия договора коммерческой концессии ..18
2.4 Коммерческая субконцессия .................................................... 21
2.5 Отличие договора коммерческой концессии от смежных
с ней институтов ....................................…….................................. 24
2.6 Ответственность по договору коммерческой концессии и
его прекращение ...............................................................…………27

ГЛАВА 3: Договор коммерческой концессии как аналог договора
франчайзинга в деятельности российских производителей ……………….. 30

ГЛАВА 4: Достоинства и недостатки
коммерческой концессии (франчайзинга) …………………………………... 36

Заключение ...........................................................................................................41

Библиография ......................................................................................................44

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

Что касается формы договора коммерческой концессии, то Гражданский  кодекс РФ предусматривает письменную форму договора коммерческой концессии, не соблюдение которой влечет его ничтожность. Это объясняется тем, что сторонами по данному договору являются предприниматели, которые выступают профессиональными участниками гражданского оборота и должны вести определенный учет своей деятельности.

Необходимость защиты интересов потребителей реализуется через нормы о регистрации договора коммерческой концессии об информировании потребителей и обеспечении надлежащего качества предлагаемых пользователем товаров, работ и услуг, об ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю.

В соответствии с статьей 1028 Гражданского Кодекса РФ договор  коммерческой концессии должен быть зарегистрирован в органе, осуществившим  регистрацию юридического лица или  индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя, а также, в случае заключения договора коммерческой концессии на использование объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством, в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. Если правообладатель зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранном государстве, регистрация договора коммерческой концессии осуществляется органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося пользователем. В отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии вправе ссылаться на договор лишь с момента его регистрации.

«Вопрос о том, кто  из сторон договора – правообладатель  или пользователь – должен обращаться к соответствующим органам за регистрацией, в законе решен исходя из того, что правообладателю сделать это намного проще. Ведь с личностью правообладателя связано место регистрации договора коммерческой концессии, а это, как правило, не только территориальная близость, но и наличие контактов с регистрирующими органами. В то же время стороны на основании отдельного соглашения могут установить иной порядок, а именно за регистрацией может обратиться как сам пользователь, так и любое третье лицо»3.

Договор коммерческой концессии имеет  комплексный характер. Поскольку  он предполагает предоставление права  пользования принадлежащими правообладателю  объектами исключительных прав, он тесно связан с правовым регулированием в области интеллектуальной собственности, в первую очередь с нормами, регламентирующими порядок использования различных объектов исключительных прав. С другой стороны, для коммерческой концессии свойственно сотрудничество сторон в процессе исполнения договора, так как конечные их интересы во многом совпадают. Поэтому франчайзинг в каком-то смысле можно считать разновидностью совместной деятельности. Однако было бы неправильно рассматривать его в контексте договора о совместной деятельности, так как характер сотрудничества сторон и его значение в этих договорах далеко не совпадают. Если в договоре о совместной деятельности такое сотрудничество имеет определяющее значение, то в коммерческой концессии оно является лишь одним из элементов и, кроме того, носит неравноправный характер, так как пользователь находится скорее в зависимых, чем в партнерских отношениях с правообладателем.

Для договоров коммерческой концессии также характерны ограничительные  условия, то есть условия, реализация которых  может привести к ограничению  конкуренции на соответствующем рынке. Чаще всего такие условия связаны с закреплением за пользователем определенной территории, на которой не могут действовать ни другие пользователи, ни сам правообладатель, либо с запретом для пользователя вступать с правообладателем в конкуренцию как самостоятельно, так и путем получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя (причем этот запрет может действовать в течение определенного срока и после прекращения договора).

В каждом конкретном случае ограничительные условия нуждаются в анализе с точки зрения антимонопольного законодательства, требующем изучения как общей ситуации на определенном товарном рынке, так и выяснения того положения, которое занимают на этом рынке стороны договора. Если будет установлено, что условия договора нарушают антимонопольное законодательство (в данном случае статью 6 Закона РФ от 21 апреля 1995 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"), то они могут быть признаны недействительными по иску антимонопольного органа или другого заинтересованного лица.

Если для деятельности пользователя договором очерчена определенная территория, за пределы которой он не имеет права выходить, это означает, что пользователь не должен сознательно  искать деловых контактов или сбыта продукции вне своей территории. Однако если к нему обратится лицо, проживающее или имеющее место нахождения за пределами его территории, он не вправе отказать такому лицу в заключении договора. Этот достаточно очевидный и общепринятый в антимонопольном законодательстве подход выражен в норме о ничтожности условия о праве пользователя реализовывать товары (работы, услуги) "исключительно" лицам, живущим (имеющим место нахождения) на определенной территории.

Что касается срока действия договора коммерческой концессии, то он предусматривается обычно в самом договоре, а если не указывается в нем, то договор считается заключенным на неопределенный срок. В случае истечения срока действия договора пользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, согласно ст. 1035 ГК РФ имеет право на заключение договора коммерческой концессии на тех же условиях, на новый срок. Данное положение защищает интересы пользователя как более слабой стороны договора. Находясь в зависимости от правообладателя, пользователь по окончании срока действия договора рискует оказаться в сложном положении: ему практически придется начинать свое дело с нуля, так как он более не сможет пользоваться средствами индивидуализации и коммерческим опытом правообладателя. Это было бы несправедливо, ведь пользователь вкладывал свои собственные средства в развитие предпринимательской деятельности правообладателя (в продвижение на рынок его товаров, работ или услуг, увеличение объемов его производства и т.д.). Тем самым пользователь оказал услугу не только правообладателю, но и тому лицу, которое по окончании договора может занять его место в коммерческой системе правообладателя.

Таким образом, предоставление пользователю преимущественного права  на заключение нового договора вытекает из экономического содержания франчайзинга. Однако подобное преимущество пользователя не должно быть безусловным. В противном случае могут пострадать уже интересы правообладателя. Ведь нежелание правообладателя заключить с пользователем новый договор может объясняться достаточно вескими причинами: например, у правообладателя могут быть к пользователю претензии по исполнению прекратившегося договора. Правообладатель может также утратить интерес к тому рынку, в рамках которого работал пользователь. Очевидно, что в подобных ситуациях не следует принуждать правообладателя к возобновлению с пользователем отношений по истечении срока договора.

Согласно статье 1035 Гражданского Кодекса РФ правообладатель может  отказать в заключении с пользователем  нового договора в двух случаях:

- если он докажет,  что пользователь ненадлежащим  образом исполнял свои обязанности  по прекратившемуся договору;

- если он обязуется  в течение трех лет не предоставлять  другим пользователям аналогичные  комплексы исключительных прав (в  том числе и на условиях субконцессии) для их осуществления на территории, к которой применялся прекратившийся договор.

Условие о надлежащем исполнении договора пользователем  имеет характер общего требования. Отдельные мелкие упущения и нарушения, которые могли иметь место  при исполнении договора, не должны приниматься во внимание, если они не нанесли правообладателю сколько-нибудь серьезного ущерба и есть основания полагать, что после заключения нового договора они не повторятся.

Правообладатель может  отказать пользователю в заключении нового договора без объяснения причин, однако он не должен в течение трех лет после этого заключать аналогичные договоры применительно к той же территории с другими лицами - пользователями. При нарушении правообладателем этого запрета пользователь получает право требовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду. Указанное право возникает у пользователя во всех случаях, когда территория исполнения нового договора, заключенного правообладателем с другим лицом, хотя бы частично совпадает с территорией, на которую распространялся прекратившийся договор. В случае если в прекратившемся договоре территория его исполнения не была определена, она должна быть установлена исходя из общего смысла договора и фактических обстоятельств, относящихся к предпринимательской деятельности пользователя.

Однако преимущественное право пользователя на заключение нового договора распространяется только на договор коммерческой концессии. Если правообладатель, не заключивший с  пользователем новый договор, в  течение трехлетнего срока организует на той же территории сбыт своей продукции на основе комиссионных или агентских договоров с другими лицами, пользователь будет не вправе требовать возмещения убытков.

Договор коммерческой концессии  прекращается как по общим основаниям прекращения обязательств, так и по специальным основаниям, указанным в главе 54 Гражданского Кодекса РФ (Приложение 4). Одно из таких специальных оснований - несостоятельность (банкротство) любой из сторон договора. Поскольку договор коммерческой концессии относится к чисто предпринимательским договорам, действие его не может продолжаться, если одна из сторон утрачивает статус предпринимателя.

Договор также прекращается вследствие отпадения существенных элементов предоставленного по договору комплекса исключительных прав. К таким элементам относятся права на фирменное наименование и коммерческое обозначение. Эти права считаются отпавшими, если правообладатель утратил их без приобретения других аналогичных прав. Право на фирменное наименование прекращается при ликвидации юридического лица (что согласно статье 419 Гражданского Кодекса РФ является общим основанием прекращения обязательств) или его реорганизации (за исключением случаев реорганизации, не влекущих прекращения юридического лица - обладателя фирменного наименования). Право на коммерческое обозначение утрачивается в случае его неиспользования в течение длительного срока.

Не влечет прекращения  договора изменение правообладателем своего фирменного наименования или  коммерческого обозначения. Однако учитывая, что при изменении существенного элемента комплекса исключительных прав договор в значительной степени утрачивает для пользователя ценность, пользователь согласно ст.  1039 ГК РФ вправе потребовать уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения либо расторжения договора и возмещения убытков.

Соглашение сторон об изменении, а также досрочном  расторжении договорных отношений  должно быть оформлено в том же порядке, в котором был заключен договор, т.е. в письменной форме  и с осуществлением государственной регистрации. Вытекающие из соглашения изменения в правах пользователя на объекты интеллектуальной собственности должны быть внесены в соответствующие государственные реестры, в которых зарегистрирован договор и выданные на его основе лицензии, в противном случае они могут быть признаны недействительными в отношениях с третьими лицами.

 

2.2  СТОРОНЫ  ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

 

Сторонами договора коммерческой концессии, могут быть коммерческие организации  и граждане, зарегистрированные в  качестве индивидуальных предпринимателей. При этом, одна из сторон именуется правообладателем, а другая пользователем. В англо-американском праве, одна сторона именуется  «франчайзер», а другая – «франчайзи».

Правообладатель («франчайзер») –  это лицо, которому принадлежат исключительные права, передаваемые им пользователю. При чем эти исключительные права он использует в процессе своей коммерческой деятельности и должен быть надлежащим образом зарегистрированным.

Пользователь («пользователь») – это  предприниматель, который в свою очередь получает возможность использовать исключительные права.

Заключая договор коммерческой концессии, правообладатель обязан:

  • передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставляемых по данному договору;
  • проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением предоставляемых прав;
  • выдать пользователю и обеспечить оформление лицензий;
  • выполнять другие обязанности, предусмотренные  договором (Приложение 1).

В свою очередь, пользователь обязан:

  • использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре способом;
  • соблюдать инструкции и указания правообладателя;
  • и выполнять другие обязанности, предусмотренные действующим законодательством и заключенным договором  коммерческой концессии (Приложение 3).

Таким образом, главное  требование правообладателя к пользователю - обеспечить качество товаров и услуг на уровне не ниже фирменного. Другие требования к пользователю, сформулированные в статье 1032 Гражданского Кодекса РФ, касаются неразглашения секретов производства правообладателя и другой полученной от него конфиденциальной информации, а также необходимости информировать покупателей (заказчиков) наиболее привычным для них способом, что пользователь использует в своей деятельности средства индивидуализации другого лица. Смысл этих требований - защитить интересы правообладателя и не вводить в заблуждение потребителей.

 

 

2.3  СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ  ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

 

Согласно действующему гражданскому законодательству существенными условиями  договора коммерческой концессии являются предмет и цена, т.е. вознаграждение правообладателя.

Предметом договора коммерческой концессии является комплекс исключительных прав, которые  необходимы для использования в  определенной сфере предпринимательской  деятельности, а именно:

  • права на фирменное наименование (фирму);
  • права на коммерческое обозначение правообладателя;
  • права на охраняемую коммерческую информацию;
  • права на товарный знак;
  • права на знак обслуживания и т.д.

Информация о работе Договор коммерческой концессии (франчайзинга)