Договор коммерческой концессии (франчайзинга)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:28, дипломная работа

Описание

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой значительно расширилась продажа товаров и услуг на условиях коммерческой концессии (франшизы). Договор коммерческой концессии – это договор, по которому лицо, имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу использовать эту систему в обмен на вознаграждение.

Содержание

Введение .................................................................................................................3

ГЛАВА 1: История развития коммерческой концессии
(франчайзинга) ...........................................…………………............. 6

ГЛАВА 2: Характеристика договора коммерческой
концессии ......................……………………………………………………….…9
2.1 Понятие и форма договора коммерческой концессии ..........…9
2.2 Стороны договора коммерческой концессии ...........................17
2.3 Существенные условия договора коммерческой концессии ..18
2.4 Коммерческая субконцессия .................................................... 21
2.5 Отличие договора коммерческой концессии от смежных
с ней институтов ....................................…….................................. 24
2.6 Ответственность по договору коммерческой концессии и
его прекращение ...............................................................…………27

ГЛАВА 3: Договор коммерческой концессии как аналог договора
франчайзинга в деятельности российских производителей ……………….. 30

ГЛАВА 4: Достоинства и недостатки
коммерческой концессии (франчайзинга) …………………………………... 36

Заключение ...........................................................................................................41

Библиография ......................................................................................................44

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

Пользователь обеспечивает себя постоянной технической и консультативной  поддержкой со стороны правообладателя; гарантированной системой поставок;

Пользователь может  быть также заинтересован в следующих  возможностях франчайзинговой системы  работы:

  • приобретение определенного уровня защищенности на территории присутствия правообладателя;
  • повышение статуса пользователя при проведении переговоров, получении кредитов и т.д. при достижении полного единообразия с правообладателем;
  • увеличение круга постоянных потребителей пользователь благодаря известности франчайзера, гарантированным маркетинговым исследованиям и рекламным кампаниям;
  • значительная экономия ресурсов и времени на рекламе, обучении кадров, проведении маркетинговых исследований, поиске и доставке товаров, разработке и регистрации собственного товарного знака, отработке технологии ведения бизнеса, ведении переговоров и поиске партнеров;

снижение риска банкротства, так как франчайзи использует в своей практической деятельности опыт франчайзера и пользуется системой поддержки с его стороны.

Предпринимателю не придется начинать свое дело с нуля - франчайзи  получает поддержку франчайзера, имеющего большой опыт в своем сегменте рынка. Советы умудренного жизненным опытом франчайзера помогают ему избежать тех ошибок, которые обычно делают начинающие предприниматели.

Один из недостатков  франчайзинга – сложный выход  из него как для франчайзера, так и для франчайзи, например по причине несоблюдения условий франчайзингового договора.

Так как франчайзи  являются не его работниками, а независимыми совладельцами бизнеса, отсюда трудности  при контроле сделок, осуществляемых франчайзи в своем бизнесе.

Другая проблема для  правообладателя – банальная  недоплата или выплата вознаграждения с опозданием. Правообладатели часто  устанавливают структуру выплат за предоставленный сервис, принимая за основу процент от общей суммы  продаж в каждом предприятии. Поэтому нечистый на руку пользователь может скрыть объем продаж и занизить взнос своему правообладателю. Последнее для России, как можно догадаться, особенно актуально. Одна из мер борьбы франчайзера с подобным укрывательством – установление фиксированных сумм.

Существуют также трудности  сохранения конфиденциальности коммерческой тайны франчайзера.

Но самое неприятное для франчайзера – отрицательное  влияние плохо работающих предприятий  на его "незапятнанную" репутацию. Многие потребители воспринимают каждое франчайзинговое предприятие как часть одной цепи предприятий, работающих под единым товарным знаком. По этой причине большинство франчайзоров очень скрупулезно относится к отбору предпринимателей, которым они хотят продавать франшизы.

Пользователь также не застрахован от неприятностей. В дополнение к франчайзинговому договору, который и так серьезно "подрезает крылья" франчайзи, последний должен следовать специальным правилам, касающихся ежедневных операций в бизнесе и использования товарного знака франшизы. Такие ограничения могут касаться рабочих часов, границ территории, ассортимента продукта и услуг, предлагаемых потребителю.

И, наконец, существует отличная от нуля вероятность банкротства  франчайзера, что может привести к продаже франшизы или ее аннуляции.

Таким образом, привлекательность  коммерческой концессии обусловлена  наличием в ней  положительных качеств. Неразвитость института коммерческой концессии в нашей стране, предоставляет предпринимателям, изъявившим желание работать в системе франчайзинга, возможность быстрого поднятия своего бизнеса. Однако не исключены и «минусы» в данной деятельности, которые были описаны выше. Поэтому, лучше заключая договор коммерческой концессии, предусмотреть в нем все моменты, чтобы в дальнейшем это не вызывало трудностей ни у правообладателя ни у пользователя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении, подводя итог проведенному исследованию, хотелось бы отметить еще  недостаточную развитость института  «коммерческой концессии»  (франчайзинг) в нашем государстве, несмотря на то, что за границей франчайзинг имеет большее практическое применение и известен истории еще со времен средневековья.

Исключительные права по своей  природе довольно уникальны, и передача их в пользование другим лицам  по договору вызывает определенный интерес. При этом договор коммерческой концессии интересен не сам по себе, а в связи с тем, что он призван обслуживать процесс производства, торговли ли оказания услуг. Он как бы дополняет профилирующие договоры купли-продажи, подряда, комиссии и др.

Пользователь вместе с исключительными  правами, служащими средством индивидуализации основного производителя, получает и его товары (производственные навыки и опыт). Правообладатель в свою очередь расширяет свой сбыт, обеспечивает себе возможность в дальнейшем продавать через пользователя новые партии товаров.

Появление такого договора связано  с развитием инвестиций, расширением  сферы деятельности коммерческих организаций. Те фирмы, которые стремятся территориально развивать свою деятельность, имеют для этого несколько возможностей. Они могут создавать свои филиалы, учреждать дочерние предприятия, но могут использовать и "франчайзинг". В этом случае, не занимаясь созданием специального юридического лица, а найдя уже какую-то действующую фирму, можно уступить ей свои права, не лишая, естественно, этих прав и себя, с тем чтобы она дальше выступала под маркой фирмы, уступающей эти права. С помощью такого договора были созданы даже некоторые транснациональные корпорации. Здесь возникает целый ряд вопросов, связанных с тем, чтобы тот, кто покупает права, с одной стороны, не ронял деловую репутацию, "лицо" того, кто эти права уступил, и в той же мере не вводил в заблуждение потребителей.

Применение коммерческой концессии в предпринимательской  деятельности дает существенные преимущества, как правообладателю, так и пользователю. Предприниматель заключает индивидуальные договоры франшизы с независимыми предпринимателями, предоставляя им исключительные права под его маркой на отведенной каждому территории. При этом предприятия, созданные пользователями, вливаются в интегрированную систему правообладателя, так как зависимость франчайзи от франчайзера и принятые им на себя обязательства придерживаются в своей деятельности стандартов и качества не ниже, чем у франчайзера, позволяют последнему контролировать франчайзинговую сеть.

Франчайзинг предполагает длительные и стабильные отношения  партнеров, что позволяет обеспечить предсказуемость развития системы  и дает возможность установления длительных и перспективных целей. На стадии разработки, безусловно, возникают определенные трудности, так как вся система договорных отношений должна быть приведена к единому смыслу и выработана единая корпоративная философия ведения бизнеса. И, это, естественно, требует изменения стереотипов мышления у всех без исключения сотрудников фирмы-франчайзера — только после этого можно серьезно говорить о франчайзинге. Коммерческая концессия (франчайзинг) базируется на постоянном сотрудничестве и высоком уровне доверия сторон, единообразии участников системы, высокой степени предпринимательской инициативы, отлаженной системе информационных связей, коммуникаций и инструментов маркетинга, поддержке сторон и ориентации на долгосрочный коммерческий успех.

Франчайзинг оказался уникальным правовым средством, которое обеспечило сочетание единой коммерческой политики крупных компаний с инициативой и предприимчивостью собственников розничных предприятий. И те, и другие оказались заинтересованными в новой форме сотрудничества.

В Российской Федерации в настоящее время франчайзинг используется в основном иностранными предпринимателями. Думается, что причина состоит в том, что в нашем государстве отсутствуют предприниматели, чьи фирменные наименования, товарные знаки и иные средства индивидуализации стоило бы приобретать. Для изменения сложившейся ситуации должен пройти не один десяток лет, поэтому, по большому счету, институт коммерческой концессии создан в расчете на будущее, а пока он обслуживает в основном иностранные компании, обосновавшиеся на российской рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Нормативные акты:

  1. Конституция РФ 1993 г.;
  2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 от 30.11.1994 г. № 52-ФЗ, часть 2 от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ;
  3. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г. №158-ФЗ с изменениями и дополнениями от 12.05.2000 г. // Справочная правовая система «Гарант»;
  4. ФЗ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23.09.1992 г. № 3520-1;
  5. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ с изменениями на 13.03.2002 г.;
  6. ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 с изменениями и дополнениями;
  7. ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 г. с изменениями и дополнениями;
  8. ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 21.04.1995 г. с изменениями и дополнениями;
  9. Конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.) с изменениями на 14.07.1967 г.;
  10. Письмо Высшего Арбитражного суда РФ от 16.08.1995 г. № ОМ-230;

 

Учебная и методическая литература:

  1. Большой юридический словарь. Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М.: изд-во «Инфра-М», 2002 г.;
  2. Гражданское право. Учебник. Том 2. Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: изд-во «Проспект», 2001 г.;
  3. Гражданское право России. Курс лекций. Под ред. О.Н. Садикова. М.: изд-во «Спарк», 2000 г.;
  4. Гражданское право. Учебник. Том 2. Под ред. Е.А. Суханова. М.: изд-во «Бек», 2002 г.;
  5. Гражданское право. Учебник. Под ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева. М.: изд-во «Норма», 1999 г.;
  6. Гражданское право в схемах. Учебное пособие. Часть 2. Под ред. И.А. Еремичева. М.: изд-во «Щит - М», 2000 г.;
  7. Гражданский кодекс РФ в схемах. Под ред. О.Никифоровой. М.: изд-во «Городец - Формула права», 1999 г.;
  8. Договор коммерческой концессии. Каган Е., Касьянова Г. // журнал «Коллегия», 2002 г., № 2;
  9. Комментарий к части второй Гражданского кодекса РФ. Под ред. В.Д. Карповича. М.: изд-во «Спарк», 1998 г.;
  10. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный). Под ред. О.Н. Садикова. М.: изд-во «Норма», 2000 г.;
  11. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части второй  (постатейный). Под ред. О.Н. Садикова.  М.: изд-во «Норма», 2000 г.;
  12. Комментарий судебной практики. Под ред. К.Б. Ярошенко. М.: изд-во «Юридическая литература», 1999 г.;
  13. Комментарий судебно-арбитражной практики. Под ред. В.Ф. Яковлева. М.: изд-во «Юридическая литература», 1998 г.;
  14. Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда РФ по гражданским делам. Под ред. В.М. Жуйкова. М.: изд-во «Юрист», 2000 г.;
  15. Новосельцев О. «Оценка коммерческой концессии». // ежемесячный журнал «Хозяйство и право», 2000 г. № 3;
  16. Основы Российского гражданского права. Под ред. В.В. Безбах, В.К. Пучинский. М.: изд-во «Зерцало», 1997 г.;
  17. Основы гражданского права. Под ред. В.О. Мушинского. М.: изд-во «Международные отношения», 1996 г.;
  18. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» от 01.07.1996 г. // Бюллетень ВАС РФ. 1999 г., № 6;
  19. Франшиза и договор коммерческой концессии в Гражданском кодексе Российской Федерации. Евдокимов В. // журнал «Хозяйство и право», 1997 г., № 12.

 

 

1 Новосельцев О.  «Оценка коммерческой концессии».  // ежемесячный журнал «Хозяйство и право»,  № 3 за 2000 г., с. 100

2 Гражданский кодекс РФ. Часть 2. М.: изд-во «Норма»,  2001 г., п.1 ст. 1027, с. 73

3 Гражданское право. Учеб. Том 2. Ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: изд-во «Проспект», 2000 г., с. 632

4 Большой юридический словарь. Под ред.  А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина. М.: изд-во «Инфра-М», 2000 г., с. 692

5 Комментарий части второй Гражданского кодекса РФ. Под ред. В.Д. Карповича. М.: изд-во «Спарк», 1996 г., с. 247

6 Гражданское право. Учебник. Под ред. О.Н. Садикова. М.: изд-во «Спарк», 1999 г., 243

7 Комментарий части второй Гражданского кодекса РФ. Под ред. В.Д. Карповича. М.: изд-во «Спарк», 1999, с.326

8 Гражданский кодекс РФ. Часть 2. М.: изд-во «Норма» 2001 г., ст. 1034, с. 69


Информация о работе Договор коммерческой концессии (франчайзинга)