Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 07:40, курсовая работа
Актуальность темы. Тема настоящей работы вызывает большой исследовательский интерес, обусловленный в первую очередь, ее актуальностью как в теоретическом, так и в практическом смыслах, а также кругом нерешенных проблем правоприменительного характера.
Закупка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд в России в течение длительного времени строилась на сочетании административно-планового акта и заключаемого во исполнение данного акта договора контрактации. В режиме плановой социалистической экономики почти вся сельскохозяйственная продукция закупалась у производителей сельскохозяйственной продукции на основе обязательных для исполнения государственных заказов.
Введение 5
1 Правовое регулирование закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд 8
2 Общая характеристика договора контрактации 11
2.1 Значение и сфера применения контрактации 11
2.2 Понятие и признаки договора контрактации 13
2.3 Содержание и исполнение договора контрактации 18
3 Ответственность по договору контрактации 25
Заключение 27
Список использованных источников 29
В
связи с отказом от
Во-вторых,
в отношениях по контрактации
продавец, в качестве которого
выступает производитель
2.2 Понятие и признаки договора контрактации
Договором
контрактации признается такой вид
договора купли-продажи, по которому продавец
- производитель
Этот
договор - возмездный, консенсуальный,
взаимный (двусторонний). В качестве
продавца по такому договору
выступает производитель
Для
договора контрактации не
В
качестве покупателя по
Объектом
договора контрактации
Применительно
к договору контрактации под
реализуемой
В отношениях
по контрактации правовое
Договор контрактации:
- всегда возмездный (основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение покупной цены - и наоборот);
- консенсуальный, т. е. для его совершения достаточно соглашения сторон, а не реальная передача товара;
- взаимный, т. е. права и обязанности есть у обеих сторон.
Есть ряд признаков, отличающих контрактацию от поставки или купли-продажи. Эти признаки учитываются судом при решении вопроса, связанного с квалификацией договорных отношений сторон судебного спора. Бесспорно, что именно от правильной квалификации договора во многом зависит правильность разрешения спора по существу.
Признак № 1: одной из сторон контрактации обязательно выступает производитель сельскохозяйственной продукции.
Признак № 2: особый объект договора - сельскохозяйственная продукция. Действующий ГК РФ не дает определения данного термина и не раскрывает ее возможные разновидности. Чуть ниже будет сделана попытка определения этого термина. Сельскохозяйственная продукция не должна быть подвергнута промышленной переработке.
Признак № 3: особый способ производства (получения) сельскохозяйственной продукции как элемент предмета обязательства, вытекающего из договора контрактации. Таким способом является выращивание (производство) сельскохозяйственной продукции. При этом существенное значение имеет соблюдение следующих условий:
- сельскохозяйственная продукция, реализуемая по договору контрактации, должна быть выращена в собственном хозяйстве производителя сельскохозяйственной продукции;
- под реализуемой сельскохозяйственной продукцией следует понимать как продукцию, которую еще предстоит вырастить (произвести) в будущем, так и продукцию, уже имеющуюся у товаропроизводителя в момент заключения договора контрактации;
- сельскохозяйственная продукция должна быть выращена собственными усилиями производителя и за его счет5).
При несоблюдении этих условий заключать договор контрактации нельзя. Следует оформлять договор подряда, возмездного оказания услуг и т.д.
Признак № 4: цель приобретения сельскохозяйственной продукции - дальнейшая переработка или продажа. Не имеет правового значения, что в процессе переработки закупленная по договору контрактации сельскохозяйственная продукция полностью потребляется или видоизменяется.
Признак № 5: должны присутствовать все указанные признаки. При отсутствии или изменении хотя бы одного из перечисленных признаков говорить о договоре контрактации нельзя.
Стороны этого договора - продавец (производитель продукции) и заготовитель (контрактант). В договоре контрактации не могут участвовать государство и граждане, не имеющие статуса предпринимателя.
Если речь идет о закупке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, то интересы государства представляют так называемые государственные заказчики - как правило, органы исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ.
Важно помнить о том, что продавцом по договору контрактации может выступать лицо, для которого производство сельскохозяйственной продукции является одним из основных видов деятельности:
- индивидуальные предприниматели, например, главы крестьянских или фермерских хозяйств;
- коллективные коммерческие организации. Объем правоспособности юридического лица должен охватывать возможность ведения им сельскохозяйственного производства (к примеру, банк не может быть продавцом по договору контрактации, поскольку его основная деятельность носит исключительный характер).
Производитель сельскохозяйственной продукции - это лицо, которое своими усилиями, в том числе трудом (личным или своих работников) и за свой счет, произвело (вырастило) сельскохозяйственную продукцию. Важно иметь в виду, что по договору контрактации предприниматель вправе продавать только произведенную им самим продукцию - об этом прямо говорится в пункте 1 статья 535 ГК РФ. Если планируется реализация продукции, произведенной кем-то другим, то отношения следует оформлять договором поставки или купли-продажи.
По договору контрактации не может быть реализована переработанная давальческая сельскохозяйственная продукция. Даже если субъект, переработавший и реализующий ее, сам осуществлял выращивание (производство) одноименной продукции. В случаях если имеет место реализация переработанной сельскохозяйственной продукции как собственного производства, так и давальческой, то квалификация договорных отношений должна производиться с учетом доли собственной продукции в общем объеме реализуемой по конкретному договору.
С другой стороны всегда находится заготовитель-предприниматель в виде организации или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, занимающийся заготовкой сельскохозяйственной продукции для осуществления своей предпринимательской деятельности на профессиональной основе. Заготовителем может быть не только предприниматель, но и государственный орган.
2.3 Содержание и исполнение
Особенность
правового регулирования
Производитель
сельскохозяйственной
Обязанности
заготовителя по договору