Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 07:40, курсовая работа
Актуальность темы. Тема настоящей работы вызывает большой исследовательский интерес, обусловленный в первую очередь, ее актуальностью как в теоретическом, так и в практическом смыслах, а также кругом нерешенных проблем правоприменительного характера.
Закупка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд в России в течение длительного времени строилась на сочетании административно-планового акта и заключаемого во исполнение данного акта договора контрактации. В режиме плановой социалистической экономики почти вся сельскохозяйственная продукция закупалась у производителей сельскохозяйственной продукции на основе обязательных для исполнения государственных заказов.
Введение 5
1 Правовое регулирование закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд 8
2 Общая характеристика договора контрактации 11
2.1 Значение и сфера применения контрактации 11
2.2 Понятие и признаки договора контрактации 13
2.3 Содержание и исполнение договора контрактации 18
3 Ответственность по договору контрактации 25
Заключение 27
Список использованных источников 29
Производитель
сельскохозяйственной
На заготовителя по договору контрактации возлагаются те же обязанности, что и на покупателя по договору поставки с учетом при этом ряда особенностей, благоприятствующих другой стороне, т.е. производителю сельскохозяйственной продукции.
По договору поставки доставка товаров осуществляется поставщиком, если договором не предусмотрено получение товаров покупателем в месте нахождения поставщика (ст. 510 ГК). Договором контрактации предусмотрен противоположный порядок: заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз, если иное не предусмотрено договором. При получении продукции по месту ее нахождения применяются правила ст. 515 ГК, регулирующие выборку товаров в месте нахождения поставщика.
Специально следует обратить внимание на то, что в ст. 536 ГК местом принятия сельскохозяйственной продукции указано место нахождения этой продукции, а не производителя. В связи с особенностями производственно-хозяйственной деятельности производителей сельскохозяйственной продукции склады готовой продукции могут находиться не на центральной усадьбе, а на производственных участках, откуда ее и должен вывозить заготовитель, если иное не предусмотрено договором.
Пункт 2 ст. 536 ГК, в соответствии с которым заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок, сформулирован применительно к случаю, когда принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте. Однако и при приемке сельскохозяйственной продукции по месту ее нахождения заготовитель не вправе отказаться от ее получения. В соответствии со ст. 515 ГК, которая может быть применена к этим отношениям, невыборка покупателем (получателем) товаров в установленный договором срок, а при его отсутствии - в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товаров дает поставщику право отказаться от исполнения договора либо потребовать от покупателя оплаты товаров7).
Обязанность
заготовителя, осуществляющего переработку
сельскохозяйственной продукции, возвращать
производителю по его требованию,
если это предусмотрено договором,
отходы от переработки
Количество подлежащей передаче сельскохозяйственной продукции обязательно должно быть указано в договоре. В соответствии с общими положениями о купле-продаже (ст. 465 ГК), если договор купли-продажи не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным. Закон о закупках установил, что зерно, сахарная свекла, семена масличных культур, лен-долгунец, скот и птица, молоко, шерсть, предложенные к реализации, закупаются в полном объеме. Для реализации этого условия необходимо, чтобы оно было включено в договор контрактации.
Как правило, договор контрактации так же, как и договор поставки, заключается в письменной форме. Если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо, должны применяться правила, предусмотренные пунктом 1 статьи 161 ГК РФ: такие договоры должны совершаться в письменной форме.
Если
в и производитель, и заготовитель
- физические лица, и договор контрактации
опосредует отношения по передаче партий
сельскохозяйственной продукции для
последующей переработки и
Так или
иначе, учитывая, что момент заключения
договора контрактации отделен от момента
его исполнения определенным (иногда
значительным) промежутком времени
и сторонам необходимо согласовать
детали исполнения, простая письменная
форма будет являться оптимальной
для закрепления отношений
Часто закупки
сельскохозяйственных продуктов производятся
непосредственно в хозяйствах населения
(например, ежедневный сбор молока, имеющегося
в подсобных хозяйствах населения,
закупка выращенных и собранных
в личных подсобных хозяйствах плодов,
овощей и т. д.). Сопоставление основных
признаков договора контрактации с
договором, заключаемым при закупке
сельскохозяйственных продуктов непосредственно
в хозяйствах населения, позволяет
квалифицировать его как
Порядок заключения договора также схож с правилами о поставке; аналогичен и порядок разрешения разногласий.
Если
при заключении договора между сторонами
возникли разногласия по отдельным
условиям договора, то сторона, предложившая
заключить договор и получившая
от другой стороны предложение о
согласовании этих условий, должна в
течение 30 дней со дня получения
этого предложения (если иной срок не
установлен законом или не согласован
сторонами), принять меры по согласованию
соответствующих условий
Сторона, получившая предложение по соответствующим условиям договора, но не принявшая мер по согласованию условий договора поставки и не уведомившая другую сторону об отказе от заключения договора в указанный срок, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договор (п. 2 ст. 507 ГК РФ).
Цена - не существенное условие договора контрактации, так же как и поставки. Ее определение производится по общие правилам, предусмотренным для купли-продажи (ст. 485 ГК РФ). Статья 485 ГК РФ исходит из того, что условие о цене товара не относится к числу существенных, при отсутствии которых договор не считается заключенным. Если договором цена не определена и не может быть определена исходя из его условий, оплата то товара должна быть произведена по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Особый порядок определения цены установлен для договоров поставки для государственных нужд. При поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным контрактом.
Срок
договора контрактации относится к
числу его существенных условий,
однако, в отличие от договора поставки,
для контрактации он не так важен.
В подавляющем большинстве
3 Ответственность по договору контрактации
В качестве диспозитивной нормы ГК (п. 3 ст. 401) устанавливает, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах. Однако законом или договором может быть предусмотрено наступление ответственности только при наличии вины. Такое основание ответственности, т.е. ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств только при наличии вины, установлено для производителя сельскохозяйственной продукции как стороны в договоре контрактации.
Доказывание
отсутствия вины возлагается на производителя
сельскохозяйственной продукции, нарушившего
обязательство. Он признается невиновным,
если докажет, что принял все меры
для надлежащего выполнения своих
обязанностей по договору. Производитель
сельскохозяйственной продукции не
несет ответственности за неисполнение
или ненадлежащее исполнение своих
обязанностей по договору контрактации
не только в тех случаях, когда
это было вызвано чрезвычайными
и непредотвратимыми
Что касается заготовителя, не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего обязательство, то он, если иное не предусмотрено договором, освобождается от ответственности только в том случае, если докажет, что ненадлежащее исполнение явилось результатом непреодолимой силы.
Заключение
Итак, было выяснено, что в нашей стране с 1961 и до 1994 года государственные закупки сельскохозяйственной продукции у колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий производились по договорам контрактации, представлявшим собой заказ на необходимую государству продукцию, заключаемым хозяйствами с заготовительными организациями. До начала рыночных экономических реформ, т.е. до начала 1990-х годов договоры контрактации были в основном плановыми, базировались на обязательных для хозяйств планах государственных закупок. При этом министерства, ведомства, предприятия и организации, закупавшие сельскохозяйственную продукцию, отвечали за организацию закупок и обеспечение бесперебойного приема всей продукции, предъявляемой хозяйствами.
Сохраняет свою роль этот договор и сейчас. Ему посвящены ст.ст. 535-538 ГК РФ, в которых определено содержание договора контрактации как одного из видов договора купли-продажи, наряду с поставкой товаров, розничной куплей-продажей, энергоснабжением и другими разновидностями этого обязательства.
Согласно ст. 535 ГК РФ, по договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную или произведенную им сельскохозяйственную продукцию заготовителю такой продукции (контрактанту), т.е. лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.
К отношениям, оформляемым договором контрактации, применяются в субсидиарном порядке нормы о договорах поставки (ст.ст. 506-524 ГК РФ), а также в соответствующих случаях ~ о поставке продукции для государственных нужд. Исторически сложилось так, что отношения по договору контрактации регулировались соответствующими положениями, утверждаемыми в ведомственном порядке.
Значение договоров контрактации в современных условиях, для процесса многогранной деятельности сельскохозяйственных предприятий и других участников производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - очень велико.
Важность
таких договоров для
В этом смысле показательно Постановление Правительства РФ “Об утверждении правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия”8), а также Постановление Правительства РФ “О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве”9).
Таким образом, государство с помощью договоров контрактации может оказывать влияние, на количественные показатели производства сельскохозяйственной продукции, стимулируя те или иные направления производства и тем самым регулировать цены на эту продукцию.
Список использованных источников
Нормативные
1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993г. – М.: Маркетинг, 2010. – 39с.