Договор перевозки грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 11:48, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить договор перевозки грузов как неотъемлемую часть регулирования транспортных правоотношений. Задачи исследования являются:
Определить понятие «договор перевозки груза» и изучить его виды;
Определить структуру трудового договора, его элементы;
Установить права и обязанности сторон договора;
Установить ответственность участников перевозочного процесса по договору перевозки груза;
Определить место договора в законодательстве и в системе транспортного права.

Работа состоит из  1 файл

договор перевозки грузов.docx

— 52.15 Кб (Скачать документ)

Введение.

 

Транспорт является одной  из наиважнейших частей и связующим  звеном экономической политики государства. Являясь одним из необходимых  средств достижения экономических  благ, он образует единый комплекс, охватывающий все виды производства, обмена и  распределения в обществе.

Являясь значимой частью государственной  и общественной жизни, отношения, возникающие  в сфере транспорта, нуждаются  в целенаправленном и эффективном  правовом регулировании. Хотя развитие транспортного законодательства в  Российской Федерации проходит по своеобразному, отличному от других государств пути, оно достаточно всесторонне охватывает сферу транспортных взаимоотношений. Гражданский Кодекс РФ 1996 года определяет и регулирует лишь основные, наиболее важные, принципиальные положения, необходимые для организации перевозок грузов, пассажиров, а также для определения обязанностей участников транспортных отношений.  Чтобы избежать пробелов в данной сфере законодательства, на основе Гражданского Кодекса и не противореча ему, принят ряд транспортных кодексов и уставов. В частности можно выделить Воздушный кодекс Российской Федерации (1997 г.), Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г.), Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (1999 г.), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (2001 г.), Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (2007 г.)

Требуется так же сказать, что транспортное законодательство является наиболее стабильным законодательством, и основные его положения, регулирующие отношения, связанные с заключением  договора перевозки, с подачей транспортных средств, ответственностью за их неиспользование, утрату, повреждение грузов, предъявлением претензий и т.д., продолжают оставаться неизменными уже многие годы.

Так как транспорт служит в первую очередь для перемещения  в территориальном пространстве людей и грузов, необходимо создавать  необходимые условия для регулирования  отношений между участниками  перевозочного процесса. В связи  с этим существует юридический документ, который регулировал бы права  и обязанности участников транспортных отношений  - договор перевозки. Так  как в данной работе предметом  работы не является перевозка пассажиров, то необходимо остановиться на понятии  «договор перевозки груза».

Объектом данной курсовой работы являются отношения, возникающие  в сфере транспортных отношений  по поводу организации перевозки  груза.

Предмет данной работы – место транспортного договора в обеспечении перевозки груза транспортными средствами.

По договору перевозки  груза перевозчик обязуется доставить  вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его  управомоченному на получение груза  лицу (получателю), а отправитель  обязуется уплатить за перевозку  груза установленную плату.1 Но как и в каком виде перевозчик должен доставить груз, как следует взимать плату и как определить перевозчика и получателя? Из того вопроса вытекает актуальность данной работы – для установления прав и обязанностей перевозчика и получателя, а также для определения условий перевозочного процесса необходим законный юридический документ, в котором было бы четко прописаны данные условия – договор перевозки грузов, а его изучение и способность грамотного составления являются необходимой частью профессиональной деятельности юриста, работающего в области гражданского права. Также знания по данному вопросу помогут специалисту в данной области принять деятельное участие в совершенствовании законодательства в сфере договорных отношений при перевозке грузов.

Цель курсовой работы –  изучить договор перевозки грузов как неотъемлемую часть регулирования  транспортных правоотношений.

Задачи исследования являются:

  1. Определить понятие «договор перевозки груза» и изучить его виды;
  2. Определить структуру трудового договора, его элементы;
  3. Установить права и обязанности сторон договора;
  4. Установить ответственность участников перевозочного процесса по договору перевозки груза;
  5. Определить место договора в законодательстве и в системе транспортного права.

Множество юристов изучают  договор перевозки груза в  своей профессиональной деятельности. Зачастую именно с помощью него решаются многие споры, возникающие в транспортной сфере. Однако многие труды и исследования противоречат друг другу в содержании, многие теоретики права расходятся во мнениях, понимая суть договора перевозки груза по-разному. Я попытаюсь синтезировать эти научные труды и привести их к общему выводу, который бы соответствовал действительности и реальному положению дел современного законодательства. Для этого я включила в свою работу идентичные мнения ученых, а так же проанализировала противоречия в их работах и приняла точку зрения, которая с точки зрения права более допустима.

 

 

 

 

 

 

Понятие и виды договора перевозки грузов.

Как уже говорилось ранее, по договору перевозки транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).

Из этой формулировки можно  дать характеристику данному виду договора. В первую очередь, договор перевозки  груза двусторонний, так как и  перевозчик и получатель несут определенные обязанности и обладают определенными  правами. Однако не все учение считают  такой договор двусторонним. Существует ряд авторов, убежденных, что договор  заключается в пользу третьего лица. В основном это теоретики советского транспортного права, ведь по сути современное  транспортное право практически  не отличается от транспортного права  Советского Союза, а, следовательно, и  договор перевозки груза не координально трансформировался. По сути, их точка  зрения заключается в том, что  данный договор не является самостоятельным  и зависит от договора поставки и иных договоров и лежащих в их основе нормативных актов.

Отсюда можно сделать  вывод, что договор перевозки - это  одно из средств исполнения обязанностей для грузоотправителя, вытекающих из указанных договоров. Заключая эти  договоры, покупатель продукции (впоследствии - получатель продукции по договору перевозки) принимает на себя обязанность  получить ее, а в договоре определяется и способ ее доставки получателю. Стало  быть, утверждают эти авторы, будущий  получатель заказанной продукции уже  в процессе заключения соответствующего договора (поставки, купли-продажи), во-первых, дает согласие на заключение договора перевозки, в котором он будет  значиться получателем, и, во-вторых, обязуется не только принять груз от транспортной организации, но и совершить другие действия, вытекающие из договора перевозки.2

Следовательно, по мнению этих авторов, требуя от транспортных организаций  выдачи груза, получатель осуществляет свое право, возникшее из соответствующего договора, во исполнение которого был  заключен договор перевозки грузов.

Другие авторы имеют похожую  точку зрения, говоря о том, что  хотя перевозчик и отправитель и являются сторонами договора перевозки груза, из их отношений вытекает обязанность, которая требует привлечения третьего лица – грузополучателя. Однако данные точки зрения практически ничем не обосновываются, а делаются лишь общие предположения, поэтому не следует принимать эти суждения, как истинные. Правильнее будет сказать, что в договоре перевозки груза участвует третье лицо, которое в результате него приобретает права и обязанности. Это лицо называется получателем. В договоре перевозки третье лицо имеет не только права, но и несет обязанности: Принять груз, требовать составления актов, своевременно вывезти груз, хотя к заключению договора перевозки третье лицо - грузополучатель - никакого отношения не имеет. Его обязанности вытекают из его взаимоотношений с грузоотправителем.

Договор перевозки является реальным. Об этом можно судить, исходя из вывода, что он считается заключенным  с момента сдачи груза транспортной организации и отметки на перевозочном документе, сделанной перевозчиком.

В зависимости от вида транспорта, договор перевозки груза имеет  свои специфические черты. Выделяют железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные перевозки. Перевозчиками в данном случае являются управления железных дорог, морские и речные пароходства, автотранспортные предприятия и т.д. . Для более детального изучения вопроса, необходимо выделить особенности договоров перевозки на примерах железнодорожного и воздушного транспорта

Перевозка грузов на железнодорожном транспорте.

Железная дорога в настоящее  время является естественной монополией. Поэтому весь железнодорожный транспорт  состоит в федеральной государственной  собственности. Железные дороги выступают  в качестве государственных унитарных  предприятий.3

Договор оформляется накладной, которая является основным перевозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом (отсюда ее название — грузосопроводительный документ). Юридическое значение накладной в том, что: а) она является обязательной письменной формой договора, б) доказывает факт заключения договора и воплощает его содержание; в) легитимирует лицо на предъявление претензий и исков к транспортной организации, вытекающих из ненадлежащего исполнения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, который отвечает за все последствия неправильности, неточности или неполноты указанных в ней сведений. Дорога имеет право, но не обязана проверять достоверность этих сведений.4

Договор считается заключенным  с момента, когда груз сдан к перевозке вместе с накладной. Перевозчик совершает на накладной соответствующую отметку, а в удостоверение приема груза к перевозке выдает отправителю грузовую квитанцию. Последняя имеет доказательственное значение в отношении факта заключения договора перевозки и служит основанием для предъявления требования к железной дороге в случае утраты груза и накладной. К числу иных перевозочных документов также относятся дорожная ведомость, вагонный лист, передаточная ведомость при перевозках прямым смешанным сообщением'. Все они являются документами первичного учета и имеют доказательственное значение.

Тарифы на грузовые перевозки  устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Законом о естественных монополиях в порядке, определяемом Правительством Российской. 5 Дополнительные работы и услуги, железных дорог могут оплачиваться по договорным ценам. Все причитающиеся железной дороге платежи за перевозку груза вносятся грузоотправителем на станции отправления. Нарушение этой обязанности влечет взыскание с него штрафа в размере, определенном Уставом железнодорожного транспорта, а отправление груза до внесения платежей может быть задержано. Кроме того, дорога вообще освобождается от ответственности за неподачу транспортных средств до момента внесения отправителем платежей за предыдущую перевозку6. За сверхнормативное хранение взыскивается пеня. Окончательные расчеты за перевозку груза осуществляются с получателем, если иное не установлено договором.

Железная дорога обязана  доставить груз в пункт назначения в установленный срок, который  зависит от расстояния, вида отправки, скорости перевозки и других условий. Различаются перевозки грузовой и более высокой скоростью, а  также перевозки пассажирскими поездами и грузобагажом. Срок доставки исчисляется с 24 часов дня приема груза к перевозке, а если груз был принят к перевозке ранее намеченного дня погрузки, то с 24 часов дня, в который груз должен быть погружен. Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения установленного срока доставки. При задержке подачи вагона (контейнера) под выгрузку по причинам, зависящим от получателя, груз считается доставленным в срок, если он прибыл на станцию назначения до истечения установленного срока доставки.7 При различных обстоятельствах действующие сроки могут удлиняться или укорачиваться.

Если в районе станции  назначения груза не окажется получателя, дорога поступает с грузом по указанию отправителя. При неполучении от него указаний до истечения установленного срока хранения груза последний  как невостребованный передастся для  реализации в установленном порядке. Вырученные суммы, за вычетом причитающихся железной дороге, перечисляются получателю при оплате им стоимости груза и отправителю в остальных случаях.

Различают неравномерность  грузовых перевозок по времени и  по направлению. Неравномерность перевозок  по времени характеризуется коэффициентом  неравномерности.

Объем перевозок по кварталам  неодинаков – обычно он минимален  в первом квартале, максимален во втором и на среднегодовом уровне – в  третьем.

Неравномерность перевозок  по направлениям связана со специализацией и кооперацией экономики в  масштабах народного хозяйства  и характером размещения производства и потребления. Районы страны, специализирующиеся на добывающей промышленности или на масштабном сельскохозяйственном производстве, вывозят больше грузов, чем ввозят, и наоборот, центры перерабатывающей промышленности и крупные города ввозят больше, чем вывозят. Чем больше неравномерность перевозок по направлениям, тем больше порожний пробег вагонов  и тем больше эксплуатационные расходы  железных дорог.

Сглаживание неравномерности  перевозок – одна из важнейших  задач железнодорожного транспорта. Решать ее можно по-разному, однако, как показывает практика, наиболее действенными в этом случае являются экономические меры, например, снижение тарифов в порожнем направлении.8

Воздушная перевозка грузов.

Воздушный кодекс разграничивает воздушную внутреннюю перевозку, когда  все пункты посадок расположены  на территории России, и воздушную  международную перевозку, при которой  хотя бы один из пунктов посадки  находится на территории другого  государства. Выделяются также местные, прямые и воздушные транзитные перевозки.

В современном законодательстве о воздушной перевозке выделяются фигуры авиационных предприятий, эксплуатантов и перевозчиков.9 Здесь необходимо дать определение авиационному предприятию, ссылаясь на Воздушных Кодекс РФ Авиационное предприятие — это юридическое лицо, которое может осуществлять любые виды деятельности, связанные с воздушной перевозкой или выполнением авиационных работ на основании лицензии. Эксплуатант — физическое или юридическое лицо, имеющее право собственности или иной законный титул (договор аренды и пр.) на воздушное судно и использующее его для полетов. Эксплуатант должен обладать особым сертификатом для совершения полетов. Наконец, перевозчик — это эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки на основании соответствующих договоров.

Договор оформляется грузовой (почтовой) накладной, которая составляется отправителем. Он отвечает за правильность и полноту сведений, представленных перевозчику в накладной. Наряду с обычной воздушной перевозкой активно используется также договор воздушного чартера, при котором фрахтовщик предоставляет фрахтователю одно или несколько воздушных судов (их частей) для воздушной перевозки груза или пассажиров и багажа на один или несколько рейсов.10 Природа такого договора аналогична морскому чартеру и определяется ст. 787 ГК.

Информация о работе Договор перевозки грузов