Договор поставки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 05:17, курсовая работа

Описание

Договор является основным документом, определяющим права и обязанности сторон, заключивших его. В условиях нарождающегося рынка, когда решение большинства вопросов, касающихся регулирования отношений сторон в процессе их хозяйственной и финансовой деятельности, отнесено законодателем к компетенции самих хозяйствующих субъектов, особое значение для последних приобретают договоры купли - продажи и договоры поставки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Договор поставки: понятие, форма и содержание……………………………..6
2 Проблемы договора поставки…………………………………………………..20
3 Совершенствование договора поставки……………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………...43
Глоссарий…………………………………………………………………….……44
Список использованных источников…………………………………………….46

Работа состоит из  1 файл

Калиниченко Н.В., КР, Гражданское право.doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)

В ч.2 ст.507 ГК РФ устанавливается ответственность  за уклонение от согласований условий договора. Так, сторона, получившая предложение по соответствующим условиям договора, но не принявшая мер по согласованию условий договора поставки и не уведомившая другую сторону об отказе от заключения договора поставки в согласованный срок, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора.

1.3. Расторжение договора

В финансово-хозяйственной деятельности предприятий нередко возникает  необходимость расторжения или  изменения ранее заключенных  договоров. Принцип свободы договора имеет важное значение не только при возникновении, но и при прекращении договорных обязательств.

ГК РФ исходит из обязательности исполнения сторонами обязательств, принятых на себя по договору (ст. 309, 310 ГК РФ).

Изменение договора означает, что  при сохранении его силы в целом то или иное условие либо некоторые из них, в том числе связанные с исполнением договорных обязанностей, формулируются по-новому. Расторжение же договора всегда приводит к его досрочному прекращению.

Расторжение договора может происходить по воле двух сторон или по требованию одной из сторон (п. 1 и 2 ст. 450 ГК РФ). Расторжение договора по соглашению сторон по своей правовой природе является двухсторонней сделкой, т.е. действием, направленным на прекращение возникших из договора прав и обязанностей (ст. 153, п. 3 ст. 154, п. 2 ст. 453 ГК РФ). В соответствии со ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или непосредственно заключенным договором. В Кодексе указаны способы расторжения или изменения договора, например предоставления, взамен исполнения отступного (ст. 409 ГК РФ) или путем новации (ст. 414 ГК РФ).

Требование одной из сторон о  расторжении договора не является сделкой, поскольку, в отличие от соглашения о расторжении договора, непосредственно не влечет прекращение возникших из договора прав и обязанностей, последние прекращаются решением суда. Таким образом, требование о расторжении договора является реализацией субъективного права, что в теории юридических фактов принято относить к юридическим поступкам, а в законодательстве - к самостоятельному основанию возникновения гражданских прав и обязанностей (подп. 8 п. 1 ст. 8 ГК РФ). Расторжение договора влечет прекращение прав и обязанностей сторон договора на будущее время.

Анализ современной практики договорной работы обнаруживает характерные ошибки в формулировании условий о расторжении  договора. В основном эти ошибки касаются порядка расторжения договора.

Изменение договора означает, что  при сохранении его силы в целом то или иное условие либо некоторые из них, в том числе связанные с исполнением договорных обязанностей, формулируются по-новому. Расторжение же договора всегда приводит к его досрочному прекращению.2

 

 

 

 

1.4. Поставка товаров для государственных нужд

Гражданский кодекс Российской Федерации  регулирует отношения, связанные с  поставкой товаров для государственных  нужд, как один из видов купли - продажи. Выступая в качестве покупателя товаров, необходимых для удовлетворения потребностей государства (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации), государство действует как участник гражданско-правовых отношений. В подобных случаях в целях регулирования указанных правоотношений подлежат применению нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей таких субъектов гражданского права, как Российская Федерация и субъекты Российской Федерации (ст. 124 ГК).

Основная цель норм, регламентирующих отношения по поставкам товаров для государственных нужд (§ 4 гл. 30 ГК), состоит в установлении специальных правил, которые учитывают особенности данных правоотношений, вызванные участием в них такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство.

Следует отметить, что для российского  законодательства (включая дореволюционное) весьма характерно и даже традиционно  наличие специальных актов законодательства, обеспечивающих особое регулирование  отношений, связанных с поставками товаров для удовлетворения потребностей государства. Еще в дореволюционном гражданском законодательстве такие правоотношения регламентировались Положением о казенных подрядах и поставках, предусматривавшим, к примеру, особенности заключения договоров поставки и подряда с казной (т.е. с государством). Такие договоры могли быть заключены только посредством торгов или запечатанных объявлений. Торги проводились путем записи предложений желающих вступить в договор с казной относительно цены товаров или подрядных работ; запись производилась до тех пор, пока иных предложений о снижении цены уже не поступало. Казенное учреждение принимало то предложение, которое наиболее выгодно государству, и заключало договор с участником торгов, внесшим соответствующее предложение.

Заключение договоров посредством запечатанных объявлений состояло в том, что казенное учреждение публиковало объявление, в котором содержалось указание о предмете договора и некоторых его условиях, а также приглашение потенциальным поставщикам и подрядчикам делать свои предложения. Такие предложения предъявлялись в запечатанных пакетах, которые вскрывались одновременно. Расчет был на то, что каждый желающий вступить в договор с казной, опасаясь более привлекательных предложений со стороны конкурентов, будет стараться предложить наиболее выгодные для государства условия[1].

Законодательные акты о государственных  подрядах и поставках принимались  также после революции в период НЭПа. Можно назвать, в частности, принятый в 1923 г. Закон "О государственных  подрядах и поставках", который в целях защиты интересов государства устанавливал специальные правила, регулирующие отношения по поставкам с участием в качестве заказчика государственных учреждений и государственных предприятий.

В дальнейшем, с формированием глобальной административно - командной системы управления экономикой, когда практически все поставки продукции и товаров осуществлялись на основе плановых актов (фондовых извещений, планов прикрепления, нарядов), нужда в особом регулировании отношений, связанных с поставками продукции и товаров для удовлетворения государственных потребностей, отпала.

Отказ от централизованного планирования материально - технического снабжения  субъектов хозяйствования, переход  к рыночным методам регулирования  экономических отношений вновь вызвали необходимость разработки специальных законодательных актов, учитывающих специфику отношений по поставкам товаров для удовлетворения государственных потребностей.3

В настоящее время сфера действия договоров поставки товаров для  государственных нужд - это отношения, связанные с поставками товаров, предназначенных для удовлетворения потребностей государства - Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, для обеспечения обороны и безопасности страны, жизни и здоровья граждан. В свою очередь, потребности государства определяются исходя из следующих целей: необходимость реализации федеральных государственных программ; обеспечение уровня обороноспособности; формирование государственных материальных резервов; реализация экспортных поставок во исполнение международных соглашений с участием Российской Федерации.

1.5. Субъектный состав договора поставки

На основании проведённого анализа  действующего законодательства РФ о  договоре поставки можно сделать  вывод о том, что договор поставки имеет ряд квалифицирующих признаков, в частности:

- особый субъектный состав договора  поставки, характеризующийся тем,  что по общему правилу в  качестве поставщика может выступать  только индивидуальный предприниматель  или коммерческая организация.  В связи с тем, что некоммерческие организации имеют специальную правоспособность, то они могут быть поставщиками товаров только в том случае, если такого рода деятельность разрешена их учредительными документами в соответствии с действующим законодательством, и осуществляется подобная деятельность в рамках их целевой правоспособности. Товары, поставляемые по договору поставки, производятся или закупаются поставщиком.

Таким образом, в качестве поставщика по общему правилу выступают коммерческие организации или индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на производстве соответствующих товаров либо профессионально занимающиеся их закупками для последующей реализации покупателям;

- в силу этого договора покупателю  передаются товары для их использования  в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Следовательно, и в качестве покупателя по договору поставки должна выступать, как правило, коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, а также некоммерческая организация с соблюдением правил о правоспособности таких юридических лиц; Под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве предпринимателя (материально-технического оснащения, оборудования и т.д..). Однако в случае если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже.

Отношения по поставке товаров могут  быть урегулированы договором поставки для государственных или муниципальных  нужд. Закрепление такого вида договора в законе отражает переход к рыночным основам во взаимоотношении государства с предпринимателями.

1.6. Предмет договора поставки

Договор поставки является одной из  разновидностей  договора  купли  –

продажи  и  выделился  в  законодательстве  в  отдельный  правовой  институт

недавно по сравнению с иными  видами договоров (с середины  18  века  он      был выделен  в  российском  праве  в  отдельный  вид  договора  и  на  то  время

практически не имел аналогов. Иногда его  называют  предпринимательской  или

торговой куплей-продажей.

С самого зарождения этот институт  использовался  преимущественно  для

регулирования  отношений   государства   с   частными   лицами   по   поводу

удовлетворения государственных  нужд в тех  или  иных  товарах.  Это  явилось

следствием того, в середине  18  века  в  Российской  Империи  господствовал

монархический  строй  правления,  для  которого  характерна   приоритетность

интересов государства  перед  частными  интересами.  Так,  в  Своде  законов

гражданским общим положениям о  поставке было посвящено всего восемь  статей,

тогда как казённым поставкам (подрядам) – более 240.[1]  Всё  вышеупомянутое

имеет  прямое отношение и для  Белоруссии, так как с 18 века её история  (как

и история её права) неразрывно связана  с Российской Империей.

Так,  был   предопределён   высокий   уровень   заинтересованности   и

вмешательства государственной власти в нормирование отношений по  поставкам,

которые проявлялись до самого  недавнего  времни.  С  началом  строительства

социализма  в  СССР  планово  –  регулирующее  воздействие  государства   на

отношения по  поставке  продолжало  расти  и  сфера  автономии  воли  сторон

договора сужалась. И лишь в последние  десятилетие ХХ века наметился  переход

к рыночной организации экономики  и, как следствие, кардинальные изменения  в

правовом  поле,  регулирующем  отношения  по поставке.  Поставка,  в новом

Гражданском  кодексе  РБ,  стала  приобретать  обычные   черты   нормального договора  частного  права,  все  больше  сближаясь  с  традиционной  куплей-продажей. По сравнению со  Сводом  законов,  в  действующем  ГК  гражданскую поставку законодатель пытается урегулировать аж 19 статьями, а поставка  для государственных нужд вообще преобразовалась в отдельный вид договора.

Следует отметить, что на данном этапе  развития  отечественного  права

наблюдается рост государственного влияния (как прямого,  так  и  косвенного)

на отношения сторон договора поставки,  что,  на  мой  взгляд,  недопустимо. Это может выражаться в конкретных  действиях  государственных  органов  либо

влияние на договор поставки и отношения  его  сторон  некоторых  нормативных

актов,  в  частности  из  области  налогообложения,  что  в  конечном  итоге отразится именно на конечном  покупателе,  то  есть  на  нас  с  вами  -  на потребителе.4

 

 

 

 

 

1.7. Содержание договора поставки

Под содержанием договора поставки понимается совокупность прав и обязанностей сторон, отраженных в условиях (пунктах) договора. По договору поставки поставщик обязывается поставлять обусловленные товары в течение срока действия договора, а покупатель - принимать и оплачивать товары по установленным в договоре ценам. В договоре указываются: 1) наименование и количество подлежащих поставке изделий; 2) ассортимент или развернутая номенклатура подлежащих поставке товаров; 3) их качественная характеристика; 4) комплектность; 5) требования, предъявляемые к таре, упаковке, пакетированию; 6) общий срок действия договора и сроки поставки; 7) порядок доставки (транспортировки); 8) цены на товары и общая сумма договора; 9) порядок и форма расчетов; 10) платежные и почтовые реквизиты поставщика и покупателя, а также отгрузочные реквизиты получателя, если он является покупателем продукции; 11) другие условия, которые должны быть предусмотрены в соответствии с законодательством, а также условия, которые поставщик и покупатель признают необходимым предусмотреть в договоре.

Информация о работе Договор поставки