Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 05:17, курсовая работа
Договор является основным документом, определяющим права и обязанности сторон, заключивших его. В условиях нарождающегося рынка, когда решение большинства вопросов, касающихся регулирования отношений сторон в процессе их хозяйственной и финансовой деятельности, отнесено законодателем к компетенции самих хозяйствующих субъектов, особое значение для последних приобретают договоры купли - продажи и договоры поставки.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Договор поставки: понятие, форма и содержание……………………………..6
2 Проблемы договора поставки…………………………………………………..20
3 Совершенствование договора поставки……………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………...43
Глоссарий…………………………………………………………………….……44
Список использованных источников…………………………………………….46
В ч.2 ст.507 ГК РФ устанавливается
1.3. Расторжение договора
В финансово-хозяйственной
ГК РФ исходит из обязательности исполнения сторонами обязательств, принятых на себя по договору (ст. 309, 310 ГК РФ).
Изменение договора означает, что при сохранении его силы в целом то или иное условие либо некоторые из них, в том числе связанные с исполнением договорных обязанностей, формулируются по-новому. Расторжение же договора всегда приводит к его досрочному прекращению.
Расторжение договора может происходить по воле двух сторон или по требованию одной из сторон (п. 1 и 2 ст. 450 ГК РФ). Расторжение договора по соглашению сторон по своей правовой природе является двухсторонней сделкой, т.е. действием, направленным на прекращение возникших из договора прав и обязанностей (ст. 153, п. 3 ст. 154, п. 2 ст. 453 ГК РФ). В соответствии со ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или непосредственно заключенным договором. В Кодексе указаны способы расторжения или изменения договора, например предоставления, взамен исполнения отступного (ст. 409 ГК РФ) или путем новации (ст. 414 ГК РФ).
Требование одной из сторон о расторжении договора не является сделкой, поскольку, в отличие от соглашения о расторжении договора, непосредственно не влечет прекращение возникших из договора прав и обязанностей, последние прекращаются решением суда. Таким образом, требование о расторжении договора является реализацией субъективного права, что в теории юридических фактов принято относить к юридическим поступкам, а в законодательстве - к самостоятельному основанию возникновения гражданских прав и обязанностей (подп. 8 п. 1 ст. 8 ГК РФ). Расторжение договора влечет прекращение прав и обязанностей сторон договора на будущее время.
Анализ современной практики договорной работы обнаруживает характерные ошибки в формулировании условий о расторжении договора. В основном эти ошибки касаются порядка расторжения договора.
Изменение договора означает, что при сохранении его силы в целом то или иное условие либо некоторые из них, в том числе связанные с исполнением договорных обязанностей, формулируются по-новому. Расторжение же договора всегда приводит к его досрочному прекращению.2
1.4. Поставка товаров для государственных нужд
Гражданский кодекс Российской Федерации
регулирует отношения, связанные с
поставкой товаров для
Основная цель норм, регламентирующих отношения по поставкам товаров для государственных нужд (§ 4 гл. 30 ГК), состоит в установлении специальных правил, которые учитывают особенности данных правоотношений, вызванные участием в них такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство.
Следует отметить, что для российского
законодательства (включая дореволюционное)
весьма характерно и даже традиционно
наличие специальных актов
Заключение договоров посредством запечатанных объявлений состояло в том, что казенное учреждение публиковало объявление, в котором содержалось указание о предмете договора и некоторых его условиях, а также приглашение потенциальным поставщикам и подрядчикам делать свои предложения. Такие предложения предъявлялись в запечатанных пакетах, которые вскрывались одновременно. Расчет был на то, что каждый желающий вступить в договор с казной, опасаясь более привлекательных предложений со стороны конкурентов, будет стараться предложить наиболее выгодные для государства условия[1].
Законодательные акты о государственных подрядах и поставках принимались также после революции в период НЭПа. Можно назвать, в частности, принятый в 1923 г. Закон "О государственных подрядах и поставках", который в целях защиты интересов государства устанавливал специальные правила, регулирующие отношения по поставкам с участием в качестве заказчика государственных учреждений и государственных предприятий.
В дальнейшем, с формированием глобальной административно - командной системы управления экономикой, когда практически все поставки продукции и товаров осуществлялись на основе плановых актов (фондовых извещений, планов прикрепления, нарядов), нужда в особом регулировании отношений, связанных с поставками продукции и товаров для удовлетворения государственных потребностей, отпала.
Отказ от централизованного планирования материально - технического снабжения субъектов хозяйствования, переход к рыночным методам регулирования экономических отношений вновь вызвали необходимость разработки специальных законодательных актов, учитывающих специфику отношений по поставкам товаров для удовлетворения государственных потребностей.3
В настоящее время сфера действия договоров поставки товаров для государственных нужд - это отношения, связанные с поставками товаров, предназначенных для удовлетворения потребностей государства - Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, для обеспечения обороны и безопасности страны, жизни и здоровья граждан. В свою очередь, потребности государства определяются исходя из следующих целей: необходимость реализации федеральных государственных программ; обеспечение уровня обороноспособности; формирование государственных материальных резервов; реализация экспортных поставок во исполнение международных соглашений с участием Российской Федерации.
1.5. Субъектный состав договора поставки
На основании проведённого анализа действующего законодательства РФ о договоре поставки можно сделать вывод о том, что договор поставки имеет ряд квалифицирующих признаков, в частности:
- особый субъектный состав
Таким образом, в качестве поставщика по общему правилу выступают коммерческие организации или индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на производстве соответствующих товаров либо профессионально занимающиеся их закупками для последующей реализации покупателям;
- в силу этого договора
Отношения по поставке товаров могут
быть урегулированы договором
1.6. Предмет договора поставки
Договор поставки является одной из разновидностей договора купли –
продажи и выделился в законодательстве в отдельный правовой институт
недавно по сравнению с иными видами договоров (с середины 18 века он был выделен в российском праве в отдельный вид договора и на то время
практически не имел аналогов. Иногда его называют предпринимательской или
торговой куплей-продажей.
С самого зарождения этот институт использовался преимущественно для
регулирования отношений государства с частными лицами по поводу
удовлетворения
следствием того, в середине 18 века в Российской Империи господствовал
монархический строй правления, для которого характерна приоритетность
интересов государства перед частными интересами. Так, в Своде законов
гражданским общим положениям о поставке было посвящено всего восемь статей,
тогда как казённым поставкам (подрядам) – более 240.[1] Всё вышеупомянутое
имеет прямое отношение и для Белоруссии, так как с 18 века её история (как
и история её права) неразрывно связана с Российской Империей.
Так, был предопределён высокий уровень заинтересованности и
вмешательства государственной власти в нормирование отношений по поставкам,
которые проявлялись до самого недавнего времни. С началом строительства
социализма в СССР планово – регулирующее воздействие государства на
отношения по поставке продолжало расти и сфера автономии воли сторон
договора сужалась. И лишь в последние десятилетие ХХ века наметился переход
к рыночной организации экономики и, как следствие, кардинальные изменения в
правовом поле, регулирующем отношения по поставке. Поставка, в новом
Гражданском кодексе РБ, стала приобретать обычные черты нормального договора частного права, все больше сближаясь с традиционной куплей-продажей. По сравнению со Сводом законов, в действующем ГК гражданскую поставку законодатель пытается урегулировать аж 19 статьями, а поставка для государственных нужд вообще преобразовалась в отдельный вид договора.
Следует отметить, что на данном этапе развития отечественного права
наблюдается рост государственного влияния (как прямого, так и косвенного)
на отношения сторон договора поставки, что, на мой взгляд, недопустимо. Это может выражаться в конкретных действиях государственных органов либо
влияние на договор поставки и отношения его сторон некоторых нормативных
актов, в частности из области налогообложения, что в конечном итоге отразится именно на конечном покупателе, то есть на нас с вами - на потребителе.4
1.7. Содержание договора поставки
Под содержанием договора поставки понимается совокупность прав и обязанностей сторон, отраженных в условиях (пунктах) договора. По договору поставки поставщик обязывается поставлять обусловленные товары в течение срока действия договора, а покупатель - принимать и оплачивать товары по установленным в договоре ценам. В договоре указываются: 1) наименование и количество подлежащих поставке изделий; 2) ассортимент или развернутая номенклатура подлежащих поставке товаров; 3) их качественная характеристика; 4) комплектность; 5) требования, предъявляемые к таре, упаковке, пакетированию; 6) общий срок действия договора и сроки поставки; 7) порядок доставки (транспортировки); 8) цены на товары и общая сумма договора; 9) порядок и форма расчетов; 10) платежные и почтовые реквизиты поставщика и покупателя, а также отгрузочные реквизиты получателя, если он является покупателем продукции; 11) другие условия, которые должны быть предусмотрены в соответствии с законодательством, а также условия, которые поставщик и покупатель признают необходимым предусмотреть в договоре.