Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 13:46, курсовая работа
Данная работа состоит из трех глав в которых будут рассмотрены основные понятия и особенности договора поставки, его содержание, ответственность сторон по договору поставки, а также права и обязанности сторон. Затрагиваются также вопросы, касающиеся договора поставки для государственных нужд.
При написании курсовой работы использовались следующие источники: Конституция Республики Беларусь, Законы, Указы Президента Республики Беларусь, постановления и другая нормативно-правовая и учебная литература.
Введение 4
Глава 1. Понятие договора поставки, общая характеристика 6
1.Понятие и характеристика договора поставки.
Глава 2. Заключение, содержание и исполнение договора поставки, ответственность по договору поставки 10
2.1. Заключение и содержание договора поставки 10
2.2. Исполнение договора поставки 14
2.3. Ответственность по договору поставки, односторонний отказ от исполнения договора поставки 19
Глава 3. Поставка товаров для государственных нужд 22
3.1. Порядок заключения договора 22
3.2. Исполнение договора и ответственность за нарушение обязательств по поставке товаров для государственных нужд 27
Заключение 30
Список использованных источников 31
Помимо имущественной ответственности, неисполнение или ненадлежащее исполнение договора поставки может повлечь односторонний отказ от его исполнения, то есть одностороннее расторжение или изменение договора поставки. В силу Cт. 493 ГК односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. При этом Cт. 493 ГК конкретизирует понятие существенного нарушения договора поставки и перечисляет нарушения со стороны поставщика и покупателя, которые предполагаются существенными. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, а также неоднократного нарушения сроков поставки товаров. Существенными нарушениями договора поставки покупателем предполагаются неоднократное нарушение сроков оплаты товаров и неоднократная невыборка товаров. Указанные нарушения могут служить основанием для отказа контрагента от исполнения договора поставки, хотя не лишают нарушителя права доказывать отсутствие существенного характера допущенных нарушений.
Для
одностороннего отказа от исполнения
договора поставки по Cт. 493 ГК не требуется
достижения соглашения сторон или обращения
в суд. Договор поставки считается здесь
измененным или расторгнутым с момента
получения одной стороной уведомления
другой стороны об одностороннем отказе
от исполнения договора полностью или
частично, если иной срок расторжения
или изменения договора не предусмотрен
в уведомлении либо не определен соглашением
сторон.
ГЛАВА
3. ПОСТАВКА ТОВАРОВ
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
НУЖД
3.1.
ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ДОГОВОРА
Государственными
нуждами признаются определяемые в установленном
законодательством порядке потребности
Республики Беларусь или ее административно-
Существование поставок для государственных нужд и их правовое регулирование – объективная необходимость, обусловленная публичными интересами всего общества (создание государственных материальных резервов, поддержание обороноспособности и государственной безопасности, обеспечение выполнения целевых программ и межгосударственных соглашений, поддержка функционирования отраслей социальной сферы, удовлетворение потребностей государственного управления и т.д.).
В Cт. 495 – 504 ГК дается понятие государственных нужд, определяются правовые формы отношений по поставке товаров для государственных нужд, основания и порядок их установления, предусматриваются особенности исполнения обязательств при поставке товаров для государственных нужд. При недостаточности этих норм применяется специальное законодательство о поставках товаров для государственных нужд.
Основной акт специального законодательства – Закон о поставках товаров для государственных нужд от 24 ноября 1993 г.. Важное значение в регулировании отношений по поставкам товаров для государственных нужд имеет постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 1999 г. N 1944, которым утверждены Положение о порядке осуществления закупок товаров, работ и услуг за счет средств республиканского бюджета и внешних государственных займов, действие которого распространяется и на закупки для республиканских государственных нужд, а также и Положение о формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд. На каждый очередной год Правительство определяет в своих актах состав республиканских государственных нужд и государственных заказчиков по ним. Приказом Министерства экономики Республики Беларусь от 17 марта 1995 г. утвержден Типовой государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд [9].
К отношениям по поставке товаров для государственных нужд подлежат применению и правила о договоре поставки (Cт. 476 – 493 ГК), если иное не предусмотрено самим Гражданским кодексом и иными актами законодательства. Кроме того, в силу пункта 5 Cт. 424 ГК к поставке товаров для государственных нужд применяются общие положения о купле-продаже, если иное не установлено Гражданским кодексом и другим законодательством об этих договорах.
Согласно пункту 1 Cт. 495 ГК поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд. По своей сути данные договорные отношения не что иное как разновидность поставки. И хотя государственный контракт в определенной мере отличается от договора поставки товаров для государственных нужд, заключаемого поставщиком с конкретным покупателем, в целом их правовая природа одинакова.
Особенностями договорных отношений по поставке товаров для государственных нужд, позволяющие отличать их от договоров поставки, являются:
-
особенность договоров,
-
отношения по поставке товаров
для государственных нужд
-
для государственных
-
особенности государственных
-
договорным отношениям по
- государственные контракты и договоры поставки товаров для государственных нужд отличаются особенностями обеспечения выполнения обязательств по реализации товаров для государственных нужд, а также особенностями ответственности за их нарушение.
Стороной
в государственном контракте
является само государство, представленное
уполномоченными органами и организациями,
именуемыми государственными заказчиками.
Государственные заказчики по выполнению
республиканских государственных нужд
определяются Правительством Республики
Беларусь. В этом качестве выступают министерства,
другие республиканские органы государственного
управления, объединения (учреждения),
подчиненные Правительству, облисполкомы
и Минский горисполком. Определение государственных
заказчиков по выполнению местных нужд
возлагается на исполнительные и распорядительные
органы соответствующих административно-
В
качестве поставщика и в государственном
контракте, и в договоре поставки
товаров для государственных
нужд выступает лицо, осуществляющее
предпринимательскую
Предмет государственных контрактов и договоров поставки товаров для государственных нужд составляют любые товары, отвечающие целям поставок для государственных нужд. Как правило, это товары серийного или массового производства.
Как установлено в пункте 1 Cт. 497 ГК, государственный контракт заключается на основе заказа государственного заказчика на поставку товаров для государственных нужд, принятого поставщиком (исполнителем). Порядок заключения государственных контрактов регулируется Cт. 498 ГК.
Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется им поставщику (исполнителю). По соглашению между сторонами государственного контракта его проект может быть подготовлен поставщиком (исполнителем).
Сторона, получившая проект государственного контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр контракта другой стороне. При наличии разногласий по условиям государственного контракта данная сторона в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта.
В случае возвращения государственного контракта с протоколом разногласий сторона, его получившая, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий или истечении установленного срока неурегулированные разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной в срок не позднее 30 дней на рассмотрение хозяйственного суда. Если же соответствующая сторона не обращается по этому поводу в суд, государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд считается незаключенным.
В силу Cт. 497 ГК заключение государственного контракта является обязательным для государственного заказчика, разместившего заказ, принятый поставщиком.
Для поставщика (исполнителя) заключение государственного контракта является обязательным лишь в предусмотренных законодательством случаях. По «Закону о поставках товаров для государственных нужд» от 24 ноября 1993 г. не имеют права необоснованно отказаться от заключения государственных контрактов на поставку товаров для государственных нужд поставщики, являющиеся монополистами по продаже или производству определенных видов товаров [3]. Обязательность заключения поставщиком (исполнителем) государственного контракта установлена и в некоторых других случаях, например в отношении поставки (заготовки, сдачи) лома и отходов черных, цветных и драгоценных металлов [6]. Однако заключение государственного контракта обязательно для поставщика только при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта.
Если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный контракт [2. п. 5 Cт. 498].
В случае заключения помимо государственного контракта договора поставки товаров для государственных нужд государственный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного контракта направляет поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику.
Инициатива в заключении договора поставки товаров для государственных нужд принадлежит поставщику. Он обязан направить проект договора указанному в извещении о прикреплении покупателю не позднее тридцати дней со дня получения извещения от государственного заказчика.
Если поставщик уклоняется или отказывается от заключения договора поставки товаров для государственных нужд, покупатель вправе обратиться в хозяйственный суд с требованием о понуждении поставщика заключить договор на предложенных им самим условиях. В этом случае проект договора поставки товаров для государственных нужд представляется покупателем.
В то же время ни государственный контракт, ни извещение государственного заказчика о прикреплении к поставщику (исполнителю), ни нормы права не создают для покупателя обязанности заключить договор поставки товаров для государственных нужд. Поэтому он вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку [2. п. 1 Cт. 500], причем без указания каких-либо мотивов.
При
отказе покупателя от заключения договора
поставки товаров для государственных
нужд поставщик должен незамедлительно
уведомить об этом государственного заказчика
и вправе потребовать от него извещения
о прикреплении к другому покупателю.
В свою очередь государственный заказчик
в срок не позднее тридцати дней со дня
получения уведомления поставщика
либо выдает извещение о прикреплении
к нему другого покупателя, либо направляет
поставщику (исполнителю) отгрузочную
разнарядку с указанием получателя товаров,
либо сообщает о своем согласии принять
и оплатить товары. Невыполнение государственным
заказчиком этих обязанностей дает поставщику
(исполнителю) право или потребовать от
государственного заказчика принять и
оплатить товары, или реализовать товары
по своему усмотрению с отнесением разумных
расходов, связанных с их реализацией,
на государственного заказчика.