Договор розничной купли-продажи и его разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 07:27, курсовая работа

Описание

цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи и выполнить следующие задачи:
- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты;
В проделанном исследовании будет проанализирована современная периодика о договоре розничной купле-продаже, весь пласт действующего законодательства. В заключение работы будут подведены итоги, намечены пути решения накопившей проблематики.

Содержание

Введение 2
1. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи. 2
2. Разновидности договора розничной купли продажи. 2
3. Защита прав граждан-потребителей по договору розничной купли-продажи. 2
3.1. Права и обязанности покупателя по договору. 2
3.2. Права и обязанности продавца по договору 2
3.3. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре. 2
4. Заключение 2
Литература: 2

Работа состоит из  1 файл

Курсовик ГП.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

       Согласно ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» иски предъявляются в суд по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда.

       Истец в соответствии с вышеуказанными требованиями Закона сам определил  подсудность, предъявив иск по месту  своего жительства. Никаким договором  данное его право не может быть ущемлено. В этом случае указанный пункт договора следует признать недействительным, поскольку он ухудшает положение потребителя.

       Таким образом, части договора ущемляющие права покупателя следует признавать недействительными.

       Специфика договора розничной купли-продажи  проявляется и в закреплении законом преддоговорных обязанностей продавца, которые согласно ст. 495 ГК состоят в предоставлении покупателю информации о товаре. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации1. Покупатель имеет право еще до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

       Наконец, договор розничной купли-продажи имеет специфику по сравнению с общими правилами о купле-продаже и с точки зрения содержания, т. е. существенных условий. Согласно п.1 ст. 500 ГК РФ, покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

       Цена  товара по общему правилу должна устанавливаться  одинаковой для всех покупателей. Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной  продавцом в момент заключения договора. Отсюда можно сделать вывод о том, что покупатель по договору розничной купли – продажи не может непосредственно участвовать в определении цены товара. Покупатель, которому товар продан по более высокой цене, чем другим, вправе требовать признания договора недействительным, при этом стороны возвращаются в первоначальное положение.

       На  отдельные виды товаров цены устанавливаются  или регулируются государством и, следовательно, приобретают для продавца обязательный характер.

       В случае, когда договором розничной  купли-продажи предусмотрена предварительная  оплата товара (статья 487), неоплата покупателем  товара в установленный договором  срок признается отказом покупателя от исполнения договора, если иное не предусмотрено  соглашением

  2. Разновидности договора розничной купли продажи.

 

       Гражданский Кодекс Российской Федерации выделяет следующие виды договора розничной  купли-продажи:

  • продажа товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок;
  • продажа товаров по образцам (описаниям, каталогам);
  • продажа товаров с использованием автоматов;
  • продажа товара с условием о его доставке покупателю;
  • договор найма-продажи.
 

       Однако, как отмечают большинство исследователей, приведенная классификация Гражданского Кодекса не является удачной, т.к. не основывается на юридически значимых особенностях договоров этого типа.

       Так, например, А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой  отмечают: «Очевидно, этот перечень не является классификацией разновидностей розничной купли-продажи или договорных условий. Он неполон, непоследователен и лишен системности - главных достоинств любой классификации. Между тем полноценное регулирование договорных обязательств невозможно без учета их общих и особенных свойств. Именно поэтому отсутствие единой системы изложения нормативного материала в §2 главы 30 ГК привело к многочисленным противоречиям и дублированию норм»1. Отдельные авторы вообще не классифицируют данный договор, выделяя лишь «договора розничной купли-продажи с отдельными нетипичными условиями.2

       Логична была бы классификация розничной купли-продажи по следующим специфическим характеристикам договора:

       - место исполнения договора; способ  вручения товара;  время передачи  товара;  срок оплаты товара;  обязанность доставки товара.

       Соответственно, по месту исполнения договора можно было бы выделить продажу товара на дому у покупателя и продажу на торговой площади продавца;

       по  времени передачи товара: продажу  по предварительным заказам и  продажу с немедленной передачей  товара;

       по  способу вручения товара: продажу  через автоматы, продажу с обслуживанием покупателя работниками продавца;

       по  сроку оплаты товара: договор с  предварительной оплатой, с немедленной  оплатой и с оплатой в кредит (в том числе в рассрочку);

       по  обязанности доставки товара: продажу  с обязательством доставить товар покупателю и без такового.

3. Защита прав граждан-потребителей по договору розничной купли-продажи.

 

       Если  магазин или поставщик услуг не желают выполнять требования потребителя, у последнего всегда остается возможность обратиться в суд.

       Несмотря  на то, что закон «О защите прав потребителей», принятый 12 лет назад, является одним из реально действующих законов, способных решить конкретную проблему гражданина, не все потребители доходят до суда. Одни не готовы потратить достаточное количество времени для оформления искового заявления, консультации юриста, на судебные заседания и так далее, считая, что «овчинка выделки не стоит», другие еще не избавились от комплекса страха перед судом.

       Хотя, по уверению работников суда, таких людей в последние два-три года стало меньше. Сегодня искушенный потребитель считает, что суд - это цивилизованный способ решения конфликтов, при этом более грамотно составляются исковые заявления, появились адвокаты, которые специализируются на защите прав потребителей в суде.

       Сейчас  дела, связанные с защитой прав потребителей, рассматриваются в двух инстанциях. Если сумма материального ущерба менее 50 тысяч рублей, исковые заявления рассматривают мировые судьи. Крупные иски принимают суды общей юрисдикции.

       Для  успешного разрешения конфликта  вначале стоит определиться, кого, согласно Закону РФ «О защите прав потребителей», призвать к ответу: продавца или фирму-изготовителя (это решает сам потребитель независимо ни от каких условий). При обращении к продавцу мы имеем больше прав, чем при обращении к изготовителю. Кроме того, при обращении к продавцу можем потребовать от магазина доставить крупногабаритный товар для ремонта или замены и предоставить в течение трёх дней аналогичный товар во временно пользование.

       Теперь  берём лист бумаги и начинаем писать претензию: часть первая - изложение фактов. В этой части претензии описываются события, произошедшие до обнаружения недостатков. Например: 15.06.2009 года я купил в Вашем магазине телевизор «Sony», стоимостью 12 750 рублей. На телевизор был установлен гарантийный срок 12 месяцев. 28.01.20010 г. телевизор перестал работать. (Причину поломки вы можете не указывать, ведь вы не специалист.). Часть вторая - требования потребителя. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», требую:

  • провести гарантийный ремонт телевизора;
  • на время ремонта предоставить мне во временное пользование аналогичный телевизор;
  • т.к. телевизор весит более 5 кг, доставить его для ремонта и обратно за счет Вашего магазина.

       Часть третья - пугательная, необязательная, но, как показывает практика, самая действенная, поэтому настоятельно рекомендуем включать ее в текст претензии. Ставлю Вас в известность, что в случае, если Вы не выполните мои законные требования в установленный срок, Вы будете обязаны выплатить мне неустойку в размере 1 % в день от стоимости телевизора.

       Если  Вы откажетесь выполнить мои законные требования, я оставляю за собой право обратиться в суд,  который буду просить принудить Ваш магазин выполнить мои законные требования, а также взыскать моральный ущерб и штраф в пользу государства в размере цены иска за отказ добровольно выполнить требования потребителя, что принесет Вашему магазину дополнительные убытки. Часть четвертая - приложение: копия чека, копия гарантийного талона.

       Этот  документ пишется в двух экземплярах: один вручается директору или лицу, уполномоченному принимать претензию, второй остается у потребителя, но на нем должны быть поставлены дата и подпись лица, принявшего претензию, либо указана причина отказа  в принятии.

       Если  продавец (исполнитель, изготовитель) отказывается принять претензию, то ее можно отправить по почте. Причем не просто так, а  заказным м письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении. Все эти  документы в случае чего подтвердят, что потребитель со своей стороны приложил все усилия для решения конфликта.

       Если  найти решение мирным путем не удалось, то придется принимать более радикальные меры - обращаться в суд.

3.1. Права и обязанности покупателя по договору.

 

       Две основных обязанности покупателя –  оплата и принятие товара.

       При этом обязанность оплатить товар  имеет значение только для тех  договоров розничной купли-продажи, в которых момент заключения и  исполнения не совпадают (договор с  условием предварительной оплаты; договор продажи в рассрочку или кредит), т.к., как мы уже отмечали, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента оплаты.

       Законодатель (п.1ст.484 ГК РФ) дает покупателю право  не принимать переданный ему товар, если продавцом существенно нарушены требования к его качеству, а также в других случаях, когда он имеет право отказаться от исполнения договора. Такое право покупателя закреплено п.1 ст.460; ст.464; п.1 ст.466; пп.1, 2 ст.468; п.2 ст.4 Покупатель обязан принять товар, переданный ему в срок, установленный договором, а если он договором не предусмотрен, - в срок, определяемый в соответствии со ст.314 ГК РФ. От товара, который передан досрочно, покупатель вправе отказаться в случаях, предусмотренных ст.315, 457 ГК РФ.75; п.2 ст.480; ст.495: п.3 ст.497; пп.1 и 3 ст.503.

       Права покупателя во всем корреспондируют  обязанностям продавца. Так, если продавец обязан предоставить покупателю необходимую  и достоверную информацию о товаре, то для покупателя право на информацию является частью субъективного статуса. Если продавец обязан надлежаще упаковать товар, то покупатель вправе это требовать и т.д.

       Права покупателя определяются и в ряде нормативно-правовых актов. В соответствии с письмом Роскомторга от 17.03.94 г. N 1-314/32-9 "О Примерных правилах работы предприятия розничной торговли и Основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети" покупатель имеет право:

       на  помощь в выборе товара, проверять  цену товара (по сопроводительным документам).

       В ст. 503 ГК РФ закреплены права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества. Закон гласит, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

       замены  недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара.

3.2. Права и обязанности продавца по договору

 

       Анализ  легального определения договора розничной купли-продажи позволяет сделать вывод об основной обязанности продавца – передать покупателю товар.

         Итак, товар должен быть передан:

       - в определенном месте (ст.499 ГК РФ).

       - вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару, (ст.456 ГК).

       - в определенном количестве, (ст.465 ГК).

       - в соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен,

       - установленного качества, (ст.469 ГК РФ, ст.4 Закона “О защите прав потребителей).

       - свободным от прав третьих лиц, (ст.460 ГК РФ).

       - в таре и упаковке, (ст.481 ГК).

       Продавец  обязан довести до покупателя необходимую  и достоверную информацию. Такой  комплекс информации должен в себя включать:

       1) информация об изготовителе (исполнителе);

Информация о работе Договор розничной купли-продажи и его разновидности