Договор розничной купли-продажи и его разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 07:27, курсовая работа

Описание

цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи и выполнить следующие задачи:
- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты;
В проделанном исследовании будет проанализирована современная периодика о договоре розничной купле-продаже, весь пласт действующего законодательства. В заключение работы будут подведены итоги, намечены пути решения накопившей проблематики.

Содержание

Введение 2
1. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи. 2
2. Разновидности договора розничной купли продажи. 2
3. Защита прав граждан-потребителей по договору розничной купли-продажи. 2
3.1. Права и обязанности покупателя по договору. 2
3.2. Права и обязанности продавца по договору 2
3.3. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре. 2
4. Заключение 2
Литература: 2

Работа состоит из  1 файл

Курсовик ГП.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

       2) информация о товарах.

       Первый  информационный блок «информация об исполнителе» в соответствии со ст.9 Закона «О защите прав потребителей» должен включать: фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Кроме того, продавец индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Данная информация должна быть размещена на вывеске.

       Второй  информационный блок – «информация  о товаре» в соответствии со ст.10 Закона «О защите прав потребителей». Применительно к розничной купли-продажи Она в обязательном порядке должна содержать:

       · обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать  товары.

       · сведения об основных потребительских  свойствах товаров.

       · цену и условия приобретения товаров;

       · гарантийный срок, если он установлен;

       · правила и условия эффективного и безопасного использования  товаров;

       · срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с  Законом.

       · местонахождение (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и местонахождение организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;

       · информацию об обязательном подтверждении  соответствия товаров соответствующим  государственным стандартам;

       · информацию о правилах продажи товаров.

       Если  приобретаемый потребителем товар  был в употреблении или в нем  устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

       В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» подчеркивается: рассматривая требования потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона Российской Федерации «О защите прав потребителе» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (ст. 12).

       Выделим еще одну обязанность продавца. Закон  «О защите прав потребителей» устанавливает  обязанность продавца и организации, выполняющей функции продавца, своими силами и за свой счет осуществлять доставку крупногабаритных товаров, а также товаров весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и возврата их потребителю (п.6 ст.18 Закона «О защите прав потребителей»).

       Наряду  с комплексом обязанностей продавец наделен правами. Продавец вправе:

       - Установить на товар дополнительный  гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем, или, если гарантийный срок изготовителем не установлен (ст.5 Закона «О защите прав потребителей»).

       - Отказаться от исполнения договора  в случае:

       · неявки покупателя (или несовершение им иных необходимых действий) для принятия товара в определенный договором срок (ст.496 ГК РФ).

       · неоплаты покупателем товара в установленный  договором срок, когда договором  розничной купли-продажи предусмотрена  предварительная оплата товара (ст.500 ГК РФ).

       · отказа покупателя, в нарушение договора купли-продажи, принять и оплатить товар (ст.486 ГК РФ).

       · неосуществления покупателем в  установленный договором срок очередного платежа за проданный в рассрочку  и переданный ему товар, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.489 ГК РФ).

       - Отказаться полностью или частично  от удовлетворения требований  покупателя о передаче ему  недостающего количества товара, замене товара, не соответствующего  условиям договора купли-продажи  о качестве, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара или о замене некомплектного товара комплектным, о затаривании и (или) об упаковке товара либо о замене ненадлежащей тары и (или) упаковки товара, впрочем, если докажет, что невыполнение покупателем обязанности известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи в установленный (разумный) срок повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора (ст.483 ГК).

       - Потребовать от покупателя принять  товар или отказаться от исполнения  договора в случаях, когда покупатель  в нарушение закона, иных правовых  актов или договора купли-продажи  не принимает товар или отказывается  его принять (ст.484 ГК).

       - Потребовать оплаты товара и,  возможно, уплаты процентов в  соответствии со статьей 395 ГК, если покупатель своевременно  не оплачивает переданный в  соответствии с договором купли-продажи  товар (ст.486 ГК).

       - Потребовать оплаты переданного товара или возврата неоплаченного товаров, в случае, когда покупатель, получивший товар (по договору купли-продажи предусматривающий оплату товара через определенное время после его передачи, т.е. продажу товара в кредит), не исполняет обязанность по его оплате в установленный договором купли-продажи срок (ст. 488 ГК).

3.3. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре.

 

       Ст.505 ГК РФ закрепляет – «в случае неисполнения продавцом обязательства по договору розничной купли-продажи возмещение убытков и уплата неустойки не освобождают продавца от исполнения обязательства в натуре». «Скупое» правило гражданского кодекса находит продолжение в ряде статей Закона «О защите прав потребителей», в частности в ст.23.

       Итак, во-первых, законодательство предусматривает ответственность продавца за неисполнение обязательства по договору купли-продажи.

       Это правило устанавливает исключение из нормы п.2 ст.396 ГК РФ, об освобождении должника от исполнения обязательства  в натуре. И, как верно отмечает Садиков О.Н., если законом или договором установлена неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение продавцом своих обязательств, уплата этой неустойки, а также возмещение убытков не освобождают его от исполнения обязательства в натуре. Так, уплата продавцом предусмотренной ст.23 Закона о защите прав потребителей неустойки в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки выполнения требований покупателя о замене недоброкачественного товара, устранении его недостатков, соразмерном уменьшении цены, возмещении расходов на устранение недостатков, возврате уплаченной за товар цены не освобождает его от обязанности заменить товар, устранить недостатки и т.д.1

       Во-вторых, Законом «О защите прав потребителей»  предусмотрена ответственность  продавца за просрочку выполнения требований потребителя (ст.23).

       На  практике, в связи с применением  этого вида ответственности продавца нередко возникают некоторые  проблемы. Так, ст.21 Закона “О защите прав потребителей”, устанавливает ответственность  за нарушение сроков выполнения требований потребителя. Во-первых, закон устанавливает неустойку только за просрочку исполнения требований потребителя о замене или ремонте товара. При этом не установлены ни сроки, ни ответственность за отказ расторгнуть договор или уменьшить покупную цену. Судьи, действуя по аналогии, взыскивают неустойку и в этих случаях. В этой связи, возникает вопрос о том, исходя из какой цены необходимо исчислять неустойку, и решается она каждый раз по-разному. В практике было уже три различных подхода к проблеме:

  • взыскание неустойки исходя из цены товара на момент приобретения;
  • исходя из его цены на момент обращения в суд (либо подачи заявления в магазин);
  • исходя из цены на момент вынесения судом решения. Последний подход представляется наиболее правильным, поскольку неустойка, установленная в законе, призвана, прежде всего, наказать продавца (или изготовителя), нарушающего права потребителей, и предотвратить подобные нарушения в дальнейшем.

       Законодатель  предусмотрел ответственность продавца и в случае непредоставления покупателю необходимой и достоверной информации (п.3,4 ст.495 ГК РФ).

       Степень ответственность различаются в  зависимости от того, заключен договор  розничной купли-продажи или нет.

       Если  продавец не предоставляет информацию до заключения договора, он обязан возместить покупателю убытки, причиненные необоснованным уклонением от заключения договора.

       После заключения договора покупатель вправе: в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы  и возмещения других убытков; предъявить предусмотренные ст.503 требования по поводу недостатков товара, которые возникли вследствие отсутствия у него необходимой или достоверной информации; потребовать возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие непредоставления необходимой или достоверной информации о товаре при условии, что товар приобретался для использования в личных, семейных или домашних целях, а не для осуществления предпринимательской деятельности.

       Еще одной особенностью ответственности по договору розничной купли-продажи является то, что нарушение имущественных прав потребителя в договоре розничной купли-продажи (регулируемой Законом РФ “О защите прав потребителей”) дает право требовать компенсации морального вреда.

       Согласно  ст. 151 ГК РФ, под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и блага.

       Более расширенное определение дается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (с изм. и доп. от 25 октября 1996 г., 15 января 1998 г.), где под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

       Российские суды уже имеют богатую практику применения норм о возмещении морального вреда. Хотя в большинстве решений по спорам о компенсации морального вреда отчетливо видно отсутствие единообразия в подходе судов к вопросу определения размера компенсации, но в делах по спорам о защите прав потребителей некоторое время проявлялась тенденция к уравниванию размера компенсации морального вреда со стоимостью некачественного товара (работы, услуги).1

       Однако, как отмечено в Постановлении  пленума Верховного суда РФ, поскольку моральный вред возмещается в денежной или иной материальной форме и в размере, определяемых судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда, размер иска, удовлетворяемого судом, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае.2

       Как отмечает Эрдлевский А.М., позитивная часть  этого постановления выглядит менее четко поскольку оперирует не вполне удачными понятиями: «характер объем нравственных страданий» и «характер и объем физических страданий», так как нравственные и физические страдания, будучи составляющими морального вреда, не предполагают возможности их дальнейшего разделения по категориям. Как показывает анализ решений, суды в большинстве случаев не устанавливают, какие виды страданий перенес истец и в чем они конкретно выражались, и не обосновывают определяемый ими размер компенсации морального вреда.1

       Необходимо  констатировать отсутствие детального законодательного регулирования института  компенсации морального вреда. Такая  ситуация складывается в отношении  определения размера компенсации  морального вреда в российской правоприменительной практике.

       Проблема  отсутствия точно сформулированных критериев и общего метода оценки размера компенсации морального вреда ставит судебные органы в сложное  положение.

 

4. Заключение

 

       При заключении договора розничной  купли-продажи  требуется умение правильно его составить и понять. Практика показывает, что тщательное формулирование договорных  условий является одним из надежных средств избежать возникновения трудно устранимых недоразумений в последующем, особенно, принимая во внимание многоаспектность возникающих при заключении и исполнении контракта проблем Интересы продавца и покупателя далеко не совсем совпадают и в случае ненадлежащего исполнения обязательств должником кредитор несет убытки. И, зачастую, затраты времени и сил на его юридическое преследование, во-первых, могут быть весьма обременительными и, во-вторых, оказаться в конечном счете напрасными, если у неисправного должника не будет достаточно денежных средств или иного имущества, на которое может быть обращено взыскание. Следовательно, необходимо взвесить риск несоблюдения условий договора и постараться изыскать средства снижения вероятных неблагоприятных последствий.

Информация о работе Договор розничной купли-продажи и его разновидности