Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 08:41, контрольная работа
Цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форму;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи……....4
2. Элементы договора купли-продажи…………………………………..12
3. Права и обязанности сторон по договору купли-продажи…………21
4. Ответственность сторон по договору купли-продажи...…………....27
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы…32
34
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи……....4
2. Элементы договора купли-продажи…………………………………..12
3. Права и обязанности сторон по договору купли-продажи…………21
4. Ответственность сторон по договору купли-продажи...…………....27
Заключение……………………………………………………
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы…32
Введение
Договор розничной купли-продажи – самый массовый договор. Ежедневно совершаются миллионы покупок. Ежедневно миллионы людей вступают в правовые отношения, при этом, не вспоминая о правовых тонкостях отношений профессионального продавца и рядового покупателя.
Поэтому данный договор занимает первое место среди разновидностей купли-продажи в Гражданском кодексе РФ.
Важность данного договора подчеркивает и то обстоятельство, что правило о розничной купле-продаже носят в основном обязательный характер и направлены в первую очередь на обеспечение интересов потребителей. На защите интересов «слабой стороны» не связанной с предпринимательской деятельностью - потребителя, стоят не только нормы ГК РФ, но законодательство защите прав потребителей.
Однако на практике, все же, нередко встречаются случаи нарушения прав потребителей. Чаще всего, продавец не предоставляет должной информации о товаре, не соблюдает право покупателя на безопасность товара, нарушает сроки исполнения гарантийного обязательства и т.д.
При этом нарушителями прав потребителей могут быть как небольшие хозяйствующие субъекты, например, автомастерские, осуществляющие недоброкачественный ремонт, так и гигантские, с точки зрения потребителя, компании, например, автомобильный завод, скрывающий факты выпуска небезопасного товара.
Учитывая вышеназванные обстоятельства, видится актуальным исследование договора розничной купли-продажи.
Кроме того, определенный интерес представляет анализ правил о публичной оферте. Что признается публичной офертой? Что означает квалификация торгового предложения как публичной оферты? Как в таком случае защитить нарушенные права потребителя?
По мере развития и применения в нашей стране законодательства о защите прав потребителей все чаще встает вопрос об ответственности продавца или изготовителя продукции: Полагается ли компенсация морального вреда покупателю? Как определить размер ответственности?
Итак, цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форму;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты;
- выявить проблемные аспекты заключения, исполнения и расторжения договора розничной купли-продажи, в частности ответственность продавца, компенсацию покупателю морального вреда.
1. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи
Легальное определение договора розничной купли-продажи содержится в п.1 ст.492 Гражданского кодекса РФ.
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Из определения можно выделить характерные черты, позволяющие выделить договор розничной купли-продажи в самостоятельный вид договора купли-продажи:
Во-первых, необходимо отметить специфику продавца как субъекта договора розничной купли-продажи. В качестве данного продавца может выступать только такая коммерческая организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (торговое предприятие).
Во-вторых, определенными особенностями обладает и товар, выступающий в качестве предмета купли-продажи. Специфика товара по договору розничной купли-продажи заключается в том, что он предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Нормы о розничной купле-продаже не распространяются на такие товары, как недвижимость, электро и теплоэнергия, газ и вода, так как их купля-продажа выделена в ГК РФ в качестве самостоятельных разновидностей.
Учитывая то обстоятельство, что в договорные отношения по розничной купле-продаже вступают предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность по продаже товаров в розницу, и экономически более слабые потребители, другой специфической чертой данного договора является публичность. В связи с этим к нему применяются правила, установленные ст. 426 ГК РФ. Условия публичного договора, не соответствующие указанным требованиям, ничтожны.
Будучи публичным, договор розничной купли-продажи может заключаться с использованием публичной оферты, под которой в соответствии со ст. 437 ГК РФ понимается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.[1] Согласно ст. 494 ГК РФ предложение продавцом в розничной купле-продаже товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Боле того, выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т. п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т. п.) в месте их продажи, признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
В этой связи публичную оферту следует отличать от рекламы. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О рекламе»[2] реклама представляет собой распространяемую в любой форме и любым способом информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям, способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Важнейшей отличительной особенностью рекламной информации является тот факт, что она, по сути, представляет собой лишь предложение направлять оферты, но сама не содержит существенных условий договора и соответственно не возлагает на лицо, ее распространяющее, обязательств оферента.
Важно отметить, что необходимым условием правильного оформления оферты является указание в ней всех существенных условий договора.
При этом существенными признаются следующие условия договора:
- условия о предмете договора;
- условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;
- все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Законодательство о розничной купле-продаже, и принятые в его исполнение законы и подзаконные нормативные акты – «кнут» стоящий на защите прав потребителей. Большинство нарушений совершаемых продавцами – сознательные действия профессионала, поэтому законодатель пошел по пути максимальной защиты прав покупателя.[3]
Продавцом по данному типу договора выступает юридическое лицо или частный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, для использования не связанного с предпринимательской деятельностью. При этом, продавец со статусом юридического лица или частного предпринимателя, должен быть зарегистрирован как субъект предпринимательства, а в случае торговли некоторыми видами товаров (прежде всего, подакцизными: алкоголем, табачными и ювелирными изделиями, бензином) требуется получение специальной лицензии.
Покупателем по договору розничной купли-продажи обычно выступает гражданин, но и юридические лица могут приобретать товары на основе этого договора, если их использование не связанно с предпринимательской деятельностью.
Характеризуя данный договор необходимо отметить, что он всегда является:
- консенсуальным, то есть, считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям;
- возмездным, то есть, основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение встречного удовлетворения в виде покупной цены;
- взаимным, то есть, наличествуют субъективные права и обязанности у обеих сторон договора. Еще одной специфической чертой договора розничной купли-продажи является его предмет. Как явствует из определения, данного в ст. 492 ГК РФ, продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Товары могут приобретаться для личных нужд (например, покупка предметов личной гигиены), либо для бытовых (например, приобретение электробытовых приборов), либо одновременно и для личных, и для бытовых. Не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве (например, приобретение фотокамеры для работы в издательстве или редакции и т. д.).
Вместе с тем предметом розничной купли-продажи могут быть и такие товары, которые дают возможность использовать их в производственных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Например, предметом розничной купли-продажи может быть насос или культиватор, используемые для выращивания гражданином урожая, излишки которого могут быть им проданы на рынке.
Специфической чертой данного договора также являются особые требования к его форме. Согласно ст. 493 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, либо иного документа, подтверждающего оплату товара. В том случае, когда покупатель присоединяется к условиям формуляров или иных стандартных форм, предложенных продавцом, следует признать, что договор заключается в письменной форме. Такой договор приобретает черты договора присоединения (в ст. 493 ГК РФ сделана прямая ссылка на ст. 428 ГК РФ).
Наиболее распространенный способ розничной торговли – через прилавок – являет собой устную форму данного договора, так как это типичная сделка, в которой момент ее совершения и исполнения совпадают. В том случае, когда момент совершения и исполнения сделки не совпадают, необходимо руководствоваться требованием ст. 161 ГК РФ, согласно которому сделки должны совершаться в простой письменной форме. Кассовый или товарный чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара по договору розничной купли-продажи, когда момент его заключения и исполнения не совпадают, представляют собой письменную форму договора. Однако отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий при заключении договора, как в устной, так и в письменной форме (ст. 493 ГК РФ).
Зачастую, на практике, соблюдая письменную форму договора, продавцы умышленно навязывают потребителям «незаконные условия».
Приведем пример:
«18 июня 2009 года С. заключил с ответчиком договор купли-продажи автомобиля "Пежо-406". В связи с обнаружением в автомобиле существенных недостатков, С. обратился в суд, по месту своего жительства, с иском к ответчику о расторжении договора купли-продажи и взыскании соответствующих сумм.
Суд данное дело передал на рассмотрение в Савеловский межмуниципальный суд г.Москвы.
В кассационном порядке определение суда оставлено без изменения.
Президиум Верховного суда РТ отменил судебные постановления.
Передавая дело на рассмотрение суда г.Москвы судебные инстанции указали, что стороны сами определили подсудность. При этом сослались на п.8.1. договора, заключенного между сторонами, согласно которому разногласия либо претензии между сторонами должны разрешаться в народном суде г.Москвы. Однако в данном случае отношения сторон регулируются нормами Закона РФ «О защите прав потребителей».
Согласно ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» иски предъявляются в суд по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда.[4]
Истец в соответствии с вышеуказанными требованиями Закона сам определил подсудность, предъявив иск по месту своего жительства. Никаким договором данное его право не может быть ущемлено. В этом случае указанный пункт договора следует признать недействительным, поскольку он ухудшает положение потребителя.
Таким образом, части договора ущемляющие права покупателя следует признавать недействительными.»[5]
Специфика договора розничной купли-продажи проявляется и в закреплении законом преддоговорных обязанностей продавца, которые согласно ст. 495 ГК состоят в предоставлении покупателю информации о товаре. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации[1]. Покупатель имеет право еще до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.