Договор розничной купли-продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:46, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи.

Задачи:

- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи;

- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;

- исследовать особенности содержания прав и обязанностей продавца и покупателя.

Методы данной работы: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод теоретического исследования, сравнение и формально-юридический метод.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

Глава 1 Правовое регулирование договора розничной купли-продажи …….. 4

1.1. Понятие и квалифицирующие признаки договора розничной купли-продажи ………………………………………………………………………….. 4

1.2. Особенности правового регулирования договора розничной купли-продажи ………………………………………………………………………….. 6

Глава 2 Содержание договора розничной купли-продажи …………………..13

2.1. Права и обязанности продавца …………………………………………….13

2.2. Права и обязанности покупателя ………………………………………… 22

Заключение ……………………………………………………………………... 29

Библиография …………………………………………………………………... 31

Работа состоит из  1 файл

Договор розничной купли-продажи.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

     Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 19.11.06 решение оставил без изменения.

     В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается названные  судебные акты отменить, дело направить  на новое рассмотрение.

     Рассмотрев  протест, Президиум не находит оснований  для его удовлетворения.

     Как следует из материалов дела, ТОО  «Универмаг «Юбилейный» реализовало  по договорам розничной купли-продажи  холодильники «Саратов КШ-160», полученные от производственно-коммерческого предприятия «Поиск-К» в соответствии с договором поставки от 20.07.05 № 9.

     В период гарантийного срока эксплуатации несколькими потребителями были обнаружены недостатки товара. По требованиям  потребителей продавец возместил им расходы на исправление недостатков, а одному из потребителей безвозмездно устранил дефекты.

     Данные  обстоятельства послужили основанием для предъявления требований о возмещении убытков изготовителю товара - ООО  «СЭПО-Темп».

     Отказ в удовлетворении исковых требований суд мотивировал ст. 518 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой требования, возникающие в связи с поставкой товаров ненадлежащего качества, могут быть предъявлены поставщику, а не изготовителю товара.

     В обоснование протеста приведены доводы о том, что согласно п. 2 и 3 ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить требования о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление продавцу, а также изготовителю.

     Поскольку граждане осуществили свое право  на возмещение расходов путем обращения  к продавцу по договору розничной  купли-продажи, у последнего в результате удовлетворения этих требований возникло право обратного требования (регресса) в размере выплаченного возмещения как к поставщику по договору, так и к изготовителю товара, установившему гарантийный срок. Поэтому предъявление регрессного иска непосредственно к изготовителю товара является правомерным.

     Однако, исходя из п. 3 ст. 492 ГК РФ законы о защите прав потребителей и принятые в соответствии с ними правовые акты применяются только к отношениям по договорам розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина.

     Следовательно, права потребителей, предусмотренные  Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», не могут переходить к продавцу по договору розничной купли-продажи.

     Названным Законом не предусмотрено изъятий  из правила, установленного ст. 518 Гражданского кодекса Российской Федерации.

     При таких обстоятельствах отказ  в удовлетворении исковых требований следует признать правомерным»7. 

     В соответствии с п. 4 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации, иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, в том числе и нормы о защите прав потребителей (п. 1 ст. 1, п. 2 и 4 ст. 5, п. 4 ст. 7, п. 1 и 2 ст. 10, п. 1 ст. 18, ст. 26, 38 Закона «О защите прав потребителей»).

     В частности, в соответствии со ст. 26, 38 Закона «О защите прав потребителей»  Правительство Российской Федерации  вправе утверждать правила отдельных  видов договоров купли-продажи, правила  продажи отдельных видов товаров, правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг).

     В качестве примера можно выделить:

     - Постановление Правительства РФ  от 16 июня 1997 г. № 720 «Об утверждении  перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению» (с изменениями на 2008 г.);

     - Постановление Правительства РФ  от 13 августа 1997 г. № 1013 «Об  утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации и перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»;

     - Постановление Госстандарта РФ  от 23 февраля 1998 г. № 5 «О «Номенклатуре  продукции и услуг (работ), подлежащих  обязательной сертификации» (с изменениями на 2008 г.);

     - Постановление Правительства РФ  от 23 апреля 1997 г. № 481 «Об утверждении  перечня товаров, информация о  которых должна содержать противопоказания  для применения при отдельных  видах заболеваний»;

     - Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке» и др8.

     В соответствии с п. 2 ст. 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Федеральный антимонопольный орган вправе давать официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

     Однако  важно отметить, что в отношении  таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

     Наряду  с вышеназванными законами и подзаконными актами, в качестве источников правового  регулирования необходимо выделить и материалы судебно-арбитражной  практики в Российской Федерации. Несмотря на то, что в России судебная практика не является источником права и тем самым не обязательна в правоприменении (как это принято в англосаксонской системе права), тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел. Так, можно выделить Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №7 от 29 сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».

     В заключение можно отметить, что Законом  «О защите прав потребителей» (ст. 1) не предусмотрено регулирование отношений в области защиты прав потребителей нормативными актами федеральных органов исполнительной власти9.

Глава 2 Содержание договора розничной купли-продажи

 

2.1. Права и обязанности  продавца 

     Анализ  определения договора розничной  купли-продажи позволяет сделать  вывод об основной обязанности продавца – передать покупателю товар. Итак, товар должен быть передан:

     - в определенном месте (ст. 499 ГК  РФ). По общему правилу, продавец  обязан передать покупателю товар непосредственно после его оплаты, но соглашением сторон может быть предусмотрена доставка товара в указанное покупателем место (например, в место жительства). Передача может быть осуществлена путем вручения товара или предоставления его в распоряжение покупателя, (ст. 499 ГК РФ);

     - вместе с принадлежностями и  документами, относящимися к товару (ст. 456 ГК). К числу документов, которые  должны прилагаться к товару, относятся: паспорт, инструкция (описание) на русском языке, гарантийный  талон, сертификат качества, товарный чек (содержащий основную информацию: название магазина, дату (и время) покупки, обозначение товара, цену), кассовый чек;

     - в определенном количестве (ст. 465 ГК). Предполагается передача товара  в количестве согласованном сторонами в договоре или правилами продажи соответствующих товаров. Детальной регламентации по этой обязанности Гражданский Кодекс РФ не содержит, однако считает ее обязательной для заключения договора купли-продажи;

     - в соответствующей комплектности  и в комплекте, если таковой предусмотрен (ст. 478, 479 ГК РФ). Продавец обязуется передать товар покупателю в комплекте и комплектности соответствующей подобному виду товаров и условиям договора купли-продажи. По общему правилу продавец обязан передать покупателю все товары, входящие в комплект, одновременно. Если договором розничной купли-продажи не определена комплектность товара, то продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями10.

     - установленного качества (ст. 469 ГК  РФ, ст. 4 Закона «О защите прав  потребителей»). Предлагаемый покупателю  товар должен соответствовать  качеству, определенному договором  розничной купли-продажи и установленному  государственными стандартами для соответствующих товаров. Закон «О защите прав потребителей» к понятию «стандарт» относит: государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг). Продавец может по собственной инициативе завышать требования, установленные ГОСТами, но не занижать их. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями. Необходимо иметь в виду, что не все требования государственных стандартов являются обязательными. В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации» к обязательным требованиям государственных стандартов относятся требования, устанавливаемые для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки.

     При применении указанного правила необходимо также учитывать, что наряду с  перечисленными в преамбуле Закона «О защите прав потребителей» документами в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательные требования к качеству товаров могут устанавливаться федеральными законами, иными правовыми актами (ст. 469, 721 Гражданского кодекса Российской Федерации), и именно этим требованиям в первую очередь должно соответствовать качество товаров.

     - свободным от прав третьих  лиц (ст. 460 ГК РФ). По общему  правилу продавец должен передать  покупателю товар свободным от  любых прав и притязаний третьих  лиц, в отношении передаваемого товара на момент его передачи покупателю, исключение составляет случай, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц.

     - в таре и упаковке (ст. 481 ГК). Продаваемый  товар должен быть упакован, это осуществляется продавцом или изготовителем. Тара и упаковка, по общему правилу предоставляется покупателю бесплатно, случаи платности тары (упаковки) устанавливаются правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров. Если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования. В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). В статье же 495 ГК РФ предоставление покупателю информации о товаре названо обязанностью продавца11.

     Важно отметить, что указанная информация в наглядной и доступной форме  доводится до сведения потребителя  на русском языке. Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.96 г. № 1575 «Об утверждении Правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке», после 1 мая т.г. запрещена продажа на территории Российской Федерации импортных продуктов питания без информации о них на русском языке.

     В связи с этим торговые предприятия  обязаны обеспечить перевод этой информации на те товары, которые были ввезены в Россию до введения в  действие указанного Постановления.

Информация о работе Договор розничной купли-продажи