Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:46, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи.
Задачи:
- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания прав и обязанностей продавца и покупателя.
Методы данной работы: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод теоретического исследования, сравнение и формально-юридический метод.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Правовое регулирование договора розничной купли-продажи …….. 4
1.1. Понятие и квалифицирующие признаки договора розничной купли-продажи ………………………………………………………………………….. 4
1.2. Особенности правового регулирования договора розничной купли-продажи ………………………………………………………………………….. 6
Глава 2 Содержание договора розничной купли-продажи …………………..13
2.1. Права и обязанности продавца …………………………………………….13
2.2. Права и обязанности покупателя ………………………………………… 22
Заключение ……………………………………………………………………... 29
Библиография …………………………………………………………………... 31
При этом необходимый текст может быть помещен непосредственно на упаковке или этикетке товара, либо на листке-вкладыше и прилагаться к товару при передаче его покупателю, либо в виде аннотации выставлен в торговом зале вместе с образцами реализуемых товаров12.
Итак,
продавец обязан довести до покупателя
необходимую и достоверную
Первый информационный блок «информация об исполнителе» в соответствии со ст. 9 Закона «О защите прав потребителей» должен включать: фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Кроме того, продавец индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Данная информация должна быть размещена на вывеске.
Более того, если виды деятельности, осуществляемой продавцом, подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию.
Причем названная информация должна быть доведена до покупателя даже при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (п. 3 ст. 9 Закона «О защите прав потребителей»).
Второй информационный блок – «информация о товаре» в соответствии со ст. 10 Закона «О защите прав потребителей». Применительно к розничной купли-продажи Она в обязательном порядке должна содержать:
-
обозначения стандартов, обязательным
требованиям которых должны
-
сведения об основных
- цену и условия приобретения товаров;
- гарантийный срок, если он установлен;
-
правила и условия
- срок службы или срок годности
товаров, установленный в
-
место нахождения (юридический адрес),
фирменное наименование (наименование)
изготовителя (исполнителя, продавца)
и место нахождения
-
информацию об обязательном
- информацию о правилах продажи товаров.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом13.
Отдельные законодательные акты могут содержать специальные требования к форме и содержанию обязательной информации о товаре. Так, например, о дополнительных требованиях, предъявляемых к этикеткам, ярлыкам либо листкам-вкладышам упакованных пищевых продуктов действует Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ.
Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров государственным стандартам, представляется в виде маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми актами или обычно предъявляемыми требованиями, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории Российской Федерации, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления.
В
Постановлении Пленума
Закон «О защите прав потребителей» устанавливает обязанность продавца и организации, выполняющей функции продавца, своими силами и за свой счет осуществлять доставку крупногабаритных товаров, а также товаров весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и возврата их потребителю (п. 6 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»). Закон «О защите прав потребителей» не устанавливает предельный размер расстояния по доставке крупногабаритных товаров для ремонта, уценки, замены товара. Однако в соответствии с п. 6 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» при отсутствии продавца или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним, в месте нахождения покупателя доставка и возврат товаров могут осуществляться покупателем14.
Закон «О защите прав потребителей» возлагает на продавца обязанность возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и возвратом товара, в случае, если потребитель произвел эту доставку. При доставке товаров силами потребителя потребитель определяет наиболее удобный для себя способ доставки до места ремонта (замены), а также количество человек, сопровождающих товар. Вместе с тем продавец (изготовитель) обязан возместить потребителю только необходимые расходы, то есть расходы, произведенные в пределах разумного. В случае возникновения разногласий по размеру возмещения спор решается в судебном порядке.
Обязанность продавца (изготовителя) возместить потребителю расходы по доставке товара возникает только в случае продажи товара с недостатками. Если продавцом будет доказана вина потребителя в возникновении недостатков товара, то он вправе отказать потребителю в возмещении понесенных им расходов по доставке товара.
Наряду с комплексом обязанностей продавец наделен правами. Продавец вправе:
2.2.
Права и обязанности
покупателя
Две основных обязанности покупателя – оплата и принятие товара. При этом обязанность оплатить товар имеет значение только для тех договоров розничной купли-продажи, в которых момент заключения и исполнения не совпадают (договор с условием предварительной оплаты; договор продажи в рассрочку или кредит), т.к. договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента оплаты.
Итак, главная и фактически единственная обязанность покупателя – принять им товар. Законодатель (п.1 ст. 484 ГК РФ) дает покупателю право не принимать переданный ему товар, если продавцом существенно нарушены требования к его качеству, а также в других случаях, когда он имеет право отказаться от исполнения договора. Такое право покупателя закреплено п.1 ст. 460; ст. 464; п.1 ст. 466; п.1, 2 ст. 468; п. 2 ст .475; п. 2 ст. 480; ст. 495; п. 3 ст. 497; п.1 и 3 ст. 503. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи, покупатель обязан совершить действия, которые в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями необходимы с его стороны для обеспечения передачи и получения соответствующего товара. Так для получения соответствующего товара необходимо сообщить адрес и наименование получателя, которому должен доставляться товар: обеспечить транспорт для перевозки товара, если обязанность по доставке лежит на нем; направить своего представителя в место нахождения продавца, если договором предусмотрено предоставления товара в этом месте, и т.п16.
Покупатель обязан принять товар, переданный ему в срок, установленный договором, а если он договором не предусмотрен, - в срок, определяемый в соответствии со ст. 314 ГК РФ. От товара, который передан досрочно, покупатель вправе отказаться в случаях, предусмотренных ст. 315, 457 ГК РФ.
В том случае, если покупатель не принимает товар или отказывается от него, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора. Помимо этого продавец вправе требовать возмещения убытков, причиненных вследствие нарушения покупателем своей обязанности (ст. 393 ГК РФ). Эти правовые последствия наступают, если покупатель отказывается принять товар или не принимает его несмотря на то, что он обязан это сделать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором. Так, правовые последствия, предусмотренные п. 3 ст. 484 ГК РФ, будут наступать, если покупатель откажется принять товар с недостатками, когда нарушение требований к качеству не является существенным17.
Права покупателя во всем корреспондируют обязанностям продавца. Так, если продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, то для покупателя право на информацию является частью субъективного статуса. Если продавец обязан надлежаще упаковать товар, то покупатель вправе это требовать и т.д.
Покупатель также имеет право право:
В ст. 503 ГК РФ закреплены права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества. Закон гласит, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
Следует отметить, что вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. Потребитель вправе предъявить любое из перечисленных требований по своему усмотрению при обнаружении в товаре недостатка. Однако, из этого правила были сделаны два исключения, которые связаны с характером товара.