Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:51, контрольная работа
Итак, цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи.
Исходя из поставленной цели, я ставлю перед собой следующие задачи:
рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты;
Введение 2
1. Понятие и особенности договора розничной купли–продажи 3
1.1. Разновидности договора розничной купли продажи 7
1.2. Особенности 8
2. Стороны договора купли–продажи 11
3. Права и обязанности продавца по договору 13
4. Права и обязанности покупателя по договору 15
4.1. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре 16
4.2. Защита прав граждан-потребителей по договору розничной купли–продажи 18
Заключение 20
Задача 21
Список использованной литературы 22
Министерство
экономического развития и торговли
Российской Федерации
Факультет
коммерции и маркетинга
Контрольная
работа по дисциплине Коммерческое право
Тема:
Договор розничной купли–продажи
Выполнила:
Студентка IV курса
з/о группы № 41
Иштрякова Д.И.
Преподаватель:
Бугорский
В.П.
2006
Содержание.
Введение 2
1. Понятие и особенности договора розничной купли–продажи 3
1.1. Разновидности договора розничной купли продажи 7
1.2. Особенности 8
2. Стороны договора купли–продажи 11
3. Права и обязанности продавца по договору 13
4. Права и обязанности покупателя по договору 15
4.1. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре 16
4.2. Защита прав граждан-потребителей по договору розничной купли–продажи 18
Заключение 20
Задача 21
Список использованной
литературы 22
Введение
Договор розничной купли–продажи – самый массовый договор. Ежедневно совершаются миллионы покупок. Ежедневно миллионы людей вступают в правовые отношения, при этом, не вспоминая о правовых тонкостях отношений профессионального продавца и рядового покупателя.
Поэтому данный договор занимает первое место среди разновидностей купли-продажи в Гражданском кодексе РФ.
Важность данного договора подчеркивает и то обстоятельство, что правило о розничной купле–продаже носят в основном обязательный характер и направлены в первую очередь на обеспечение интересов потребителей. На защите интересов «слабой стороны» не связанной с предпринимательской деятельностью - потребителя, стоят не только нормы ГК РФ, но законодательство защите прав потребителей.
Однако на практике, все же, нередко встречаются случаи нарушения прав потребителей. Чаще всего, продавец не предоставляет должной информации о товаре, не соблюдает право покупателя на безопасность товара, нарушает сроки исполнения гарантийного обязательства и т.д.
При этом нарушителями прав потребителей могут быть как небольшие хозяйствующие субъекты, например, автомастерские, осуществляющие недоброкачественный ремонт, так и гигантские, с точки зрения потребителя, компании, например, Волжский автомобильный завод, скрывающий факты выпуска небезопасного товара.
Учитывая вышеназванные обстоятельства, мне видится актуальным исследование договора розничной купли-продажи.
На мой взгляд, безусловную актуальность представляет рассмотрение и обобщение судебной практики в связи с заключением, исполнением и расторжением договора розничной купли-продажи, применением норм законодательства о защите прав потребителей. Кроме того, определенный интерес представляет анализ правил о публичной оферте. Что признается публичной офертой? Как в таком случае защитить нарушенные права потребителя? По мере развития и применения в нашей стране законодательства о защите прав потребителей все чаще встает вопрос об ответственности продавца или изготовителя продукции: Полагается ли компенсация морального вреда покупателю?
Итак, цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи.
Исходя из поставленной цели, я ставлю перед собой следующие задачи:
В
проделанном исследовании будет
проанализирована современная периодика
о договоре розничной купле–продаже,
весь пласт действующего законодательства.
Мое исследование пройдет в сравнительном
ключе: общие положения о договоре розничной
купле–продаже – примеры из судебно-арбитражной
практики. В заключение работы будут подведены
итоги, намечены пути решения накопившей
проблематики.
1.
Понятие и особенности
договора розничной
купли-продажи
Легальное определение договора розничной купли–продажи содержится в п.1 ст.492 Гражданского кодекса РФ.
По договору розничной купли–продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Из определения можно выделить характерные черты, позволяющие выделить договор розничной купли-продажи в самостоятельный вид договора купли–продажи:
Во–первых, необходимо отметить специфику продавца как субъекта договора розничной купли–продажи. В качестве данного продавца может выступать только такая коммерческая организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (торговое предприятие).
Во–вторых, определенными особенностями обладает и товар, выступающий в качестве предмета купли–продажи. Специфика товара по договору розничной купли-продажи заключается в том, что он предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Нормы о розничной купле–продаже не распространяются на такие товары, как недвижимость, электра и теплоэнергия, газ и вода, так как их купля-продажа выделена в ГК в качестве самостоятельных разновидностей.
Учитывая то обстоятельство, что в договорные отношения по розничной купле-продаже вступают предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность по продаже товаров в розницу, и экономически более слабые потребители, другой специфической его чертой является публичность данного договора. В связи с этим к нему применяются правила, установленные ст. 426 ГК. Условия публичного договора, не соответствующие указанным требованиям, ничтожны.
Будучи
публичным, договор розничной купли-
В этой связи публичную оферту следует отличать от рекламы. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О рекламе» реклама представляет собой распространяемую в любой форме и любым способом информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям, способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Важнейшей отличительной особенностью рекламной информации является тот факт, что она, по сути, представляет собой лишь предложение направлять оферты, но сама не содержит существенных условий договора и соответственно не возлагает на лицо, ее распространяющее, обязательств оферента.
Важно отметить, что необходимым условием правильного оформления оферты является указание в ней всех существенных условий договора.
При этом существенными признаются следующие условия договора:
Законодательство о розничной купле–продаже, и принятые в его исполнение законы и подзаконные нормативные акты – «кнут» стоящий на защите прав потребителей. Большинство нарушений совершаемых продавцами – сознательные действия профессионала, поэтому законодатель пошел по пути максимальной защиты прав покупателя.
Продавцом по данному типу договора выступает юридическое лицо или частный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, для использования не связанного с предпринимательской деятельностью. При этом, продавец со статусом юридического лица или частного предпринимателя, должен быть зарегистрирован как субъект предпринимательства, а в случае торговли некоторыми видами товаров (прежде всего, подакцизными: алкоголем, табачными и ювелирными изделиями, бензином) требуется получение специальной лицензии.
Покупателем по договору розничной купли-продажи обычно выступает гражданин, но и юридические лица могут приобретать товары на основе этого договора, если их использование не связанно с предпринимательской деятельностью.
Характеризуя данный договор необходимо отметить, что он всегда является:
Вместе с тем предметом розничной купли–продажи могут быть и такие товары, которые дают возможность использовать их в производственных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Например, предметом розничной купли-продажи может быть насос или культиватор, используемые для выращивания гражданином урожая, излишки которого могут быть им проданы на рынке.