Договор розничной купли–продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:51, контрольная работа

Описание

Итак, цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи.
Исходя из поставленной цели, я ставлю перед собой следующие задачи:
рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты;

Содержание

Введение 2
1. Понятие и особенности договора розничной купли–продажи 3
1.1. Разновидности договора розничной купли продажи 7
1.2. Особенности 8
2. Стороны договора купли–продажи 11
3. Права и обязанности продавца по договору 13
4. Права и обязанности покупателя по договору 15
4.1. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре 16
4.2. Защита прав граждан-потребителей по договору розничной купли–продажи 18
Заключение 20
Задача 21
Список использованной литературы 22

Работа состоит из  1 файл

комерческое право.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации 
 
 
 
 
 
 
 

Факультет коммерции и маркетинга 

Контрольная работа по дисциплине Коммерческое право 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема: Договор розничной куплипродажи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      Выполнила:

                      Студентка IV курса

                      з/о  группы № 41

                      Иштрякова Д.И.

                      Преподаватель:

                      Бугорский В.П. 
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

2006

Содержание. 
 

Введение 2

1. Понятие и особенности договора розничной купли–продажи 3

 1.1. Разновидности договора розничной купли продажи 7

 1.2. Особенности 8

2. Стороны договора купли–продажи 11

3. Права и обязанности продавца по договору 13

4. Права и обязанности покупателя по договору 15

 4.1. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре 16

 4.2. Защита прав граждан-потребителей по договору розничной купли–продажи 18

Заключение 20

Задача 21

Список использованной литературы 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Договор розничной купли–продажи – самый массовый договор. Ежедневно совершаются миллионы покупок. Ежедневно миллионы людей вступают в правовые отношения, при этом, не вспоминая о правовых тонкостях отношений профессионального продавца и рядового покупателя.

   Поэтому данный договор занимает первое место  среди разновидностей купли-продажи  в Гражданском кодексе РФ.

   Важность  данного договора подчеркивает и  то обстоятельство, что правило о розничной купле–продаже носят в основном обязательный характер и направлены в первую очередь на обеспечение интересов потребителей. На защите интересов «слабой стороны» не связанной с предпринимательской деятельностью - потребителя, стоят не только нормы ГК РФ, но законодательство защите прав потребителей.

   Однако  на практике, все же, нередко встречаются  случаи нарушения прав потребителей. Чаще всего, продавец не предоставляет должной информации о товаре, не соблюдает право покупателя на безопасность товара, нарушает сроки исполнения гарантийного обязательства и т.д.

   При этом нарушителями прав потребителей могут быть как небольшие хозяйствующие субъекты, например, автомастерские, осуществляющие недоброкачественный ремонт, так и гигантские, с точки зрения потребителя, компании, например, Волжский автомобильный завод, скрывающий факты выпуска небезопасного товара.

   Учитывая  вышеназванные обстоятельства, мне  видится актуальным исследование договора розничной купли-продажи.

   На  мой взгляд, безусловную актуальность представляет рассмотрение и обобщение судебной практики в связи с заключением, исполнением и расторжением договора розничной купли-продажи, применением норм законодательства о защите прав потребителей. Кроме того, определенный интерес представляет анализ правил о публичной оферте. Что признается публичной офертой? Как в таком случае защитить нарушенные права потребителя? По мере развития и применения в нашей стране законодательства о защите прав потребителей все чаще встает вопрос об ответственности продавца или изготовителя продукции: Полагается ли компенсация морального вреда покупателю?

   Итак, цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи.

   Исходя  из поставленной цели, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
  • проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
  • исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты;

   В проделанном исследовании будет  проанализирована современная периодика  о договоре розничной купле–продаже, весь пласт действующего законодательства. Мое исследование пройдет в сравнительном ключе: общие положения о договоре розничной купле–продаже – примеры из судебно-арбитражной практики. В заключение работы будут подведены итоги, намечены пути решения накопившей проблематики. 
 
 
 

    1. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи 

   Легальное определение договора розничной  купли–продажи содержится в п.1 ст.492 Гражданского кодекса РФ.

   По  договору розничной купли–продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

   Из  определения можно выделить характерные  черты, позволяющие выделить договор розничной купли-продажи в самостоятельный вид договора купли–продажи:

   Во–первых, необходимо отметить специфику продавца как субъекта договора розничной купли–продажи. В качестве данного продавца может выступать только такая коммерческая организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (торговое предприятие).

   Во–вторых, определенными особенностями обладает и товар, выступающий в качестве предмета купли–продажи. Специфика товара по договору розничной купли-продажи заключается в том, что он предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

   Нормы о розничной купле–продаже не распространяются на такие товары, как недвижимость, электра и теплоэнергия, газ и вода, так как их купля-продажа выделена в ГК в качестве самостоятельных разновидностей.

   Учитывая  то обстоятельство, что в договорные отношения по розничной купле-продаже  вступают предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность по продаже товаров в розницу, и экономически более слабые потребители, другой специфической его чертой является публичность данного договора. В связи с этим к нему применяются правила, установленные ст. 426 ГК. Условия публичного договора, не соответствующие указанным требованиям, ничтожны.

   Будучи  публичным, договор розничной купли-продажи  может заключаться с использованием публичной оферты, под которой в соответствии со ст. 437 ГК понимается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. Согласно ст. 494 ГК предложение продавцом в розничной купле-продаже товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли–продажи. Боле того, выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т. п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т. п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли–продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

   В этой связи публичную оферту следует  отличать от рекламы. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О рекламе» реклама представляет собой распространяемую в любой форме и любым способом информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям, способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Важнейшей отличительной особенностью рекламной информации является тот факт, что она, по сути, представляет собой лишь предложение направлять оферты, но сама не содержит существенных условий договора и соответственно не возлагает на лицо, ее распространяющее, обязательств оферента.

   Важно отметить, что необходимым условием правильного оформления оферты является указание в ней всех существенных условий договора.

   При этом существенными признаются следующие  условия договора:

  • условия о предмете договора;
  • условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;
  • все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

   Законодательство  о розничной купле–продаже, и принятые в его исполнение законы и подзаконные нормативные акты – «кнут» стоящий на защите прав потребителей. Большинство нарушений совершаемых продавцами – сознательные действия профессионала, поэтому законодатель пошел по пути максимальной защиты прав покупателя.

   Продавцом по данному типу договора выступает  юридическое лицо или частный  предприниматель, осуществляющий предпринимательскую  деятельность по продаже товаров  в розницу, для использования  не связанного с предпринимательской деятельностью. При этом, продавец со статусом юридического лица или частного предпринимателя, должен быть зарегистрирован как субъект предпринимательства, а в случае торговли некоторыми видами товаров (прежде всего, подакцизными: алкоголем, табачными и ювелирными изделиями, бензином) требуется получение специальной лицензии.

   Покупателем по договору розничной купли-продажи  обычно выступает гражданин, но и юридические лица могут приобретать товары на основе этого договора, если их использование не связанно с предпринимательской деятельностью.

   Характеризуя  данный договор необходимо отметить, что он всегда является:

  • консенсуальным, то есть, считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям);
  • возмездным, то есть, основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение встречного удовлетворения в виде покупной цены;
  • взаимным, то есть, наличествуют субъективные права и обязанности у обеих сторон договора. Еще одной специфической чертой договора розничной купли–продажи является его предмет. Как явствует из определения, данного в ст. 492 ГК, продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.1 Товары могут приобретаться для личных нужд (например, покупка предметов личной гигиены), либо для бытовых (например, приобретение электробытовых приборов), либо одновременно и для личных, и для бытовых (например, приобретение студентом микрокалькулятора для использования как дома, так и на занятиях). Не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве (например, приобретение фотокамеры для работы в издательстве или редакции и т. д.).

   Вместе  с тем предметом розничной  купли–продажи могут быть и такие товары, которые дают возможность использовать их в производственных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Например, предметом розничной купли-продажи может быть насос или культиватор, используемые для выращивания гражданином урожая, излишки которого могут быть им проданы на рынке.

Информация о работе Договор розничной купли–продажи