Автор работы: b********************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 09:16, курсовая работа
Цель данной курсовой работы исследование понятия «долг», его категорий, формулирование и раскрытие основных понятий, определение общественного долга государственного служащего и сделать вывод из проделанной работы.
Категории долга. Общественный долг государственного служащего.
Начать свою курсовую работу я хотел бы с понятия, что же на самом деле означает слово «долг». Каждый человек вкладывает в это понятие что-то свое, и понимает его по своему. Это может зависеть от его образа жизни, мировоззрения, и от каких либо других вещей. Так что же такое долг с научной точки зрения. Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство.
Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или Богом). Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный долг, нравственный долг) — добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми.
Первым понятие долга (должного) ввёл Демокрит.
Наибольшую значимость понятие долга приобретает в Новое время, особенно в этике Канта. По Канту, долг — это необходимость поступка из уважения к нравственному закону. Долг позволяет индивиду быть нравственным. Стремление исполнить долг — это стремление человека к счастью.
В
бытовом понимании долг это то,
что взято на время и подлежит
возврату. Денежный долг предполагает
возврат ссуды заемщиком
Цель
данной курсовой работы исследование
понятия «долг», его категорий, формулирование
и раскрытие основных понятий, определение
общественного долга
Как было уже сказано в ведении Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство.
Понятие долга тесно связано с понятием о справедливости, как о восстановлении равновесия в отношениях между людьми. Сам факт заёма представляет из себя добровольный акт, при котором сторона нуждающаяся в доверии берет некоторые обязательства по отношению к стороне оказывающей доверие, которые она чувствует в себе силы выполнить. В этом конкретном смысле долг существует только между заемщиком и кредитором и не распространяется на третьих лиц. В схеме, Вася занял у Пети, а Петя занял у Вани, Вася ничего не должен Ване. Ведь Вася не нуждался в доверии Вани, а Ваня знать не знал Васю. Таким образом, т. н. «переуступка долга» является этически преступным действием со стороны кредитора, если заранее между ним и заемщиком не было оговорено, что он имеет право это сделать (например в случае неисполнения заемщиком своих обязательств по договору).
Совесть часть долга. Огромное значение в понимании долга имеет совесть, как та его часть, которая направлена во внутренний мир самого человека. Только она способна привести его к раскаянию и пониманию необходимости действий, направленных на восстановление внутреннего душевного равновесия, утраченного в результате собственных действий или действий сообщества, которому он принадлежит/принадлежал.
Где-то рядом находится и долг чести. С той лишь разницей, что в отличие от совести несет в себе страх перед публичным осуждением. В редких случаях человек, даже не испытывая мук совести поступает в соответствии с общепринятыми нормами поведения в обществе. Строго говоря, в этом рафинированном виде долг чести не является долгом точно также, как не является таковым супружеский долг. Часто и денежный долг на самом деле превращается для беспринципного человека в обязанность и он никогда не станет его возвращать, если кредитор его не потребует. Обязанность отличается от долга тем, что исполняется нами пока страх наказания своей силой превосходит силу нашей воли (если она противится этой обязанности) и не исполняется при отсутствии страха (даже если воля безразлична). Обязанностью движет страх перед чужой волей. Долгом — уверенность в своей силе и правоте.
Обязанность — формальное согласие исполнять определённые действия, при определённых условиях.
Неуместная
синонимизация долга и
Долг обычно возникает там, где наметилась возможность к улучшению, где появилась нестабильность, характерная для фазового перехода из одного состояния в другое. В процессе становления личности и её развития тоже образуется дисбаланс — между пониманием действительности и желанием её изменить, преобразовать и усовершенствовать. При наличии некоторой ”разницы потенциалов“ (напряжения) в этом дисбалансе возникает творческий процесс, результатом которого становится снятие напряжения. Многократный творческий опыт и полученное при этом удовольствие, способствуют поиску и обнаружению катализаторов, способных запускать творческий процесс чаще, при всё более незначительной разнице между понимаемым и желаемым. Увлечение такими катализаторами (как внутренними, так и внешними) приводит к выхолащиванию смысла из результатов творчества и последующей его деградации вплоть до полной импотенции.
Долг
— твёрдая уверенность в необходимости
лично осуществлять действия, направленные
на восстановление справедливости или
реализацию своего потенциала (предназначения).
Категория долга – одна из важнейших в этике вообще и среди категорий профессиональной этики в особенности.
Долг – то общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. В категории долга силен обязательный побудительный момент. Долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, требует, настаивает на ее претворении в жизнь. Быть человеком долга значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.
Многие из великих ценили чувство долга. И.Кант писал, что долг – это именно то великое, что возвышает человека над самим собой.
Особенно большое признание категория долга получила в сфере военной и правоохранительной деятельности. Именно в этих сферах долг используется как крайне действенная движущая людьми сила.
Служебный долг сотрудника правоохранительных органов является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.
Понятие «государственный служащий» можно анализировать в трех аспектах.
с государственно-правовой точки зрения, государственный служащий — это «слуга» государства (его органов), наделенный им полномочиями различного характера и значения. Служащий представляет государство в его многообразных взаимоотношениях как внутри государственной администрации (различных государственных органов и организаций), так и во внешних связях с другими общественными, государственными и негосударственными организациями. Государственный служащий — продукт развития общества и государства, призванный осуществлять государственные функции.
с
административно-правовой точки зрения,
государственный служащий имеет особые
властные, организационно-
с
уголовно-правовой точки зрения, государственный
служащий — особый субъект уголовной
и административной ответственности (государственные
служащие — должностные лица — несут
ответственность за преступления против
государственной власти и интересов государственной
службы).
Согласно российскому законодательству выделяется 2 вида государственных служащих: федеральные государственные служащие и государственные гражданские служащие субъекта Российской Федерации.
Федеральный
государственный служащий — гражданин,
осуществляющий профессиональную служебную
деятельность на должности федеральной
государственной службы и получающий
денежное содержание (вознаграждение,
довольствие) за счет средств федерального
бюджета. Государственный гражданский
служащий субъекта Российской Федерации
— гражданин, осуществляющий профессиональную
служебную деятельность на должности
государственной гражданской службы субъекта
Российской Федерации и получающий денежное
содержание (вознаграждение) за счет средств
бюджета соответствующего субъекта Российской
Федерации. В случаях, предусмотренных
федеральным законом, государственный
гражданский служащий субъекта Российской
Федерации может получать денежное содержание
(вознаграждение) также за счет средств
федерального бюджета.
Государственными служащими субъекта Российской Федерации могут быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе, являются только федеральными государственными служащими).
Государственный служащий, исходя из верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, исполняя свои должностные обязанности в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, руководствуется также правилами служебного поведения, установленными настоящим Кодексом.