Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 07:44, контрольная работа
Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима.
ВВЕДЕНИЕ 2
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РФ 5
1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА. 8
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РФ 10
4. КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ В РФ 12
5. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 23
Компетенция — это определяемый Конституцией или законом объем полномочий государственного органа или должностного лица, за рамки которого они не могут выходить в своей деятельности.
По отношению к государству — это круг прав и обязанностей в определенных сферах общественных отношений. Компетенция государства может быть реализована не только через органы государства, но и через референдум и другие институты прямой демократии.
Федеративное устройство предопределяет
разграничение компетенции
В соответствии с Конституцией РФ 1993 года компетенция государственных органов Федерации и ее субъектов разграничивается на:
• исключительную компетенцию федеральных органов власти;
• совместную компетенцию органов государственной власти Федерации и ее субъектов;
• исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов Федерации.
К исключительной компетенции федеральных
органов власти относятся все
вопросы, связанные с функционированием
государства на международной арене,
вопросы, требующие единого
Предметы совместного ведения
в отличие от предметов находящихся
в исключительном ведении Федерации,
предполагают, что центр и субъекты
действуют, реализуют свои полномочия
с учетом воли и интересов друг
друга, с использованием институтов,
процедур, механизмов согласования своих
действий, в том числе путем
взаимного делегирования
Исходя из смысла ст. 72 Конституции РФ предметы совместного ведения можно условно подразделить на несколько групп.
1. Вопросы государственного
• обеспечение соответствия конституций
и законов республик, уставов, законов
и иных нормативных правовых актов
субъектов Федерации
• защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон;
• защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
• установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
2. Вопросы, регулирования
• разграничение государственной собственности;
• установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
• общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
• охрана памятников истории и культуры;
• координация вопросов здравоохранения;
• защита семьи, материнства, отцовства и детства;
• социальная защита, включая социальное обеспечение.
3. Вопросы экологии и
• вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
• природопользование, охрана окружающей
среды и обеспечение
• особо охраняемые природные территории;
• осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
4. Вопросы, деятельности
• кадры судебных и правоохранительных органов;
• адвокатура, нотариат;
• административное, административно-
5. Координация международных и
внешнеэкономических связей
Здесь действует правило о том, что если международный договор Российской Федерации затрагивает вопросы, отнесенные к ведению субъекта Федерации, то требуется согласование с его органами власти. Субъекты Федерации вправе представлять федеральным органам государственной власти рекомендации о заключении международных договоров, касающихся их интересов.
Уже сложилась определенная иерархия
правовых источников, регулирующих совместную
компетенцию органов
Проблемы определения прав Федерации
и ее субъектов в рамках их совместной
компетенции, как показывает практика,
являются одними из самых трудноразрешимых
в федеративном строительстве. С
одной стороны, здесь не предполагается
жесткая регламентация на уровне
федерального законодательства, с другой
стороны, конституционный принцип
равноправия субъектов
Данную задачу сейчас решает упомянутый ранее Федеральный закон от 24 июня 1999 года, который сформулировал в качестве руководящих начал регулирования данной сферы отношений следующие принципы.
• Принцип конституционности, который
означает, что федеральное
• Принцип верховенства Конституции
РФ и федеральных законов, который
предполагает, что в случае несоответствия
положений договоров и
• Принцип равноправия субъектов
Российской Федерации при разграничении
предметов ведения и
Споры, связанные с разграничением
полномочий, стороны должны решать
путем переговоров, через согласительные
комиссии, а в случае необходимости
— в Конституционном Суде РФ.
При этом ранее заключенные договоры
и соглашения должны быть приведены
в соответствие с федеральным
законодательством, на что новый
Федеральный закон отводит
Спецификой конституционного разграничения
предметов ведения в Российской
Федерации является применение в
Конституции РФ децентрализованного
подхода к определению
Проблемы становления
Конституция Российской Федерации 1993 года в целом заложила современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России. В статье 1 Конституции Российской Федерации записано: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В статье 5 Конституции зафиксировано: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации…Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны».
Как показала практика, закрепленные в главе 3 Конституции Российской Федерации основополагающие принципы и механизмы взаимодействия федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации в целом обеспечивают эволюционный характер развития федеративного государства.
В то же время чем глубже идет развитие федеративных отношений, тем яснее становится противоречивость и недоработанность ряда конституционных положений, острее выражается потребность в дальнейшем развитии конституционных норм, касающихся Федерации.5
Итак, мы подошли к основному
нашему вопросу, а именно к современным
проблемам российского
Исследователь данного вопроса Лысенко В.Н. выделяет четыре проблемы:
1. Симметричность и
2. Проблема разграничения
3. Повышение роли Совета
Федерации в развитии
4. Федеративное вмешательство в права субъектов Федерации.
На мой взгляд, первый и второй пункт можно объединить в одну большую проблему разграничения предметов ведения и полномочий между органами федеральными государственными органами и органами власти субъектов Федерации, так как это и есть вопрос об асимметрии Федеративного устройства.
По этой проблеме существует
множество мнений, порой даже противоречивых.
Так Л.М. Карапетян, исходя из сконструированной
им «идеальной» модели федерализма,
постулирует обязательность одинакового,
равноправного, правового статуса
субъектов федерации и на этой
основе, с теми или иным оговорками,
но, в конечном счете, достаточно категорично
отвергает возможность