Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:17, реферат
Федерация — одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид — унитарное государство). Государственное устройство является в свою очередь элементом формы государства (наряду с формой правления и политическим режимом). Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру (в национально-территориальном аспекте).
Право наций на самоопределение
не предполагает, что во всех случаях
оно произойдет в виде независимого
государства. Современное международное
право, признавая право наций
на самоопределение, требует, однако, соблюдения
территориальной целостности
Федеративное устройство
России отражает ее многонациональный
состав. Она имеет в своем составе
много национальных государств и
национально-государственных
Формами самоопределения
многих народов, народностей выступают
республики, автономные образования
в составе Российской Федерации
— се субъекты, организованные на основе
национально-территориального принципа.
Все народы, народности, этнические
группы могут осуществлять право
на самоопределение в области
культуры, образования, развивая национальную
культуру, свои языки, организуя обучение
на них.
Народы, народности,
проживающие в России, в том
числе самый большой по численности
— русский народ, исторически
самоопределились в одном крупном
многонациональном федеративном государстве
— Российской Федерации. Не случайно
в преамбуле Основного Закона
РФ, закрепляющего статус России как
цельного федеративного государства
(его многонациональный
5. Равноправие субъектов
Российской Федерации —
1. в равенстве
их прав и обязанностей как
субъектов федерации;
2. в конституционно
установленных равных пределах
компетенции субъектов всех
3. в равном представительстве
всех субъектов в Совете
Нынешняя Конституция
РФ, закрепив принцип равноправия
субъектов, внесла и некоторые другие
новшества, утверждающие его. В Федеративном
договоре и в тексте прежнего Основного
Закона имелись различия в компетенции
субъектов, в частности, там предоставлялись
большие пр ава республикам ; теперь
это устранено.
В то же время имеются
различия в государственной организации
субъектов федерации. Среди них
есть республики, обладающие признаками
государства и государственно-
Основы конституционного
статуса Российской Федерации и ее
субъектов
Конституция РФ устанавливает
не только принципы федеративного устройства
России, но и более конкретно закрепляет
важнейшие черты статуса как федерации,
так и ее субъектов, разграничение компетенции
между ними.
Конституционный статус
Российской федерации включает наряду
с рассмотренными выше фундаментальными
положениями и некоторые другие
главнейшие черты российской федеративной
государственности.
Это, прежде всего, имеющиеся
у Российской Федерации государственно-
1. суверенитет Российской
Федерации, распространяющийся
2. федеральная Конституция
и федеральные законы;
3. федеральные органы
государственной власти (законодательные,
исполнительные, судебные), чьи полномочия
распространяются на всю
4. государственная
территория, целостная и неприкосновенная,
включающая в себя территории
всех субъектов федерации,
5. единое гражданство
РФ;
6. государственный
язык;
7. единые Вооруженные
Силы;
8. единая денежная
единица — рубль (введение
и эмиссия других денег в
России не допускается,
9. государственные
символы: государственный флаг, герб
и гимн Российской Федерации;
10. столица РФ.
Эти важнейшие элементы
конституционного статуса Российской
Федерации обусловливают
Оставаясь суверенным
государством, Российская Федерация
в то же время может участвовать
в межгосударственных объединениях
и передавать им часть своих полномочий
в соответствии с международными
договорами, если это не влечет ограничения
прав и свобод человека и гражданина
и не противоречит основам конституционного
строя РФ.
В России — несколько
видов субъектов федерации, это
ее особенность. Общее число субъектов
— 89: 21 республика, 6 краев, 2 города федерального
значения (Москва и Санкт-Петербург),
автономная область, 10 автономных округов,
остальные субъекты — области. Конституция
РФ допускает возможность принятия
в Российскую Федерацию и образования
в ее составе нового субъекта. Это
делается в порядке, установленном
федеральным конституционным
Республики —
субъекты РФ — это государства
в составе Российской федерации,
обладающие всей полнотой государственной
власти вне пределов компетенции
Российской федерации. Они образованы
как формы национальной государственности,
воплощают самоопределение
· Конституция республики,
республиканское законодательство;
· система органов государственной
власти республики, которая устанавливается
ею самостоятельно в соответствии с основами
конституционного строя РФ и общими принципами
организации представительных и исполнительных
органов государственной власти, закрепленных
федеральным законом;
· территория, причем
границы между субъектами могут быть изменены
только с их взаимного согласия;
· республиканское гражданство;
· государственный язык;
· собственные символы
государства.
Края, области, города
федерального значения, автономная область,
автономные округа — это государственные
образования в составе РФ, обладающие
всей полнотой государственной власти
вне пределов компетенции РФ. Автономии
образованы по национально-территориальному
принципу, а остальные из перечисленных
— по территориальному. Автономные образования
были созданы как формы национальной государственности
соответствующих народов, способы их самоопределения.
Статус данных видов субъектов федерации:
края, области, города федерального значения,
автономной области, автономного округа
определяется Конституцией РФ и уставом
края, области, города федерального значения,
автономной области, автономного округа.
Устав принимается законодательным (представительным)
органом соответствующего субъекта.
Для конституционного
статуса субъектов федерации
характерно наличие следующих элементов:
· устава;
· своего законодательства;
· системы органов государственной
власти соответствующего субъекта федерации,
которая самостоятельно им самим устанавливается
в соответствии с основами конституционного
строя РФ и общими принципами организации
представительных и исполнительных органов
государственной власти, определенными
федеральным законом;
· территории, границы
которой могут быть изменены только с
взаимного согласия органов власти сопредельных
субъектов РФ.
Положение автономии
может иметь особенности по сравнению
с другими субъектами. Может быть
принят федеральный закон об автономной
области, автономном округе. Это должно
делаться по представлению их законодательных
и исполнительных органов.
Отношения автономных
округов, входящих в состав края или
области, могут регулироваться федеральным
законом и договором между
органами государственной власти автономного
округа и органами власти края или
области.
Пребывание в составе
РФ в качестве субъекта предполагает
взаимодействие с федеральными органами,
участие в их работе. Равноправие
всех субъектов Российской Федерации
между собой, в том числе во
взаимоотношениях с федеральными государственными
органами, обусловливает их равные
правомочия в таких взаимоотношениях.
Субъекты имеют гарантированное
представительство в Совете Федерации,
их законодательным (представительным)
органам принадлежит право
Разграничение предметов
ведения и полномочий между федерацией
и ее субъектами.
Российская Федерация,
реализуя суверенитет, имеет и осуществляет
все права независимого государства.
В то же время субъекты федерации
также имеют свою компетенцию. Конституция
РФ, Федеративный договор, законодательство
наделяют федерацию в лице федеральных
органов государственной власти
широкой, многогранной компетенцией, оставляя
в то же время обширные права ее
субъектам.
Предметы ведения
РФ
Проблема определения
компетенции федеральных
Мировая практика выработала
формулу решения этой проблемы, которая
состоит в установлении:
а) исключительный компетенции
федеральных органов власти,
б) совместной компетенции
органов власти федерации и ее субъектов,
в) исключительной компетенции
субъектов федерации.
Такое решение проблемы
характерно для США, ФРГ, Австралии
и других федераций.
Российская Федерация
следует по этому испытанному
пути: статья 71 Конституции содержит
перечень вопросов, находящихся в
ведении Федерации; ст. 72 — перечень
вопросов, находящихся в местном
ведении Федерации и ее субъектов; а
в ст. 73 закреплена (без перечня вопросов)
вся остаточная (т.е. за пределами ведения
первых двух) компетенция субъектов Федерации.
Разграничение предметов
ведения и полномочий между органами
государственной власти Федерации
и ее субъектами возможно только на основе
Конституции, Федеративного договора
и иных договоров по этим вопросам. Это
положение включено в число основ конституционного
строя (ч. 3 ст. 11 Конституции), оно призвано
воспрепятствовать решению проблемы разграничения
в неправовых формах или хотя бы путем
принятия законов, а также постановлений
исполнительной власти. Здесь самый чувствительный
нерв федерализма и одновременно залог
стабильности власти на всей территории
Федерации.