Федеративное устройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:17, реферат

Описание

Федерация — одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид — унитарное государство). Государственное устройство является в свою очередь элементом формы государства (наряду с формой правления и политическим режимом). Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру (в национально-территориальном аспекте).

Работа состоит из  1 файл

Федеративное устройство Российской Федерации.docx

— 30.14 Кб (Скачать документ)

Отнесение Конституцией тех или иных вопросов к числу  предметов ведения Федерации  означает установление исключительной компетенции федеральных органов (Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ). Эти и только эти органы в праве издавать по перечисленным вопросам присущие им правовые акты (указы, законы, постановления), осуществляя нормативное регулирование и текущее управление. Предметы ведения, таким образом, это и сферы полномочий федеральных органов государственной власти, в которые не вправе вмешиваться органы государственной власти субъектов Федерации.  

Предметы ведения  и полномочия органов Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции  РФ, можно условно разделить на несколько групп:  

1) Вопросы государственного  строительства;  

2) Вопросы регулирования  экономики и социального развития;  

3) Вопросы внешней  политики и внешнеэкономической  деятельности;  

4) Вопросы обороны  и охраны границы;  

5) Вопросы создания  правоохранительных органов и  правовой системы;  

6) Вопросы метеорологии, статистической отчетности и  др.;  

7) Государственные  награды и почетные звания  Российской Федерации.  

Из этого перечня  вопросов, составляющих предметы ведения  Российской Федерации, можно сделать  ряд важных выводов в отношении  конституционных прерогатив Федерации, и в частности:  

а) только на федеральном  уровне можно изменять Конституцию, принимать законы о гражданстве  и др.;  

6) на территории  субъектов Федерации могут располагаться  объекты федеральной собственности;  

в) только на федеральном  уровне решаются вопросы ядерной  энергетики, развития путей сообщения  и деятельности в космосе;  

г) только федеральные  органы власти вправе осуществлять внешнюю  политику, объявлять войну и заключать  мир;  

д) Вооруженные Силы являются едиными для всей страны, ни один субъект Федерации не вправе создавать собственные вооруженные  формирования;  

е) судоустройство и  прокуратура являются едиными для  всей страны, только на федеральном  уровне можно объявлять об амнистии и помиловании и др.  

Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают  далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется  суверенитет и территориальное  верховенство Российской  Федерации, ее  назначение обеспе чивать общие интересы многонационального населения страны.   

Предметы совместного  ведения федерации и ее субъектов  

Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов. По этим вопросам, следовательно, могут издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Президента РФ и акты президентов и глав администраций субъектов Федерации, постановления Правительства РФ и акты исполнительной власти субъектов Федерации. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральных органов государственной власти. Но на практике это очень сложный вопрос. 

Предметы ведения  и полномочия органов Федерации, закрепленные в 14 пунктах ст. 72, можно  условно разделить на несколько  групп: 

1) Вопросы государственного  строительства и защиты прав  и свобод;  

2) Вопросы регулирования  экономики и социального развития;  

3) Вопросы деятельности  правоохранительных органов и  правовой системы;  

4) Координация международных  и внешнеэкономических связей  субъектов Федерации, выполнение  международных договоров РФ.  

Из этого перечня  вопросов следует, что определенная часть отраслей права (административное, трудовое и др.) регулируется Федерацией и ее субъектами совместно, в то время  как другие (гражданское, уголовное  и др.) — только Федерацией. Федерация  совместно с ее субъектами регулирует такую огромную сферу общественной жизни, как социальная сфера. В отношении  создания системы органов государственной  власти и местного самоуправления Федерация  претендует только на совместное установление общих принципов.  

Список литературы  

1. Конституция Российской  Федерации. 

2. Конституция Российской  Федерации. Комментарий.  

3. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для юридич. вузов и факультетов. — М.: Изд. группа ИНФРА. М — КОДЕКС, 1996  

4. Общая теория  права и государства: Учебник  для юридич. вузов / Под ред. В.В.Лазарева. — М.: Юрист, 1994  

5. Нормативно-справочная  база "ГАРАНТ".   

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://tarasei.narod.ru

Информация о работе Федеративное устройство