Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:17, реферат
Федерация — одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид — унитарное государство). Государственное устройство является в свою очередь элементом формы государства (наряду с формой правления и политическим режимом). Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру (в национально-территориальном аспекте).
Отнесение Конституцией
тех или иных вопросов к числу
предметов ведения Федерации
означает установление исключительной
компетенции федеральных
Предметы ведения
и полномочия органов Федерации,
закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции
РФ, можно условно разделить на
несколько групп:
1) Вопросы государственного
строительства;
2) Вопросы регулирования
экономики и социального
3) Вопросы внешней
политики и
4) Вопросы обороны
и охраны границы;
5) Вопросы создания
правоохранительных органов и
правовой системы;
6) Вопросы метеорологии,
статистической отчетности и
др.;
7) Государственные
награды и почетные звания
Российской Федерации.
Из этого перечня
вопросов, составляющих предметы ведения
Российской Федерации, можно сделать
ряд важных выводов в отношении
конституционных прерогатив Федерации,
и в частности:
а) только на федеральном
уровне можно изменять Конституцию,
принимать законы о гражданстве
и др.;
6) на территории
субъектов Федерации могут
в) только на федеральном
уровне решаются вопросы ядерной
энергетики, развития путей сообщения
и деятельности в космосе;
г) только федеральные
органы власти вправе осуществлять внешнюю
политику, объявлять войну и заключать
мир;
д) Вооруженные Силы
являются едиными для всей страны,
ни один субъект Федерации не вправе
создавать собственные
е) судоустройство и
прокуратура являются едиными для
всей страны, только на федеральном
уровне можно объявлять об амнистии
и помиловании и др.
Исключительные полномочия
федеральных органов
Предметы совместного
ведения федерации и ее субъектов
Под совместным ведением
понимается отнесение определенных
вопросов к компетенции в равной
степени как Федерации, так и ее субъектов.
По этим вопросам, следовательно, могут
издаваться федеральные законы и законы
субъектов Федерации, указы Президента
РФ и акты президентов и глав администраций
субъектов Федерации, постановления Правительства
РФ и акты исполнительной власти субъектов
Федерации. Вопросы совместного ведения
не требуют жесткой централизации, а лишь
регулирования в определенной части со
стороны федеральных органов государственной
власти. Но на практике это очень сложный
вопрос.
Предметы ведения
и полномочия органов Федерации,
закрепленные в 14 пунктах ст. 72, можно
условно разделить на несколько
групп:
1) Вопросы государственного
строительства и защиты прав
и свобод;
2) Вопросы регулирования
экономики и социального
3) Вопросы деятельности
правоохранительных органов и
правовой системы;
4) Координация международных
и внешнеэкономических связей
субъектов Федерации,
Из этого перечня
вопросов следует, что определенная
часть отраслей права (административное,
трудовое и др.) регулируется Федерацией
и ее субъектами совместно, в то время
как другие (гражданское, уголовное
и др.) — только Федерацией. Федерация
совместно с ее субъектами регулирует
такую огромную сферу общественной
жизни, как социальная сфера. В отношении
создания системы органов
Список литературы
1. Конституция Российской
Федерации.
2. Конституция Российской
Федерации. Комментарий.
3. Баглай М.В., Габричидзе
Б.Н. Конституционное право Российской
Федерации: учеб. для юридич. вузов и факультетов.
— М.: Изд. группа ИНФРА. М — КОДЕКС, 1996
4. Общая теория
права и государства: Учебник
для юридич. вузов / Под ред. В.В.Лазарева.
— М.: Юрист, 1994
5. Нормативно-справочная
база "ГАРАНТ".
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://tarasei.narod.ru