Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:47, реферат

Описание

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих.

Содержание

Введение 3
1. Содержание и задачи финансовой политики 4
1.1 Понятие финансовой политики 4
1.2 Содержание финансовой политики 5
1.2.1. Составные части финансовой политики 6
1.3. Задачи финансовой политики 8
1.4. Типы финансовой политики 8
1.5. Условия эффективности финансовой политики 10
2.Современное состояние финансовой политики РФ 11
3. Содержание и структура финансового механизма 14
3.1. Понятие финансового механизма 14 3.2. Финансовые рычаги и стимулы 15 3.3. Формы финансового обеспечения 16 3.4. Организационные структуры финансового механизма 17
Заключение 19
Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

finan_term_paper.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

2. Регулирующая.

В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж. М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое  внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется  система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных  специализированных органов. 

3.Неокласическая.

Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или   расходы

государственного бюджета, и через регулирование денежного  обращения, валютного курса, рынка  ссудных капиталов и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения.

4.Планово-директивная.

Планово-директивная  финансовая политика применяется в  странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким  образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.

 

1.5.Условия эффективности финансовой политики.

Условия эффективности  финансовой политики – своевременно и в необходимом объеме задействовать  финансовые   инструменты, а также должны быть подготовлены целый ряд законодательных и нормативных актов, направленных на расширение экономических свобод, создание благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательства.

Успех политики зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества, и имеющихся у государства объективных возможностей, т.е. механизма сознательного использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики, с учетом изменений в социальной структуре общества, состояния общественного сознания и психологии.

2. Современная финансовая политика РФ.

В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях  Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.

К основные направлениям (задачам) финансовой политики Росси на современном этапе можно отнести следующее:

- устойчивый профицит  федерального бюджета или сохранение  сбалансированности федерального  бюджета;

- снижение государственного  долга;

- стабилизация национальной  валюты и  снижение темпов инфляции;

- развитие банковского  сектора, в первую очередь,  в части совершенствования законодательной  базы функционирования банковской  системы;

- переход к среднесрочному  планированию;

- продолжение налоговой  реформы и реформы межбюджетных  отношений (снижение налоговой нагрузки и расширение налоговой базы, внесение целого ряда поправок в Бюджетный кодекс РФ, совершенствование схем разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы).

 Известно, что развитие  экономики страны зависит от качества налоговой системы. В последние годы в направлении ее совершенствования сделано немало – сформирована налоговая система, включающая 15 налогов и сборов, и четыре специальных налоговых режима, уже шесть лет действует первая часть Налогового кодекса РФ, из 19 глав второй части Кодекса – принято 17 по основным налогам, введена плоская шкала налога на доходы физических лиц.

В частности, за последние 2-3 года было сделано следующее:

- налог на прибыль  предприятий снизился с 35% до 24%;

- введен налог на добычу полезных ископаемых;

- снижение ставки единого  социального налога с 39,5% до 35,6%;

- сокращен НДС с  20% до 18%;

- отменен налог, уплачиваемый  с выручки от реализации товаров;

- отменена инвестиционная  льгота;

- установление единой  ставки налога на доходы физических лиц.

Бюджет России по-прежнему чрезмерно зависит от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних  рынков, в связи с этим был создан Стабилизационный фонд в составе  Федерального бюджета РФ, с целью  повышения устойчивости экономики, федерального бюджета к воздействиям внешнеэкономической конъюнктуры. Стабилизационный фонд формируется за счет 2-х источников, которые связаны с нефтью: часть налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и часть экспортной пошлины на нефть, поступающих в бюджет при превышении ценовой планки в 20 дол. за баррель. Кроме того, вначале 2004г. в Стабилизационный фонд было перечислено 106 млрд.руб.

 Политика в социальной  сфере: основная нагрузка лежит  на регионах. В 2004 году основная  тяжесть расходов на проведение социальной политики была возложена на консолидированные бюджеты субъектов: плановые расходы консолидированных бюджетов субъектов по разделу «Социальная политика» почти в 1,5 раза превышает расходы федерального бюджета. Перемещение центра тяжести финансирования расходов на проведение социальной политики в регионы – сложившаяся тенденция. В расходах консолидированного бюджета субъекта удельный вес расходов на социальную политику возрос с 2000 года почти в 1,5 раза, в расходах федерального бюджета – сократился более чем в 2 раза. Ситуация  в этой области, как следует их положений Федеральных законов от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», не изменится. Напротив, в результате осуществляемого разграничения полномочий, осуществление мероприятий социальной политики станет в большей степени задачей субъектов РФ.

Подводя итоги, можно  отметить, что финансовая политика России была целенаправленной, скоординированной. Об этом свидетельствует сокращение внешнего долга (в 2002 году новые внешние заимствования не производились, в счет погашения задолженности было выплачено 14,2 млрд. дол.), сохранение профицита бюджета (или его сбалансированности), рост ВВП (темп роста ВВП за 2003 год составил 6,6% по сравнению с 2002 годом). 

 Вместе с тем  остаются проблемы: например, бюджетное  законодательство пока не в  полной мере отвечает современным  требования, государственный сектор  по-прежнему слишком велик и  трудноуправляем, остается низкая экономическая  эффективность расходов федерального бюджета, при формировании бюджета в малой степени используется программно- целевые методы; нет стабильности  налогового законодательства.  Стабильность налогового законодательства – основное условие привлечения инвестиций в экономику. Глава Кодекса о налогах с продаж действовала два года, затем этот налог был отменен. Отдельные главы Кодекса, принимались и принимаются без достаточных оснований и не всегда продуманно. Требует пересмотра и упрощенная система налогообложения малого бизнеса, резко снизившая налоговую нагрузку, но не обеспечивавшая рост количества малых предприятий. Учитывая сложность принятия изменений в Налоговый кодекс РФ, завершение налоговой реформы потребует немало времени.

 

 

3. Содержание  и структура финансового механизма.

3.1. Понятие  финансового механизма.

Финансовый механизм является важной составной частью финансовой политики, при помощи которой происходит осуществление всей деятельности государства  в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов, государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решениями различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.

 Различают директивный и регулирующий финансовый механизм. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.

Структура финансового  механизма:

1.Финансовые методы (инвестирование, страхование, кредитование);

2.Финансовые рычаги (прибыль,  процентные ставки, виды кредита, финансовые санкции и др.);

3.Правовое обеспечение (Законы, Указы Президента, постановления, приказы);

4.Нормативное обеспечение  (инструкции, методические указания);

5.Информационное обеспечение  (экономическая, коммерческая, финансовая  информация).

 

3.2. Финансовые  рычаги и стимулы.

Финансовые стимулы сводятся к тому, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении.

Мы знаем, что финансы  участвуют в процессе создания денежных доходов, а также в процессе их распределения. Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, и умело управляя им, государство может стимулировать или сдерживать развитие того или иного процесса.

Если говорить о конкретных рычагах и способах воздействия на экономические процессы, то надо назвать следующие:

- бюджет: средства из  бюджета на развитие той или  иной отрасли, комплекса отраслей  или отдельного предприятия можно  выделить, а можно и не выделять;

- цены, тарифы. И в условиях  рыночной экономики государство, как известно, вмешивается в процесс ценообразования, устанавливает тарифы. Это воздействие осуществляется посредством прямого участия государства в предпринимательскую деятельность – в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в разработке сырьевых ресурсов и др. Кроме того, у государства остаются широкие административные возможности вмешиваться в процесс ценообразования, устанавливать тарифы, оказывать влияние на финансовое состояние предприятий;

  - налоги. Это наиболее мощный финансовый инструмент стимулирования хозяйственной деятельности. Стимулирующее влияние налогов реализуется через систему изъятия, скидок, преференций и других льгот, предоставляемых участникам финансовых отношений, в соответствии опять-таки с выработанными социально-экономическими приоритетами.

- экспортно-импортные  пошлины, тарифы. Государство, манипулируя  уровнем (делает их низкими,  льготными или высокими, невыгодными)  экспортно-импортных пошлин, тарифов  стимулирует или дестимулирует  экспортно-импортные операции.

Это далеко неполный перечень тех рычагов, которые активно  и комплексно используется государством для достижения поставленных целей.

Информация о работе Финансовая политика государства