Формы (источники) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 16:34, курсовая работа

Описание

Наличие надежных источников истории права зависит от существования в соответствующий период организованного правительственного механизма и группы образованных людей, например священников, ученых или официальных лиц, которые располагают возможностью с определенной степенью точности регистрировать состояние права.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………стр. 2
2. Понятие формы (источника) права………………………………….стр. 3
3. Основные формы (источники) права………………………………..стр. 5
А) Правовой обычай
Б) Судебный прецедент
В) Нормативно - правовой договор
Г) Правовая доктрина
Д) Священные книги
Е) Нормативно - правовой акт
Ж) Принципы международного права
З) Правосознание
4. Формы (источники) права в Романо-германской и англо-саксонской
правовых семьях…………………………………………………… стр. 13
А) Предисловие
Б) Романо - германская правовая семья
В) Англо - саксонская правовая семья и ее отличия от романо - германской
5. Заключение…………………………………………………………….стр.19
6. Список использованной литературы…………………………………стр.21

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 64.87 Кб (Скачать документ)

       Таким образом, можно выделить следующие признаки нормативно-правовых актов:

1) нормативные  акты есть результат правотворческой  деятельности   компетентных органов  и должностных лиц государства,  а также уполномоченных на  то общественных объединений  и организаций; 

2) они  содержат в себе общеобязательные  правила поведения (нормы);

3) содержащиеся  в них предписания являются  выражением государственной воли;

4) принимаются  и реализуются в особом процессуальном  порядке;

5) имеют  строго определенную документальную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия;

6) направлены  на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время  как акты применения норм права  касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций, обстоятельств;

7) рассчитаны на постоянное либо длительное действие, тогда как правоприменительные акты - на однократную реализацию;

8) нормативные  акты не персонифицированы, адресуются  либо ко всем, либо к неопределенно  большому числу субъектов, а  акт применения правовой нормы  имеет конкретного адресата;

9) может  быть быстро изменен или отменен  в зависимости от социальных  потребностей, ибо позволяет адекватно отражать юридически значимые реалии.

       Также, иногда ряд исследователей выделяет принципы международного права и правосознание в качестве источников права. 

7. Принципы  международного права 

       Принципы международного права - это наиболее значимые нормы международного права. Имеются в виду те принципы, которые не имеют непосредственно правового значения, поскольку отражены, например, в декларациях, имеющих рекомендательный характер, но получают таковое в случае признания их государством. Так, в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

       Принципы международного права выполняют две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию. Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Широко признано, что принципы Устава ООН не могут быть отменены государствами в одностороннем порядке или по соглашению. 

8. Правосознание 

       Правосознание выступает юридической основой судебной и административной практики в революционные эпохи, когда отмененное законодательство ликвидированного строя еще не заменено новым. В России, например, советская власть своими декретами отменила все царские законы в течение полугода после Октябрьской революции, а первые кодексы (гражданский, уголовный, земельный и т.д.) начали появляться лишь в 1922 г. На  протяжении пяти лет советские суды и административные органы   руководствовались преимущественно \"революционным правосознанием"\. Эта практика ныне хорошо известна. 

                 

ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА В РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ 

И АНГЛО-САКСОНСКОЙ ПРАВОВОЫХ СЕМЬЯХ 

Предисловие 

         В современном мире существует множество правовых систем. Правовая система-понятие более широкое и объемное, чем просто понятие \"право\".

       Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и

   взаимодействующих правовых средств,  регулирующих общественные отношения,  а также элементов, характеризующих, уровень правового развития той или иной страны. Правовая система-это вся \"правовая действительность"\ данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это:

- собственно  право как система обязательных  норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках - правовая идеология - активная  сторона правосознания;

- судебная (юридическая) практика.

       Понятие \"правовая система"\ имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о \"национальной правовой системе"\, например, Великобритании, Германии, и т.д. Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания конкретных норм, а из их более постоянных элементов, использованных для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не  так уж много. Поэтому возникла группировка правовых систем \"семьи"\.

       Категория \"правовая семья"\ служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об  относительном единстве этих систем.

       Одна из самых популярных классификация правовых семей, дана Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающую религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающие в качестве основной составляющей источники права. Р.Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных семей: романо-германской, англо-саксонской, и социалистической. 

                     
 
 
 

Романо-германская правовая семья 

          Романо-германская правовая семья (Франция, Германия, Италия, Испания и т.д.) имеет длинную историю. Она сложилась в Европе в результате усилий  ученых европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.

       Зарождение романо-германской правовой системы никоим образом не является результатом утверждения политической власти или централизации,   осуществленной королевской властью. Этим романо-германская правовая   система отличается от английского права, где развитие общего права было   связано с усилением королевской власти и с существованием сильно   централизованных королевских судов. Система романо-германского права,   утверждается в эпоху, когда Европа не только не составляет единого целого,   но сама идея такого рода кажется несбыточной. Она основывалась на общности культуры и возникла и продолжала существовать независимо от каких-либо  политических целей.

       Здесь на первый план выдвинуты нормы и принципы права, которые   рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям морали и,   прежде всего, справедливости. Юридическая наука видит свою основную задачу  в том, чтобы определить, какими должны быть эти нормы.

       Начиная с XIX века основным источником (формой) права, где господствует эта семья, является закон. Юристы здесь, прежде всего, обращаются к законодательным и регламентирующим актам, принятым парламентом и административными органами. Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила. Она выражается как в соответствии конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов. Конституции разграничивают компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права.     

       Обычные законы имеют в этой семье три разновидности: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. В большинстве стран приняты и действуют гражданские, уголовные,   гражданско-процессуальные, уголовно- процессуальные и некоторые другие   кодексы. Система текущего законодательства также весьма разнообразна.   Законы регулируют отдельные сферы общественных отношений, например,   акционерные законы. Число их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные тексты налогового законодательства. Конституционные законы по значению сравнимы с ролью международных конвенций. А в некоторых конституциях (например, Франции, Нидерландов) закреплен принцип, согласно которому международные договоры имеют силу, превышающую силу внутренних законов. Также, среди источников права велика роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и др.

       Роль  судебной практики, в странах  романо-германской правовой семьи может быть уточнена лишь в связи с ролью  закона. Учитывая современное   стремление юристов всех стран опереться на  закон, творческая роль   судебной практики всегда или почти всегда скрывается  за видимостью   толкования закона. И лишь в исключительных случаях юристы  отказываются от этой привычки, а судьи открыто признают наличие у них власти  по созданию правовых норм. Они упорно придерживаются позиции постоянного подчинения закону даже тогда, когда законодатель открыто признает, что закон не может предусмотреть все.

       Судебная практика отказывается создавать правовые нормы, так как это, по мнению судей, дело лишь законодателя и правительственных или   административных властей, уполномоченных на то законодателем.

       Между нормами выработанными судебной практикой и нормами, установленными законодателем есть два важных различия:

1)судебная  практика действует в рамках, установленных для права   законодателем,  тогда как деятельность самого  законодателя состоит именно  в

установлении  этих рамок. Значение права, создаваемого судебной практикой,

уже в  силу этого ограничения, и положения  в романо-германской правовой семье  с этой точки зрения противоположно тому, которое существует в   странах  английского общего права.

2)правовая  норма, созданная судебной практикой,  не имеет того авторитета,   которым обладают законодательные  нормы. Она достаточно непрочна, ее можно в любой момент  отбросить или заменить в связи  с рассмотрением нового дела.

       Судебная практика не связана с нормами, которые она сама создала. Она даже не может общим образом сослаться на них для обоснования принимаемого решения. Норма, создаваемая судебной практикой, существует и применяется  лишь в той мере, а какой суд считает её хорошей. В порядке исключения из общего принципа в особых случаях может быть установлена обязанность судьи следовать определенному прецеденту или линии, установленной прецедентом. В ФРГ такой авторитете придан решениям Федерального конституционного суда. А судебную организацию, как правило, в странах этой правовой семьи венчает Верховный суд.

       В настоящее время официальные общегосударственные сборники судебной практики издаются в таких странах с романо-германской семьей, как Германия, Испания, Италия, Турция, Франция и Швейцария.

       По мнению Рене Давида обычай в этой семье не является тем основным и первичным элементом права. Он может действовать не только в \"дополнение к закону"\ но и \"кроме закона"\. Возможны ситуации, когда обычай занимает положение \"против закона"\ (например в Италии, в навигационном праве, где морской обычай превалирует над нормой гражданского кодекса или в сфере  частного права). В целом, однако, сегодня за редким исключением обычай потерял характер самостоятельного источника права.

       В наши дни, как и в прошлом, в романо-германской правовой семье доктрина составляет весьма жизненный источник права. Она влияет как на   законодателя, так и на правоприменителя (например, используется в   толковании законов). Но судьи не могут ссылаться на мнения известных   ученых-юристов в обосновании принимаемых ими решений. 

      Англо - саксонская правовая семья  и ее отличия от романо-германской 

       В отличие от государств романо-германской правовой семьи, где основным  источником права является введенный в действие закон, в странах   англо-саксонской правовой семьи основным источником права служит норма, сформулированная судьями, и выраженная в судебных прецедентах.

       В группу английского права входят наряду с Англией Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также право бывших колоний Британской империи. Как известно, Англия была крупнейшей колониальной державой, и английское \"общее право"\ получило распространение во многих странах мира.

       В результате сегодня почти треть населения мира живет в значительной мере по нормам английского права. Вторую группу образует право США, которое, имея своим источником английское \"общее право"\, в настоящее время является вполне самостоятельным.

Информация о работе Формы (источники) права