Формы осуществления народовластия в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:56, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть формы народовластия во всех аспектах и уяснить для себя основные положения данной темы.
Задачами данной курсовой работы являются:
- дать понятие термину народовластие, выявить его сущность;
- определить формы народовластия;
- рассмотреть непосредственную (прямую) демократию и ее формы (институты);
- изучить представительную демократию;
- определить права человека в демократическом обществе.

Содержание

Введение…………………………….…….……………………….…..…..............3
Глава 1.Понятие народного суверенитета……………..……………..…..….......6
1.1Концепции Суверенитета……………………….……………......….....6
1.2Обеспечение народного суверенитета……………………………….15
Народный Суверенитет в Российской Федерации………………….19
Глава 2.Институты прямой (непосредственной) демократии…………….…..22
Понятие института прямой демократии…………………………......22
Глава 3.Референдум…………………………………………………..….............24
Глава 4.Местные выборы………………………………………………………..26
Глава 5.Собрания (сходы) граждан………………………………......................28
Глава 6.Представительная демократия…………………………………...........30
Заключение………………………………………………………..………...........31
Список литературы................................................................................................32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по КП Формы осуществления народовластия в РФ.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

Формы осуществления народовластия в РФ 
 

                                               Курсовая работа 
 

Научный руководитель

Доцент, кандидат юридических наук 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011 

Оглавление

Введение…………………………….…….……………………….…..…..............3

Глава 1.Понятие народного суверенитета……………..……………..…..….......6

    1.1Концепции Суверенитета……………………….……………......….....6

    1.2Обеспечение народного суверенитета……………………………….15

    1. Народный Суверенитет в Российской Федерации………………….19

Глава 2.Институты прямой (непосредственной) демократии…………….…..22

    1. Понятие института прямой демократии…………………………......22

Глава 3.Референдум…………………………………………………..….............24

Глава 4.Местные выборы………………………………………………………..26

Глава 5.Собрания (сходы) граждан………………………………......................28

Глава 6.Представительная демократия…………………………………...........30

Заключение………………………………………………………..………...........31

Список  литературы................................................................................................32 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

По  нашему мнению, тема "Формы осуществления  народовластия в России" является одной из самой актуальных в курсе Конституционного права Российской Федерации.

Мы  так считаем потому, что независимо от того, чем человек будет заниматься в будущем, знание форм народовластия  просто необходимо в жизни. Все должны знать, что власть принадлежит народу, что он обладает правом и возможностью свободно, независимо от каких-либо сил осуществлять власть в соответствии с собственными интересами.

Данная  тема рассмотренна такими авторами, как  М. В. Баглай, Б.Н. Габричидзе, Л.А. Морозова, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, В.Е. Чиркин, а также другими учеными.

Цель  данной курсовой работы - рассмотреть  формы народовластия во всех аспектах и уяснить для себя основные положения  данной темы.

Задачами  данной курсовой работы являются:

- дать  понятие термину народовластие, выявить его сущность;

- определить  формы народовластия;

- рассмотреть  непосредственную (прямую) демократию  и ее формы (институты);

- изучить  представительную демократию;

- определить  права человека в демократическом  обществе.

Любое демократическое государство провозглашает в своей Конституции принцип народовластия - принадлежности власти народу. В качестве примера можно привести конституции Франции, Италии, ФРГ и других стран. 

Народовластие означает, что народ обладает правом и возможностью свободно, независимо от каких-либо социальных сил осуществлять власть в соответствии с собственной волей и в своих интересах.

Оно выражается в том, что народ:

во-первых, участвует в формировании органов  власти;

во-вторых, в принятии государственных решений;

в-третьих, контролирует осуществление государственной 

Основоположник  теории народного суверенитета и  учения о народовластии Ж. Ж. Руссо  считал, что народ как носитель и выразитель общей воли "может  быть представляем только самим собою".

Народ сам представляет верховную власть в обществе и государстве и имеет право не только изменить форму правления, но и вернуть себе естественное состояние и свободу

Народовластие означает, что единственным источником власти и ее носителем выступает  народ. При этом он является верховным носителем власти в государстве.

Народ использует эту власть исключительно  в собственных интересах и  не делит ее ни с кем. Никто кроме  народа или без его согласия не может претендовать на власть.

Согласно  ст.3 Конституции Российской Федерации "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Различают две главные формы реализации народовластия - прямую (непосредственную) и представительную.

Прямая  демократия предполагает непосредственное участие народа в управлении государством и обществом, например, путем референдума  и выборов. Эти формы народного  волеизъявления будут рассмотрены  ниже.

Здесь же надо отметить, что референдумы (всенародное  голосование) могут проводиться как в общегосударственном масштабе, так и в отдельных субъектах Российской Федерации, также по регионам. Организация и проведение референдумов - довольно дорогостоящее мероприятие, поэтому они проводятся не часто.

Более распространенной формой непосредственной демократии являются выборы. Посредством выборов формируются органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирается глава государства.

Для выборов  как формы прямого осуществления  народовластия важно, чтобы они были свободными.

Это предполагает:

а) проведение выборов в обстановке отсутствия какого-либо принуждения;

б) возможность  выбора из нескольких кандидатур;

в) возможность  как осуществлять свои избирательные  права, так и не использовать их;

г) свободу  голосования "за" или "против" предложенных кандидатур;

д) право  избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное  право).

Прямое  народовластие реализуется также  в праве проводить митинги, демонстрации, шествия, подавать петиции, в праве на забастовку и тому подобное.

Представительная  демократия означает, что народ осуществляет власть через своих выбранных  представителей, которые в своих  решениях должны выражать волю народа. Такими представителями являются депутаты Государственной Думы, городских, областных дум, органов местного самоуправления и так далее. Последние представляют собой выборные органы, призванные решать вопросы местного значения, касающиеся, например, охраны окружающей среды, охраны общественного порядка, благоустройства населенных пунктов, транспортного, торгового, медицинского обслуживания населения.

На практике обе формы народовластия - прямая и представительная - действуют в  единстве и взаимосвязи. Их сочетание  позволяет наиболее рационально  обеспечить осуществление народовластия в государстве.

Курсовая  работа состоит из введения, шести  глав, заключения, списка используемой литературы. 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие народного суверенитета.

Народный  суверенитет -  в РФ принцип конституционного строя, характеризующий полновластие многонационального народа, признание его единственным источником власти в РФ, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Н.с, или полновластие народа, есть обладание им политическими и социально-экономическими средствами, всесторонне и полно обеспечивающими реальное участие народа в управлении делами общества и государства. Суверенитет народа есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу. Народ - единственный источник власти и обладает исключительным правом распоряжения ею. Народ на определенных условиях передает полномочия на распоряжение властью (не саму власть) и на определенное время (до новых выборов) своим представителям. При этом, как сказано в ч. 4 ст. 3 Конституции, "никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону". Наряду с отмеченными власть народа обладает и другими особыми свойствами: это прежде всего публичная власть. Ее цель - достижение общего блага или общего интереса; эта власть имеет общесоциальный характер, она обращена ко всему обществу и каждому индивиду. Индивид самостоятельно или через институты гражданского общества может в той или мере влиять на осуществление такой власти. Народовластие предполагает, что общество в целом (народ) или его часть реализует власть, т.е. осуществляет непосредственно или через своих представителей управление делами общества и государства, добиваясь таким образом удовлетворения общих и не противоречащих им частных интересов. Н.с. имеет различные формы проявления: через представительную и прямую демократию, непосредственное осуществление прав и свобод. Свойства Н.с. проявляются на различных уровнях. Применительно к РФ - на федеральном (многонациональный народ России), региональном (народ, или население субъекта Федерации), на муниципальном - через местные сообщества граждан. 

1.1Концепции Суверенитета

Каждое  понятие в юридической терминологии возникло в конкретных общественно-политических условиях и отражает какое-либо общественное явление на конкретном историческом этапе. С развитием общественных отношений меняется содержание тех правоотношений, которые характеризуются тем или иным правовым термином. В результате одни понятия уходят в небытие, другие наполняются новым смысловым и правовым содержанием.

Правовое  содержание понятия "суверенитет", насчитывающее более чем четырехсотлетнюю историю, не могло не наполняться  новым содержанием в условиях развития властеотношений. Понятие "суверенитет" многомерно и может быть рассмотрено в трех аспектах: "государственный суверенитет", "народный суверенитет" и "национальный суверенитет".

     Доктрину  суверенитета ввел в политическую науку  французский мыслитель Жан Боден в своей работе "Шесть книг о республике". Теория суверенитета формировалась совместно с идеей абсолютной монархии - новой парадигмой государства, возникшей как реакция на притязания духовной власти, феодалов и Священной Римской империи на верховенство государственной власти. Боден определил суверенитет как абсолютную и пожизненную власть в государстве, принадлежащую чаще всего монарху, или, в более редких случаях, аристократии или народу. Монарх дает подданным закон без их согласия, отделен от народа и отвечает лишь перед Богом. При этом по Бодену, власть передается народом монарху в форме дарения, которое не оговаривается никакими условиями. Следовательно, суверенный монарх не уполномоченное народом лицо, реализующее свои полномочия путем участия в реализации естественных прав подданных, а образ Бога, отделенный от руководимого им общества. Боден в сформулированном им понятии суверенитета первый соединил внешнюю и внутреннюю стороны одного и того же явления - независимости государства в отношениях с иными государствами и верховенства государственной власти внутри страны, а также объединил в государственно-правовом понятии суверенитета все его признаки: абсолютность, неделимость, непрерывность во времени, независимость, неотчуждаемость.

     Позднее Гуго Гроций отделил суверенитет государства от суверенитета конкретного носителя государственной власти и совокупности конкретных его прав. Разделение понятий, характеризующих различные политико-правовые явления верховенства государственной власти и полновластия, позволило рассмотреть суверенитет не как свойство государственной власти, а как свойство, существенный признак государства. Государственный суверенитет в классическом (абсолютистском) его понимании, будучи неотчуждаемым правом на высшую независимость и верховную власть, представляет собой свойство государства, являющееся не более высоким относительно других элементов политической системы, а высшим в абсолютном смысле, неделимым, стоящим над политическим обществом и отдельно от него. 1

     Отталкиваясь  от понимания государственного суверенитета как понятия, характеризующего не верховенство власти, а абсолютную власть, не предполагающей возможности контроля и подотчетности, ученые нередко высказывают мысль об утере актуальности понятия суверенитета как характеристики ушедшего в небытие абсолютизма и более ближнего к современности явления тоталитаризма. Тем самым игнорируется то, что развитие идеи конституционного государства внесло коррективы в учение о суверенитете. Отказ от идеи безграничности суверенитета ("абсолютного суверенитета") позволил говорить о нем как о правовом понятии, характеризующем верховенство власти, а не произвол государственного аппарата. Государственный суверенитет предполагает способность юридически не связанной внешними силами государственной власти к исключительному самоопределению, а потому и самоограничению путем установления правопорядка, на основе которого деятельность государства только и приобретает подлежащий правовой квалификации характер.

     Конечно, суверенитет нельзя признать таким  свойством государства, которое ставит государственную власть над системой правового регулирования общественных отношений и правового статуса личности. Неотчуждаемость и неделимость суверенитета говорит лишь о невозможности лишения его носителя независимости от иных форм властей, права на определение своей судьбы без его воли. Как свойство государственной власти, суверенитет представляет собой, по выражению Э.Л. Кузьмина, "вполне осязаемое качество, реально проявляющее себя в наборе прав, возможностей, и гарантий, обеспечивающих в обществе именно государству особый, уникальный статус по сравнению с другими политическими институтами, равно как и в международном сообществе". 2

     В процессе становления понятия "суверенитет" данная категория начиная с конца  XVIII в. стала использоваться для характеристики не только явления верховенства государственной власти, но и источника государственной власти. Категория "народный суверенитет" означает верховенство народа в решении вопросов организации и функционирования общественного и государственного строя, в определении основных направлений развития внутренней и внешней политики, а также осуществление полного и всестороннего контроля над деятельностью государственных органов.

     Основоположником  учения о народном суверенитете стал французский просветитель XVIII в. Жан-Жак Руссо.

     В целом общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над  всеми его членами. Эту власть, направляемую общей волей, он именует  суверенитетом. По смыслу концепции Руссо, суверенитет един, и речь может и должна идти об одном-единственном суверенитете - суверенитете народа. При этом под "народом" как единственным сувереном у Руссо имеются в виду все участники общественного соглашения (т.е. взрослая мужская часть всего населения, всей нации), а не какой-то особый социальный слой общества (низы общества, бедные, "третье сословие", "трудящиеся" и т.д.), как это стали трактовать впоследствии радикальные сторонники его концепции народного суверенитета (якобинцы, марксисты и т.д.).

Информация о работе Формы осуществления народовластия в РФ