Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть формы народовластия во всех аспектах и уяснить для себя основные положения данной темы.
Задачами данной курсовой работы являются:
- дать понятие термину народовластие, выявить его сущность;
- определить формы народовластия;
- рассмотреть непосредственную (прямую) демократию и ее формы (институты);
- изучить представительную демократию;
- определить права человека в демократическом обществе.
Введение…………………………….…….……………………….…..…..............3
Глава 1.Понятие народного суверенитета……………..……………..…..….......6
1.1Концепции Суверенитета……………………….……………......….....6
1.2Обеспечение народного суверенитета……………………………….15
Народный Суверенитет в Российской Федерации………………….19
Глава 2.Институты прямой (непосредственной) демократии…………….…..22
Понятие института прямой демократии…………………………......22
Глава 3.Референдум…………………………………………………..….............24
Глава 4.Местные выборы………………………………………………………..26
Глава 5.Собрания (сходы) граждан………………………………......................28
Глава 6.Представительная демократия…………………………………...........30
Заключение………………………………………………………..………...........31
Список литературы................................................................................................32
Благодаря институтам непосредственной демократии усиливается контроль граждан за деятельностью органов местного самоуправления12.
Как известно, непосредственная демократия - прямое осуществление власти народом в общегосударственном и местном масштабах, различные формы принятия самим населением (преимущественно гражданами - избирателями) решений общего и местного характера13.
Участие
граждан в непосредственном решении
вопросов местного значения должно осуществляться
в самых разнообразных формах, которые
закреплены в Федеральном законе «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» от 21 октября
2003 г (В целом этот акт имеет прогрессивное
значение, устанавливая модель российского
самоуправления с учетом мирового опыта
и требований Европейской хартии Местного
самоуправления14). Основными из
них являются местный референдум, муниципальные
выборы, народная правотворческая инициатива,
общие собрания (сходы) граждан, обращения
граждан в органы местного самоуправления
и к должностным лицам местного самоуправления
и т.д. Все их перечислить попросту невозможно,
так как федеральное законодательство
практически не ограничивает творчество
и инициативу населения муниципальных
образований в поиске и использовании
форм прямого волеизъявления граждан
в решении вопросов местного самоуправления.
Глава 3. Референдум.
Местный референдум – голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований по важным вопросам местного значения15. Конституция РФ закрепляет референдум в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст. 130). Она признает за каждым гражданином РФ право участвовать в референдуме (ст. 32). Гарантии свободного волеизъявления граждан на референдуме, защиты права на участие в референдуме устанавливает Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»16. Так, им установлено, что в местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. Голосование осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается17. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию18.
Референдум занимает центральное место среди форм прямого волеизъявления граждан в системе местного самоуправления. Обусловлено это рядом обстоятельств, в числе которых, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что юридическая сила решений, принимаемых на местном референдуме, выше юридической силы любых иных актов органов и должностных лиц местного самоуправления. Они не только имеют общеобязательный для исполнения характер, но и не нуждаются в утверждении какими либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Таким образом, местный референдум является способом непосредственного решения населением наиболее важных для местного самоуправления вопросов.
В нашей стране в течение многих десятилетий
референдумы не проводились, а возможность
их проведения на местном уровне даже
не предусматривалась законодательством.
Впервые понятие «местный референдум»
было использовано в статье 2 Закона РСФСР
«О местном самоуправлении в РСФСР» (1991
г)19. Поэтому данная форма участия
граждан в решении вопросов местного значения
является сравнительно новой для российского
права. С тех пор уже накоплен определенный
опыт использования этой формы местного
самоуправления во многих субъектах Российской
Федерации. В частности, посредством референдумов
были приняты уставы целого ряда муниципальных
образований в Красноярском, Приморском
и Ставропольском краях, в Архангельской,
Вологодской, Ивановской, Камчатской,
Ленинградской, Саратовской и Тюменской
областях и в других Российских регионах.
Практически во всех субъектах Российской
Федерации приняты соответствующие законы
о местном референдуме20. В целом,
прежнее и новое федеральное законодательство
предполагает инициативное использование
института местного референдума, т. е.
по мере необходимости. В большинстве
муниципальных образованиях сегодняшней
России местный референдум не проводился
ни разу21.
Глава 4.Местные выборы.
Российские правоведы выделяют в структуре избирательного права институт муниципального права22. В качестве самой массовой формы прямого народного волеизъявления населения муниципальных образований выступают местные выборы. Свободные, периодические, справедливые и нефальсифицированные выборы становятся обязательным атрибутом современной российской государственности23. Без выборов, в отличие от референдума, принципиально невозможно осуществление местного самоуправления. Кроме этого, их значение определяется тем, что посредством их проведения формируются представительные органы местного самоуправления, через которые население осуществляет местное самоуправление, а также посредством выборов могут получать свои полномочия главы муниципальных образований.
Выборы
депутатов, членов выборных органов, выборных
должностных лиц органов
Однако только этим значение выборов не ограничивается. В ходе избирательных компаний граждане, делая те или иные предложения, направляют деятельность органов местного самоуправления, критически оценивают их работу. Каждая избирательная компания стимулирует развитие социальной активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает необходимые предпосылки для их удовлетворения25.
В настоящее время правовой основой выборов в органы местного самоуправления являются Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также принятые органами государственной власти субъектов Федерации законы или Приложения о выборах в органы местного самоуправления, уставы муниципальных образований.
Если законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов: представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования; в муниципальном образовании отсутствует представительный орган местного самоуправления; полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти; законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и управления муниципальных образований; истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, то применяется Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»26. Он применяется для защиты прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с уставами муниципальных образований нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов федерации, - быть избранным в выборные местного самоуправления в. Минимальный возраст кандидата в местного самоуправления не может превышать 21 год27.
За последние годы выборы и референдум прочно вошли в жизнь российского общества в качестве реально функционирующих институтов непосредственной демократии28.
Глава 5. Собрания (сходы) граждан.
Одной из самых массовых форм непосредственной демократии наиболее доступной гражданам являющейся средством их самоорганизации, являются собрания (сходы) граждан.
Обеспечивая
гражданам возможность
В дореволюционной России сельский сход являлся органом сельского общества. Он не имел представительного характера и состоял из всех домохозяев. Для правомочности схода требовалось присутствие не менее половины домохозяев или лиц, их замещающих, а также присутствие сельского старосты, который являлся председателем схода29.
В советский период в ведении сходов находился довольно узкий круг вопросов. Так, согласно Положению об общих собраниях, сходах граждан по месту их жительства в РСФСР, утвержденному Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 августа 1985 г.30, в ведение собраний, сходов входило:
а) избрание органов общественной самодеятельности;
б) выдвижение кандидатов в депутаты поселковых, сельских Советов и возбуждение вопроса об отзыве депутатов этих Советов;
в) избрание народных заседателей (районных) городских народных судов и решение вопроса об их отзыве;
г)
решение вопроса о
Принятый в 1991 г. Закон Российской Федерации о местном самоуправлении в Российской Федерации отнес к компетенции общих собраний (сходов) граждан следующие вопросы:
1)
избрание органов
2)
утверждение программ
3)
решение других вопросов, относящихся
к компетенции органов
Новый шаг на пути повышения роли собраний (сходов) граждан в системе местного самоуправления был сделан Положением об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденным Указом Президиума Российской Федерации от 26 октября 1993 г. Если раньше такие собрания (сходы) созывались по мере необходимости и действовали наряду с местными органами власти в городских и сельских населенных пунктах; то согласно упомянутому Положению собрания и сходы в небольших городских и сельских поселениях, с населением до 5 тыс. человек, могли выступать непосредственными органами населения и вместе с выборной главой местного самоуправления осуществлять все функции местного самоуправления. В таких случаях представительный орган местного самоуправления не образовывался.
В
соответствии с Федеральным Законом
«Об общих принципах
Глава 6.Представительная демократия.
Представительная демократия представляет из себя форму общественно-государственного устройства, в которой народ признается источником власти, но сама государственная власть осуществляется специальными, в т.ч. выборными органами, которым народ делегирует свое право на управление общественными делами. Во всех современных странах демократия утвердилась в виде представительной демократии, народным массам предоставлено право лишь эпизодически, во время референдумов или выборов, участвовать в принятии государственных решений. В итоге "власть народа" начинает носит весьма ограниченный характер. Эта ограниченность проявляется в следующем:
а) в промежутках между выборами и референдумами народ фактически отстраняется от власти, так как все решения принимаются государственными должностными лицами
б) существует реальная угроза того, что избранные представители при принятии решений будут ориентироваться не столько на интересы народа, сколько на свои личные или узко групповые интересы