Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:32, реферат
В соответствие со ст. 910-1 ГК РБ договор франчайзинга заключается в письменной форме. Тем самым законодатель для придания договору франчайзинга надлежащей формы требует его совершения в письменной форме. При этом, учитывая отсутствие дополнительного указания, речь идет о простой письменной форме, а не о нотариальной форме договора. В то же время никто не запрещает сторонам самостоятельно прийти к вы
установление минимального объема использования переданных прав;
установление максимального объема использования переданных прав;
установление одновременно и максимального и минимального объема использования переданных прав.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что неуказанные в договоре франчайзинга на рассматриваемое условие привести к признанию договора франчайзинга незаключенным, поскольку сторонами не согласованно одно из условий, наличие которого требуется законодательством, В силу этого данное условие хотя и не именуется законодательством в качестве существенного для договора франчайзинга, по своей природе является таковым.
Как правило, договоры франчайзинга устанавливают заперт на конкуренцию, который может распространяться и на правообладателя, и на пользователя, поскольку природа данного договора во многом предусматривает ограничение конкуренции в силу того, что для всех третьих лиц такая конкуренция выглядит как «внутренняя конкуренция лица с самим собой» [3, c. 36].
В связи с изложенным п. 2 ст. 910 ГК РБ указывает на возможность отражения в договоре франчайзинга территории на которой пользователь использует предоставленные права правообладателя. В развитии постулата о возможности ограничения конкуренции между правообладателем и пользователем по территориальному признаку в п. 1 ст. 910-5 ГК РБ, установлено, что договором франчайзинга могут быть предусмотрены ограничения прав сторон посредством указания на:
обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;
обязательство пользователя
не конкурировать с
отказ пользователя от получения по договорам франчайзинга аналогичных исключительных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;
обязательство пользователя
согласовывать с
Характеризуя договор
франчайзинга, следует указать на
некоторые особенности
С точки зрения права пользователь является самостоятельным субъектом имущественного оборота, то есть совершает сделки от собственного имени, вследствие чего по общему правилу правообладатель не несет ответственности по обязательствам пользователя. Данное как и пользователь не отвечает по обязательствам правообладателя. Однако такая ответственность, в частности, имеет место в случаях, предусмотренных Законом РБ «О защите прав потребителей», например, когда производитель товара (правообладатель) несет ответственность наряду с продавцом товара (пользователем) перед потребителем за вред, причиненный товаром ненадлежащего качества.
Солидарная или субсидиарная
ответственность
Однако законодатель подошел к вопросам ответственности несколько иначе по сравнению с правовой природой отношения франчайзинга, предусмотрев в ст. 910-6 ГК РБ, что:
правообладатель несет субсидиарную
ответственность по предъявляемым
к пользователю требованиям о
несоответствии качества товаров (работ,
услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых)
пользователем по договору франчайзинга,
качеству аналогичных товаров (работ,
услуг), продаваемых (выполняемых оказываемых)
непосредственно
по требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем [1, c. 411].
Тем самым законодатель совершенно необоснованно возложил на правообладателя субсидиарную ответственность по обязательствам пользователя. Правообладатель, даже обладая функциями контроля за деятельностью пользователя, не предопределяет принимаемые пользователем решения; либо не состоит с пользователем в такой гражданско-правовой связи, которая предусматривает создание предпринимательского объединения без обжалования юридического лица.
Законодатель не учел, что правообладатель и пользователь — самостоятельные субъекты как в экономическом, так и правовом плане и определенное влияние правообладателя на деятельность пользователя (тем более не в рамках любых договоров франчайзинга) не изменяет такое положение. В связи с этим не понятно, на каком основании правообладатель должен отвечать за действия независимого от него участника имущественного оборота, тем более за то, что данный участник не соблюдает требования договора франчайзинга и производит товары, работы, услуги, не соответствующие по качеству товарам, работам, услугам правообладателя. Интересы правообладателя и так ущемляются, причем с возможными материальными последствиями, в частности из-за сокращения и его собственных продаж, при нарушении пользователем обязательств по качеству производимых им продуктов [3, c. 38].