Функции государства и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 23:34, курсовая работа

Описание

Целью работы выступает теоретико-правовой и методологический анализ сложившихся концептуальных подходов к исследованию трактовок понятия, сущности, содержания функций государства.
Для достижения указанной цели необходимо решить конкретные задачи:
- рассмотреть понятие и сущность функций государства;
- дать классификацию функций государства;
- выявить формы и методы осуществления функций государства;
- рассмотреть экономическую функцию государства: природу, содержание и формы реализации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Функции государства: понятие, классификация и формы осуществления
1.1. Понятие и сущность функций государства………………………………..6
1.2. Классификация функций государства……………………………………...9
1.3. Формы и методы осуществления функций государства…………………16
Глава 2. Экономическая функция государства: природа, содержание и формы реализации
2.1. Понятие и сущность экономической функции государства……………..18
2.2. Государственно-правовое воздействие на экономику в XXI веке………24
Глава 3. Социальная функция современного российского государства
3.1. Сущность социальной функции государства……………………………..28
3.2. Российская модель социального государства на современном этапе…...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………

Работа состоит из  1 файл

Функции государства и их виды.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

     Выбор форм и методов регулирования  экономических процессов - всегда творческая, требующая тщательного подхода задача, решение которой возложено на государство.

     Регулирующая  роль государства в данной сфере  отношений сокращается не по сути, а лишь по объему, при этом качественно изменяется и набор правовых средств воздействия на экономическую деятельность обозначенных корпораций.

     Вопрос  о деятельности государства в  социально-экономической жизни общества притягивал внимание ученых на различных  этапах развития российского общества. Одним из них являлся вопрос о методах  воздействия государства и права на экономику.

     Изначально  некоторые ученые предлагали рассматривать его через призму отраслей права, полагая, что деятельность  государства осуществляется, в основном, в правовой форме. Отсюда следует, что  ряд отраслей права оказывает непосредственное воздействие на экономику. Данное утверждение в современных условиях является спорным. Каждая отрасль права, посредством которой государство  воздействует на экономические процессы, имеет свои специфические методы,  которые могут быть объединены в определенные группы по характеру воздействия.

     В связи с этим предлагаются существенно  различающиеся виды средств воздействия государства: воздействие путем непосредственного властного предписания, обозначенного для исполнения тому, кому оно адресовано; правовое регулирование отношений автономных субъектов, которые в  установленных пределах сами принимают решения; специфические меры борьбы с правонарушениями в сфере экономики.28

      Подводя итог, следует отметить, что обозначенные группы  средств несут в себе признаки методов правого регулирования. Поэтому провести достаточно четкую грань между гражданско-правовым, административно-правовым и иным регулированием современной экономики не всегда  возможно и вряд ли целесообразно, так как главная цель заключается не в обеспечении правоотраслевой «стерилизации», а в достижении положительного  результата.

     Целью правового регулирования является достойное существование всех членов общества, а право - это средство достижения социального компромисса. Динамичное же развитие экономических отношений влияет на изменения правовой базы, корректируя и изменяя ее. 29

     По  сути, принимая во внимание указанную  роль права по регулированию экономических процессов и учитывая относительную самостоятельность правовых институтов и средств от сиюминутных особенностей переходного периода, можно говорить о том, что право институционально оформляет (облачает в правовую форму) существующие экономические отношения в обществе, придает рыночным механизмам статус правовых отношений, а это позволяет праву влиять на развитие таких отношений, осуществлять их охрану присущими ему специфическими средствами.

     Усложнение  в ходе исторического развития экономических  связей, зарождение и становление рыночных механизмов предопределяют необходимость государственно-правового воздействия на экономические процессы, а также трансформацию российской государственности.

      Государственно-правовое регулирование экономической системы  имеет пределы. Государство вмешивается в рыночную экономику посредством правовой регламентации с учетом как собственных интересов, так и интересов субъектов хозяйственной деятельности. Основная функция государства при этом – обеспечение баланса интересов.30

      Анализ  основных форм и методов воздействия государственно-правовых предписаний, содействующих возникновению и формированию рыночных отношений в России, обосновывает тезис о необходимости сохранения ведущей роли государства в регулировании экономических процессов в переходном состоянии общества, что диктуется четырьмя обстоятельствами31:

      - во-первых, только государство, как официальный представитель общества, способно проводить в жизнь определенную экономическую политику в масштабе всей страны;

      - во-вторых, только государство обладает таким универсальным средством управления делами общества как законодательство и, в силу этого, устанавливать правовой режим экономических отношений, закреплять правовые основы функционирования рынка;

      - в-третьих, государство располагает специальным аппаратом охраны и защиты института собственности, обладает монополией на осуществление принуждения в этих целях;

      - в-четвертых, государство аккумулирует в своих руках (через государственный бюджет) средства для обеспечения национальной экономической безопасности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Социальная функция современного российского государства

3.1. Сущность социальной функции государства 

     В последние годы на смену терминам «социалистическое государство», «советское государство» пришел термин «социальное  государство», а понятия «благосостояние советского народа», «рост жизненного уровня советских людей», «все во имя человека — все для блага человека» заменены понятием «социальная защита населения». И это не формальная замена терминов: за ней стоит смена общественного и государственного строя и как следствие — коренное изменение социального положения людей.32

     В СССР проблема социально-правовой защиты населения как самостоятельная  не рассматривалась, поскольку внутренними  характеристиками социалистической системы были полная занятость, бесплатные здравоохранение и образование, гарантированность государственных пенсий и т.д.

     Общепризнанно, что советский человек был  социально защищен сильнее всех в мире, поэтому социальная защита в тот период сводилась к узким  вопросам социального обеспечения граждан (пенсионное обеспечение, государственное страхование трудящихся, отдельные виды обеспечения по государственному социальному страхованию).

     Коренным  образом изменилось положение большинства  населения в постсоветской России. Сегодня термины «социальная защита», «право социальной защиты» прочно вошли в законодательство, лексикон политических и государственных деятелей, ими пестрят страницы периодических изданий.

     В русском языке для перевода широко распространенного во многих странах термина «social security», обозначающего систему социальной защиты, в советский период применялся термин «социальное обеспечение», хотя на русский язык его можно перевести как «социальная безопасность», «социальная защищенность», «социальные гарантии», «социальная защита».  Понятие «социальное обеспечение» не является адекватным понятию «social security», поскольку социальное обеспечение отражает в себе одну из форм развития института социальной защиты, где преобладали принципы непосредственно государственной организации социальной защиты с очень ограниченным использованием.

     Достаточно  сказать, что социальное обеспечение  в СССР осуществлялось в своем  роде впервые в мире. Это было объединяющее понятие различных  регулируемых законом форм распределения и перераспределения государством части национального дохода, а также предоставления услуг в основном для обеспечения старости и нетрудоспособности.

     Другое  положение в современной России, где подавляющее большинство  населения нуждается в социальной защите: к пенсионерам и нетрудоспособным добавились миллионы безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, демобилизованных военнослужащих, безнадзорных и других лиц. Это следствия, прежде всего, развала СССР, разрушения экономики, межнациональных конфликтов, катастрофического падения нравственности в обществе и т.п.

     Сегодня для российской действительности чрезвычайно  важной представляется выработка конструктивной социально-экономической политики, вытекающей их нее концепции реформ и как следствие и одновременно основа успешности этих реформ — концепции взаимоотношений государства и человека.33

     Проблема  состоит в том, что народам  России власти внятно не объяснили, какие  общество и государство строятся в постсоветской России, т.е. ради чего народовластие было насильственно заменено «демократией».

     Конституция РФ провозгласила Россию демократическим  федеративным правовым государством (ст. 1). Однако создатели Основного закона понимали, что такая характеристика государства не отвечает в полной мере представлениям и стереотипам большинства населения страны: СССР удалось реализовать главнейшую обязанность государства — гарантировать право каждого «на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни» (ст. 11 Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах).

     Конституция РФ построена по принципу «государство для человека», но этот принцип для  большинства населения пока не осуществляется. Коренные вопросы, определяющие формы и механизмы реализации идеи социального государства, место и роль структур гражданского общества в организации социальной защиты населения не нашли своего концептуального и законодательного решения, то есть в нашей теории образовался вакуум: нет концепций взаимоотношений государства и гражданина в посттоталитарном обществе.  Иными словами, провозглашение России социальным государством — пока декларация, в отличие от СССР, ставшего, по общему признанию, в реальности социальным государством.

     Предпосылкой  возникновения социального правового  государства в Российской Федерации  является трансформация российского  общества из социалистического в  демократическое, правовое общество. Идея социального государства в своей основе содержит концепцию становления прав человека и гражданина, которые носят универсальный, неотъемлемый, международный характер.34

     Государственная социальная политика в Российской Федерации  – это единственный эффективный  инструмент сглаживания социальных разногласий и конфликтов, инструмент обеспечения равных возможностей граждан для реализации личных желаний граждан, их потребностей и интересов.

     В основе социального правового государства  лежит основной принцип – принцип социальной справедливости, декларируемый или недекларируемый в Основном законе государства. Отсюда социальное государство непосредственно в Российской Федерации должно строится на основе принципов справедливости, законодательного закрепления социальности государства, принципа социального уравнивания, принципа предоставления гражданину возможности самообеспечения путем оказания ему социальной помощи.

     Построение  социального государства в Российской Федерации невозможно без учета правовых, социальных, демократических, организационных достижений зарубежных стран, в которых воспроизводятся те или иные модели социального государства и соответственно те или иные модели социальной политики.35

     Социальная  функция социального правового  государства в Российской Федерации реализуется посредством использования инструментов социальной политики и реформирования неэффективно действующих социальных систем: пенсионной системы, системы обеспечения занятости населения и системы обеспечения достойных условий труда, формирования рынка труда, системы обеспечения прав несовершеннолетних в Российской Федерации. 

3.2. Российская модель социального государства на современном этапе 

      Переход нашей страны к социально ориентированной рыночной экономике потребовал выработки новой социальной политики, которая бы обеспечила реализацию основных прав и свобод человека. В советский период под социальной политикой понималась деятельность государства, направленная на преодоление различий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом в целях построения бесклассового коммунистического общества. Такое понимание социальной политики не оставляло достойного места для прав, свобод и интересов отдельной человеческой личности.36

      Для становления, развития и укрепления социального государства в Российской Федерации требуется как  практическое, так и теоретическое обоснование концептуальных основ формирования эффективной социальной рыночной экономики и политики, обеспечивающей занятость, достойную заработную плату, развитое социальное страхование, поддержку семьи, материнства и детства, престарелых, молодежи и т.д., и разработка комплексной программы мер и механизмов их реализации всеми ветвями и уровнями государственной власти и местного самоуправления.

      Социальным государство становится при достижении баланса во взаимодействии основных социальных и политических сил в обществе. Оно выделяет приоритетные сферы и определяет меры, способствующие достижению поставленных целей37:

       - поддержание занятости (проведение эффективной кадровой политики, обеспечение гражданам свободы выбора места жительства и возможности продуктивно трудиться, стимулирование организации современных производств и рабочих мест, защита трудовых прав и интересов работников в рамках социального партнерства; содействие общественно полезному и эффективному предпринимательству);

Информация о работе Функции государства и их виды