Функции государства и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 23:34, курсовая работа

Описание

Целью работы выступает теоретико-правовой и методологический анализ сложившихся концептуальных подходов к исследованию трактовок понятия, сущности, содержания функций государства.
Для достижения указанной цели необходимо решить конкретные задачи:
- рассмотреть понятие и сущность функций государства;
- дать классификацию функций государства;
- выявить формы и методы осуществления функций государства;
- рассмотреть экономическую функцию государства: природу, содержание и формы реализации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Функции государства: понятие, классификация и формы осуществления
1.1. Понятие и сущность функций государства………………………………..6
1.2. Классификация функций государства……………………………………...9
1.3. Формы и методы осуществления функций государства…………………16
Глава 2. Экономическая функция государства: природа, содержание и формы реализации
2.1. Понятие и сущность экономической функции государства……………..18
2.2. Государственно-правовое воздействие на экономику в XXI веке………24
Глава 3. Социальная функция современного российского государства
3.1. Сущность социальной функции государства……………………………..28
3.2. Российская модель социального государства на современном этапе…...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………

Работа состоит из  1 файл

Функции государства и их виды.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

      - проведение политики доходов (формирование эффективной системы налогообложения; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы; контроль за инфляцией);

      - улучшение жизнеобеспечения населения (поддержание и развитие коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи);

      - совершенствование системы социальной защиты граждан (разработка и реализация государственных программ борьбы с бедностью, комплексной защиты населения, в первую очередь слабозащищенных категорий, от социальных рисков; реформирование системы социального страхования, в том числе пенсионного и медицинского);

      - охрана окружающей среды (обеспечение экологической безопасности страны и достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддержания их целостности и жизнеобеспечивающих функций);

      - формирование социокультурной среды (повышение роли и качества общего и профессионального образования; сохранение национальных языков и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию).

      Среди нормативных правовых актов отправной точкой для того, что бы считать государство социальным, служат федеральные законы: «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 года, «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 20 ноября 1999 года, «О государственной социальной помощи» от 17 ноября 1999 года  и др.

      Важным  правовым актом стало принятие действующего с 1 февраля 2002 года Трудового кодекса  Российской Федерации, второй раздел которого именуется «Социальное партнерство в сфере труда».

      Можно сформулировать приоритеты формирования социального государства в Российской Федерации38:

      В сфере демографического развития: разработка и реализация государственной демографической политики, направленной на ликвидацию тенденций депопуляции (сокращения) населения страны, снижения смертности (особенно детской и в трудоспособном возрасте) и увеличения продолжительности жизни населения.

      В сфере обеспечения достойного уровня жизни: создание социально-справедливой и эффективной системы распределения вновь созданной стоимости между государством, трудом и капиталом, обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе – рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы. Обеспечить решение этих задач призвано трудовое законодательство, а также тарифная автономия, позволяющая работникам и их профсоюзам на основе социального партнерства добиваться справедливого решения вопросов оплаты труда.

      В сфере систем жизнеобеспечения населения: сохранение и приумножение жилого фонда, повышение его комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи за счет бюджетного финансирования и средств населения по мере роста доходов; создание нормальных условий жизни в населенных пунктах.

      В сфере социальной защиты населения: разработка и осуществление государственной программы преодоления бедности; создание эффективной системы защиты населения от социальных рисков; реформирование системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения, социального вспомоществования и благотворительности; осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан.

      В сфере занятости: обеспечение гражданам России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости; защита трудовых прав и интересов работников через систему социального партнерства.

      В сфере охраны окружающей среды: обеспечение достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддерживание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, обеспечение экологической безопасности страны.

      В сфере формирования социокультурной  среды: повышение роли и качества общего и профессионального образования; государственная поддержка системы образования и учреждений культуры; сохранение национальной самобытности языка и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию.

      Большую важность имеют приоритетные национальные проекты для становления социального правого государства в Российской Федерации.

      Всего на реализацию приоритетных национальных проектов из средств федерального бюджета на 2010 году выделено 134,5 млрд. рублей. Кроме того, предусмотрены государственные гарантии на предоставление ипотечных жилищных кредитов гражданам в объеме 26,5 млрд. рублей.

      Приоритетный  национальный проект «Здоровье» включает в себя два направления: «Развитие первичной медико-санитарной помощи» и «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью».

      Приоритетный  национальный проект «Образование» включает направления: «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования», «Внедрение современных образовательных технологий», «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня», «Повышение уровня воспитательной работы в школах» и «Развитие системы профессиональной подготовки в армии».

      На  решение проблем в сфере жилищной политики направлен приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», целью которого является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России.

      Приоритетный  национальный проект  «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» включает четыре направления39: «Повышение доступности жилья», «Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования», «Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством».

        Приоритетный национальный проект  «Развитие агропромышленного комплекса»  включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе», «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».

      В настоящее время государство – гарант соблюдения прав человека, в том числе и социальных, – предприняло попытку осуществления анализа всех недочетов и пробелов в череде прошлых социальных, экономических и правовых  реформ. Результат этой деятельности виден уже сейчас – вполне ощутима работа законодательных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.40 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Прямая  обязанность государства - создать  условия для развития личных и  экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению  качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью.

     Функции государства — это основные направления  его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и  задачи государства по управлению обществом  в присущих ему формах и присущими  ему методами.

     Функции государства в России в период перехода к рыночной экономике подверглись  существенному изменению.

     Развитие  цивилизации и демократии открывает  большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время  общесоциальные функции государства (экономическая, социальная, поддержания демократического правопорядка) становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование, культура, наука).

     Реформируемой России вместо социально ориентированной модели рыночной экономики со значительным влиянием государства на хозяйственные процессы была предложена либеральная модель с максимально широкой свободой поведения участников рыночных отношений и минимальным вмешательством государства в экономику и социальную сферу. Эта модель рыночной экономики для России оказалась неприемлемой и нанесла значительный ущерб стране.

     Трансформация экономической политики (или ее составляющих -денежно-кредитной и финансовой) должна осуществляться только при условии проведения реальных преобразований в институциональной сфере, ориентированных на сокращение государственного вмешательства в экономику.

     Современный этап развития российского государства  характеризуется как переходный, государство  решает  следующие  важные задачи в сфере экономики: создание  системы регулирования рыночной  экономики, демонополизация различных сфер и формирование здоровой конкурентной среды, эффективное преобразование наиболее важных  государственных систем - налоговой, кредитной, бюджетной, денежно-кредитной  и  т.д.

     Поэтому экономическая политика государства  должна быть подчинена решению главной  задачи - созданию конкурентной рыночной экономики, базирующейся на ресурсном  и научно-техническом потенциале России.

     Усложнение  в ходе исторического развития экономических связей, зарождение и становление рыночных механизмов предопределяют необходимость государственно-правового воздействия на экономические процессы, а также трансформацию российской государственности.

     Государственная социальная политика в Российской Федерации – это единственный эффективный инструмент сглаживания социальных разногласий и конфликтов, инструмент обеспечения равных возможностей граждан для реализации личных желаний граждан, их потребностей и интересов.

     Построение  социального государства в Российской Федерации невозможно без учета правовых, социальных, демократических, организационных достижений зарубежных стран, в которых воспроизводятся те или иные модели социального государства и соответственно те или иные модели социальной политики.

     В настоящее время государство  – гарант соблюдения прав человека, в том числе и социальных, –  предприняло попытку осуществления  анализа всех недочетов и пробелов в череде прошлых социальных, экономических  и правовых  реформ. Результат  этой деятельности виден уже сейчас – вполне ощутима работа законодательных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 года).
  2. Алексеев, С.С. Теория государства и права. – М.: Экспо, 2006. – 526 с.
  3. Афанасьева, И.В. Природа и содержание экономической функции государства, формы ее реализации: научный доклад. – Ростов-на-Дону: Центр инновационных технологий, 2008. – 44 с.  
  4. Барсуков, Н.А. Правовое регулирование экономических процессов в федеративном государстве // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – М.: АЭБ МВД России, 2008. - № 3. - С.69-71.
  5. Венегеров, А. Б. Теория государства и права. Ч. 1.- М.: Ника, 2005. – 705 с.
  6. Верещагина, Н.П. Экономическая функция государства: основные подходы к определению понятия и сущности // Правоохранительная деятельность в России: теория и практика: сб. тр. докторантов, адъюнктов и соискателей / под общ. ред. В.П. Сальникова. - Вып. 11 - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2008. – С.18-22. 
  7. Гайдук, И.Н. Государство и право в переходный период: роль в становлении новой экономики // Сборник статей по итогам межвузовской всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Основные направления развития экономики России и новые задачи обеспечения экономической безопасности и противодействия экономической преступности» (16 апреля 2008 г.). - М.: Изд-во Академии экономической безопасности МВД России, 2008. - С. 45-49.
  8. Герасимова, Т.Г. Социальные реформы в российской государственности // Юридическая мысль, 2008. - № 3 (22). – С. 55.
  9. Дерешева, Н.А. Экономическая функция российской государственности: социально-правовые и политические аспекты. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2008. – 296 с.
  10. Иванова, Н.М. Социальная политика государства в условиях российской трансформации // Философия. История. Культура. Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Б.В. Чернышова. Саратов, 2008. - Вып.7. - С.189-196.
  11. Комаров, С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций / Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт, 2008. – 312 с.
  12. Корельский, В. М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2007. – 480 с.
  13. Лазарев, В.В. Общая теория государства и права. - М.: Прогресс, 2006. – 540 с.
  14. Лазарев, В.В. Учебник для юридических вузов. - М.: Дальстар, 2007. – 490 с.
  15. Манов, Г. Н. Государство и политическая организация общества. -  М.: Наука, 2008. – 275 с.
  16. Матузов, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права – М.: Экспо, 2007. – 485 с.
  17. Мурсалова, В.Н. Государственно-правовое регулирование социально-экономического развития: постановка проблемы // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – М.: АЭБ МВД России, 2008. - № 4. - С.82-84.
  18. Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 282 с.
  19. Прудников, А.Н. Национальная экономика – основа экономической системы общества и государства // Актуальные проблемы юридической науки: сб. науч. тр. - Вып.5. – Тольятти: ТГУ, 2008. - С.184-194.
  20. Самойленко, В.А. Социальная политика российского государства в области пенсионного обеспечения. Статья //Представительная власть – XXI век, 2008. - № 3. – С. 17-21.
  21. Самойленко В.А. Аналитический обзор социальной политики в области пенсионного обеспечения. Статья // В сб.: Проблемы совершенствования аналитического обеспечения законодательного процесса. М.: ГД ФС РФ, 2007. - Вып. 3. – С. 48-52.
  22. Спиридонов, Л.И. Теория государства и права. Учебник. – М.: Лига, 2008. – 370 с.
  23. Тушков, С.А. Механизм обеспечения экономической безопасности общества и государства в процессе создания основ рыночной экономики в России // Ученые Записки Казанского государственного университета. Том 150. Кн.5. Серия «Гуманитарные науки». – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2008. – С.85-99.
  24. Фартуков, Д.Н. Социальная политика государства в регионе // Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества. Сб. науч. тр. / Под ред. Г.В. Дыльнова. Саратов, 2007. - Вып.12. - С.201-206.
  25. Фуенсун, И.А. Социальные функции российского государства в условиях трансформации // Философия. История. Культура. Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Б.В. Чернышова. Саратов, 2008. - Вып.5. - С.48-52.
  26. Хусаинов, З.Ф. Политико-правовая сущность, содержание и характеристика государственной экономической политики / З.Ф. Хусаинов // «Чёрные дыры» в российском законодательстве. Юридический журнал (“Black Holes” in Russian Legislation). - 2008. - № 2 – С. 94-95.
  27. Хусаинов, З.Ф. Экономическая политика: проблема понимания / З.Ф. Хусаинов // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – М.: АЭБ МВД России, 2008. - № 2. - С.49-51.  
  28. Черепанов, К.Н. Методы государственного регулирования экономических отношений: проблемы теории и практики // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – М.: АЭБ МВД России, 2008. - № 5. - С.72-74
  29. Чудинова, И. М. Основы политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ, 2008. – 385 с.
  30. Щербаков, А.И. Функциональная характеристика экономической деятельности государства (вопросы теории и практики). - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2007. – С. 77-80.
  31. Юрченко, Г.М. Экономическая функция Российской государственности: вопросы теории, истории и политико-правовой практики. – М.: Изд-во «Nota Bene», 2007. – С. 48-52.
  32. Яблоков, И.Р. Экономико-правовая политика Российской Федерации на современном этапе // Проблемы права и экономики / под ред. З.М. Фаткудинова, Р.Н. Салиевой. - Казань: Познание, 2008. - С.5-50. 
  33. Ященко, С.Г. Экономическая система современной России: политико-правовые и социально-экономические проблемы // Проблемы развития современного общества и правоохранительные органы: сб. тр. докторантов, адъюнктов и соискателей. - Вып. 12. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2008. – С.27-29. 

Информация о работе Функции государства и их виды