Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 23:34, курсовая работа
Целью работы выступает теоретико-правовой и методологический анализ сложившихся концептуальных подходов к исследованию трактовок понятия, сущности, содержания функций государства.
Для достижения указанной цели необходимо решить конкретные задачи:
- рассмотреть понятие и сущность функций государства;
- дать классификацию функций государства;
- выявить формы и методы осуществления функций государства;
- рассмотреть экономическую функцию государства: природу, содержание и формы реализации;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Функции государства: понятие, классификация и формы осуществления
1.1. Понятие и сущность функций государства………………………………..6
1.2. Классификация функций государства……………………………………...9
1.3. Формы и методы осуществления функций государства…………………16
Глава 2. Экономическая функция государства: природа, содержание и формы реализации
2.1. Понятие и сущность экономической функции государства……………..18
2.2. Государственно-правовое воздействие на экономику в XXI веке………24
Глава 3. Социальная функция современного российского государства
3.1. Сущность социальной функции государства……………………………..28
3.2. Российская модель социального государства на современном этапе…...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………
- проведение политики доходов (формирование эффективной системы налогообложения; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы; контроль за инфляцией);
- улучшение жизнеобеспечения населения (поддержание и развитие коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи);
- совершенствование системы социальной защиты граждан (разработка и реализация государственных программ борьбы с бедностью, комплексной защиты населения, в первую очередь слабозащищенных категорий, от социальных рисков; реформирование системы социального страхования, в том числе пенсионного и медицинского);
- охрана окружающей среды (обеспечение экологической безопасности страны и достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддержания их целостности и жизнеобеспечивающих функций);
- формирование социокультурной среды (повышение роли и качества общего и профессионального образования; сохранение национальных языков и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию).
Среди нормативных правовых актов отправной точкой для того, что бы считать государство социальным, служат федеральные законы: «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 года, «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 20 ноября 1999 года, «О государственной социальной помощи» от 17 ноября 1999 года и др.
Важным правовым актом стало принятие действующего с 1 февраля 2002 года Трудового кодекса Российской Федерации, второй раздел которого именуется «Социальное партнерство в сфере труда».
Можно сформулировать приоритеты формирования социального государства в Российской Федерации38:
В сфере демографического развития: разработка и реализация государственной демографической политики, направленной на ликвидацию тенденций депопуляции (сокращения) населения страны, снижения смертности (особенно детской и в трудоспособном возрасте) и увеличения продолжительности жизни населения.
В сфере обеспечения достойного уровня жизни: создание социально-справедливой и эффективной системы распределения вновь созданной стоимости между государством, трудом и капиталом, обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе – рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы. Обеспечить решение этих задач призвано трудовое законодательство, а также тарифная автономия, позволяющая работникам и их профсоюзам на основе социального партнерства добиваться справедливого решения вопросов оплаты труда.
В сфере систем жизнеобеспечения населения: сохранение и приумножение жилого фонда, повышение его комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи за счет бюджетного финансирования и средств населения по мере роста доходов; создание нормальных условий жизни в населенных пунктах.
В сфере социальной защиты населения: разработка и осуществление государственной программы преодоления бедности; создание эффективной системы защиты населения от социальных рисков; реформирование системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения, социального вспомоществования и благотворительности; осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан.
В сфере занятости: обеспечение гражданам России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости; защита трудовых прав и интересов работников через систему социального партнерства.
В сфере охраны окружающей среды: обеспечение достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддерживание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, обеспечение экологической безопасности страны.
В сфере формирования социокультурной среды: повышение роли и качества общего и профессионального образования; государственная поддержка системы образования и учреждений культуры; сохранение национальной самобытности языка и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию.
Большую важность имеют приоритетные национальные проекты для становления социального правого государства в Российской Федерации.
Всего на реализацию приоритетных национальных проектов из средств федерального бюджета на 2010 году выделено 134,5 млрд. рублей. Кроме того, предусмотрены государственные гарантии на предоставление ипотечных жилищных кредитов гражданам в объеме 26,5 млрд. рублей.
Приоритетный национальный проект «Здоровье» включает в себя два направления: «Развитие первичной медико-санитарной помощи» и «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью».
Приоритетный национальный проект «Образование» включает направления: «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования», «Внедрение современных образовательных технологий», «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня», «Повышение уровня воспитательной работы в школах» и «Развитие системы профессиональной подготовки в армии».
На решение проблем в сфере жилищной политики направлен приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», целью которого является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России.
Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» включает четыре направления39: «Повышение доступности жилья», «Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования», «Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством».
Приоритетный национальный
В
настоящее время государство – гарант
соблюдения прав человека, в том числе
и социальных, – предприняло попытку осуществления
анализа всех недочетов и пробелов в череде
прошлых социальных, экономических и правовых
реформ. Результат этой деятельности виден
уже сейчас – вполне ощутима работа законодательных
органов Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прямая обязанность государства - создать условия для развития личных и экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью.
Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Функции государства в России в период перехода к рыночной экономике подверглись существенному изменению.
Развитие
цивилизации и демократии открывает
большой простор для
Реформируемой России вместо социально ориентированной модели рыночной экономики со значительным влиянием государства на хозяйственные процессы была предложена либеральная модель с максимально широкой свободой поведения участников рыночных отношений и минимальным вмешательством государства в экономику и социальную сферу. Эта модель рыночной экономики для России оказалась неприемлемой и нанесла значительный ущерб стране.
Трансформация экономической политики (или ее составляющих -денежно-кредитной и финансовой) должна осуществляться только при условии проведения реальных преобразований в институциональной сфере, ориентированных на сокращение государственного вмешательства в экономику.
Современный
этап развития российского государства
характеризуется как
Поэтому
экономическая политика государства
должна быть подчинена решению главной
задачи - созданию конкурентной рыночной
экономики, базирующейся на ресурсном
и научно-техническом
Усложнение в ходе исторического развития экономических связей, зарождение и становление рыночных механизмов предопределяют необходимость государственно-правового воздействия на экономические процессы, а также трансформацию российской государственности.
Государственная социальная политика в Российской Федерации – это единственный эффективный инструмент сглаживания социальных разногласий и конфликтов, инструмент обеспечения равных возможностей граждан для реализации личных желаний граждан, их потребностей и интересов.
Построение социального государства в Российской Федерации невозможно без учета правовых, социальных, демократических, организационных достижений зарубежных стран, в которых воспроизводятся те или иные модели социального государства и соответственно те или иные модели социальной политики.
В
настоящее время государство
– гарант соблюдения прав человека,
в том числе и социальных, –
предприняло попытку
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ