Введение.
Известно, функция, как и многие
другие обществоведческие понятия,
не является собственно юридическим
и политическим понятием. Свойство
юридического языка таково, что
он заимствует понятия и наполняет
их своим смыслом, порой понятным
только юристам.
Вот
и с понятием «функция», когда
оно включается в юридический
понятийный аппарат, происходит
этот процесс. Функция в теории
государства и права означает
направление, «предмет» деятельности
того или иного политико-правового
института, содержание этой деятельности,
ее обеспечение. Именно в этом
смысле говорится о функции
государства, правительства, министерства,
других государственных органов.
Следовательно, функция государства
– это рассматриваемые в комплексе
предмет и содержание деятельности
государства и обеспечивающие
ее средства и способы.
В
рассматриваемой теме курсовой
работы будут определены и
обоснованы особенности всех
видов правовых форм осуществления
государственных функций (правотворческой,
правоисполнительной, правообеспечительной,
правоохранительной). В работе будет
уделено внимание сущности государства,
плонятию и значению функций
государства. Также, в ней рассматривается
классификация функций государства,
современная классификация функций
российского государства.
При
рассмотрении темы будут использованы
норматиные акты, специальная литература,
монографии юристов.
I. Понятие и значение функции
государства.
Понятие функции государства
появилось и стало широко использоваться
на предыдущем этапе развития
отечественной теории государства
и права. В рамках марксистко-ленинского
подхода к государству выделялась
классовая сущность государства,
общесоциальное классовое назначение
государства. Утверждалось, что поскольку
направление, предмет, содержание
деятельности государства и обеспечивающая
их система структурных образований
изменяется в зависимости от
изменения классовой сущности
и формы государства, постольку
для определения этой зависимости
вполне уместным является понятие
именно функции.
Обратимся к понятию смысла
термина «функция» в прямом
и переносном смысле.
В философии под функциями
понимается внешнее направление
свойств какого-либо объекта в
определенной системе отношений.
В юридической литературе нет
единства мнений относительно
категории «функции государства».
Под ним подразумеваются основные
направления (стороны, виды) деятельности
государства; его практическая
деятельность, имеющая предметно-политический
и социальный характер; социальное
направление деятельности внутри
и вне государства. Однако, все
единодушно признают, что в функциях
государства выражаются его сущность
и социальное назначение, цели
и задачи. Функции не могут
реализовываться внутри самой
государственной организации: они
реализуются в воздействии на
общественные отношения.
Возникнув как продукт общества,
государство становится по отношению
к нему управляющей системой,
деятельной силой, воздействующей
на все важнейшие процессы, происходящие
в нем. Государство, ни в
коем случае не есть нечто
инертное, оно всегда действует
очень энергично. Это активное,
деятельное начало, является способом
его существования. Оно задано
самой природой государства, его
сущностью. Государство, есть
организация власти экономически
господствующих политических сил.
В условиях эксплуататорских
обществ активность государства
возрастает вместе с обострением
социально-классовых конфликтов, оно
стремится предотвратить назревающие
взрывы различными мерами, а затем
усиливает их, вплоть до военного
подавления угнетенных классов.
С точки зрения влияния на
экономические отношения, государство
играет двоякую роль: содействует
развитию господствующего экономического
базиса или тормозит развитие
новых экономических отношений,
вызревающих в отживающих недрах.
Если господствующие экономические
отношения потеряли свое объективно-прогрессивное
значение и стали препятствием
для развития производительных
сил общества, то государство
становится реакционной силой,
поскольку продолжает защищать
старые производственные отношение
в угоду экономически изживших
себя, но еще политически господствующих
сил. Так было в позднейшую
эпоху феодализма, в недрах которого
развивалось капиталистическое производство.
Препятствуя развитию новых, более прогрессивных
отношений, государство усугубляет конфликты
в общественном производстве.
Функции государства – это
направление деятельности, но не
сама деятельность. Деятельность
по осуществлению функций наполняется
конкретно-историческим содержанием,
причем в процессе реализации
складывается их конкретное соотношение
(удельный вес, значимость каждой
функции в системе других).
Поскольку сферы государственной
деятельности многообразны, как
и общественные отношения, то
перед теорией государства встала
проблема определить главные
направления его деятельности, в
которых воплощается, реализуется,
развивается его сущность и
которые отражают способы существования
государства. В то же время
неверно думать, что в функциях
государства отражается только
его сущность, так как у
него возникают задачи и функции,
продиктованные особенностями переживаемого
момента, ситуацией политического
властвования, спецификой управления
государственно-организованным обществом.
Выделение основных направлений
деятельности государства есть
«дробление» деятельности государства
в целом, которое не означает
дробления деятельности государственных
органов. Главные направления
– это социально значимые стороны
деятельности государства, к реализации
которых подключены все его
органы, а не какие либо отдельные
звенья. В противном случае сущность
и социальное назначение государства
не получат отражения в функциях,
и сама категория «функция
государства» потеряет и политический
и практический смысл и окажется
чисто умозрительной (спекулятивной).
Следует отметить, что современная
юридическая наука предлагает
трактовку функций государства
не только как направлений
его деятельности, но и механизма
государственного воздействия на
общественные процессы. И это
представляется правильным, так
как выполняя определенные функции
в тех или иных сферах жизни
общества, государство одновременно
посредством проводимых реформ,
различного рода преобразований, правового
регулирования общественных отношений,
воздействует на состояние общественных
процессов. Осуществление конкретных
функций может как стабилизировать условия
развития общества, оказывать созидательное
воздействие, так и усиливать его кризисное
состояние.
Л.А. Морозова предложила трактовку
функций не только как направлений
его деятельности, но и как
«механизма государственного воздействия»
на общественные процессы*. Осуществление
конкретных функций может и
стабилизировать или усиливать
кризис. Таким образом, функции
государства можно определить
как основные направления его
деятельности по управлению обществом,
включая механизм государственного
- Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. – 1993 - № 6. – с. 98.
воздействия
на развитие общественных процессов.
Общепризнано, что существенными
признаками функций государства
являются их непосредственная
связь с сущностью и социальным
назначением государства, направленность
на решение задач в интересах
достижения государственных целей,
которые бывают различными на
определенных исторических отрезках
времени, видоизменяются в процессе
становления, укрепления и дальнейшего
развития государства.
В функциях государства его
сущность находит более конкретное
выражение. Эта конкретизация
носит объективный характер, так
как функции государства формируются
объективно, под определяющим воздействием
целей и задач, обусловленных
экономической и политической
структурами общества и вытекающими
отсюда интересами социальных
групп, коллективов, всего народа.
Поэтому функции государства
постоянно присущи ему в течение
всего исторического периода
его существования. Если к власти
приходят другие политические
силы, то изменяются и функции
государства. Вместе с тем,
в определенные периоды существования
государства, может происходить
смена приоритетных интересов,
что влечет и изменение
в его функционировании – на
первый план могут выдвигаться
функции, имеющие максимальное
значение.
Содержание функций не остается
неизменным на отдельных этапах
государства, что подтверждается
их своеобразием в периоды
радикальных экономико-социальных
изменений, революций в различных
сферах жизни государственно-организованного
общества. Особенно существенно
различие в содержании функций
государств, принадлежащих к разным
общественно-экономическим формациям.
Функции
государств эксплуататорских типов имеют
существенные общие черты:
- ведущее значение функции прямого подавления
эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого
большинства населения; различия касаются
приемов, масштабов конкретных целей подавления
и классов, в отношении которых оно осуществляется;
- охрана частной собственности на орудия
и средства производства; различия
вытекают из особенностей самих форм частной
собственности;
- обеспечение лишь внешних условий существующих
отношений эксплуатации, ограниченное
вмешательство государства в экономику.
Функции
государства демократического типа противоположны
в своем содержании функциям эксплуататорских
государств:
- второстепенное значение функции прямого
подавления; оно осуществляется большинством
населения в отношении свергнутого эксплуататорского
меньшинства и постепенно утрачивает
свое назначение, хотя рецидивы и могут
быть;
- охрана всех существующих различных
форм собственности на средства производства;
- ведущее значение организаторских функций,
неизвестных эксплуататорским государствам;
- целенаправленность функций на решение
задач демократического строительства.
Современная трактовка функционирования
государственно-организоованного общества
свидетельствует о том, что
в деятельности государства присутствуют
как классовые, так и общесоциальные
начала. Если государство представляет
собой политическую организацию
экономически господствующего класса,
общество носит ярко выраженную
классовую структуру, где его
отдельные части противостоят
друг другу в силу различного
отношения к средствам производства,
то функционирование государства
посвящено преимущественно охране
интересов господствующего или
доминирующего (по признаку собственности)
классу.
Существенными
признаками функций государства являются:
- устойчиво сложившаяся предметная деятельность
государства в той или иной сфере общественной
жизни;
- непосредственная связь между сущностью
государства и его социальным назначением,
которая реализуется посредством соответствующих
функций;
- направленность функций государства
на выполнение конкретных задач и достижения
тех или иных целей, которые встают на
каждом историческом этапе развития общества;
- реализация функций осуществляется в
определенных формах (чаще всего правовых)
и особыми методами, присущими государственной
власти.
Как справедливо отмечает Л.А.
Морозова, общесоциальная деятельность
государства обеспечивает определенную
степень устойчивости отношений
и связей внутри общества, его
целостность и единение на
базе общесоциальных интересов
(экономических, культурных, национальных
и др.).*
*Морозова Л.А. Функции российского
государства на современном этапе
// Государство и право. – 1993.
- № 6. – с.100
Здесь важно
подчеркнуть, что именно общесоциальные
функции характеризуют в наибольшей
степени деятельную сторону государства,
что умалялось, а порой игнорировалось
на марксистко-ленинском этапе отечественной
теории государства и права. Неисполнение
или некачественное исполнение этих
функций государства приводит к
ослаблению государства, а порой
и к его распаду, разрушению и
даже исчезновению.