*Соловей Ю.П. Правовое регулирование
применения милицией силы // государство
и право. – 1993. - № 4. – с.107.
лишь на
«боевые приемы борьбы» как на
разновидность физической силы. Что
следует понимать под этим термином
согласно Закону о милиции? Думается,
что это не сопровождающие применением
специальных средств и огнестрельного
оружия физические действия сотрудника
милиции, направленные против отдельных
лиц либо имущества состоящие
в ограничении телесной неприкосновенности
этих лиц, свободы их действий, передвижения
или распоряжения какими-либо предметами,
а также повреждении или временном
изъятии принадлежащего кому-либо имущества,
в целях прекращения активного
противоправного поведения этих
лиц, или, в случае их противоправного
бездействия, самостоятельного исполнения
сотрудником милиции своего законного
требования.
Применением силы являются и
принудительное извлечение из
салона автомобиля управляющего
им водителя, имеющего внешние
признаки опьянения, который отказывается
подвергнуться медицинскому освидетельствованию,
взлом замка квартиры, когда находящиеся
в ней отказываются открыть
дверь милиции; физические усилия,
направленные на сдерживание,
оттеснение или рассредоточение
толпы в ходе поддержания порядка
на митингах, демонстрациях или
в случае их незаконности, ликвидации
подобных нарушений и т.п.
Критерии применения физической
силы не должны носить характера
наказания, пытки или издевательства,
и российский Закон о милиции,
подразумевающий это, должен был
бы вобрать в себя соответствующие
международно-правовые нормы текстуально.
Так, Б.А. Золотухин предлагая
дополнить ст. 5 Закона о милиции
двумя частями следующего содержания:
«Сотруднику милиции запрещается
осуществлять, подстрекать или терпимо
относится к любому представляющему
собой жесткие, бесчеловечные
или унижающие достоинство виды
обращения и наказания. К запрещенным
настоящей статьей видам обращения
и наказания не относятся боль
и страдание, которые возникают
в результате законных действий
милиции, неотделимы от них
или вызываются ими случайно»*.
В соответствии со ст. 13 Закона
о милиции «сотрудники имеют
право применять физическую силу
для пресечения преступлений, задержания
лиц, их совершивших, если ненасильственные
способы не обеспечивают выполнения
возложенных на милицию обязанностей».
*См.: III сессию Верховного Совета РСФСР.
Бюллетень № 15 совместного заседания
Совета Республик и Совета Национальностей
от 27 февраля 1991 г., М., с. 67.
Отказ законодателя от самостоятельного
регулирования объема специальных
средств принуждения, находящихся
на вооружении милиции, привел
к тому, что кое-где этот вопрос
стал решаться местными органами.
Например, в Благовещенске милицию
вооружили электрошоковыми дубинками
корейского производства, на Ставрополье
в руках милиционеров – нагайка.
Специальные средства милиция
может использовать на законных
основаниях тогда, когда участники
несанкционированных митингов прибегают
к насильственным действиям.
Главной целью функций государства
является установление такого
порядка в общественной жизни,
который бы максимально соответствовал
предписанию правовых норм, заложенным
в них принципам социальной
справедливости.
Заключение.
В заключение хочется сказать,
что функции государства выражают
его сущность, его роль в решении
основных вопросов общественной
жизни и, прежде всего, в
удовлетворении разнообразных интересов
населения страны.
Функции государства устанавливаются
в зависимости от основных
задач, стоящих перед государством
на том или ином этапе его
развития, и представляют собой
средство реализации этих задач.
Содержание задач государства
определяется различными внутренними
и внешними факторами.
Генеральной функцией государства
является реализация общих дел,
обеспечивающих объективные предпосылки
человеческого существования. К
их числу относятся:
- социально-культурные условия;
- экономические условия;
- политические условия.
Вся функциональная деятельность
государства направлена на достижение
цели: блага человека, его нравственного,
материального и физического
благополучия, правовой и социальной
защищенности личности.
Таким образом, функции государства
– это основные направления
его деятельности, в которых выражается
сущность и социальное назначение
государственного управления обществом.
Функции государства – это
цельная, взаимосвязанная деятельность
всей системы государственных
органов, при непременном взаимодействии
и сотрудничестве с другими
государствами. Государственно-организованное
общество в современных условиях
может прогрессивно развиваться
лишь при координации функциональной
деятельности образующих его
государств.
Литература:
- Декларация прав и свобод человека
и гражданина. Принята постановлением
ВС РСФСР от 22.11.91 г. // Ведомости СНД
и ВС РСФСР –1991.- №52. –ст.1865.
- Конституция Российской Федерации: Комментарий
/ Под ред. Б.Н. Топорнина.– М.: Юрид.
лит.,1994.
- Закон РСФСР о милиции от 18.04.91
г. // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1991.
- № 16. – ст. 503.
- Гавриленко Д.Я. Правовое государство
и дисциплина./Под ред. В.И. Шабайлова.–Минск.:
Наука и техника.,1991.–ст.92-104.
- Загайнов Л.И. Экономические функции
Советского государства. – М.: Юрид.
лит.,1986.– Особ.ст.16-17.
- Лившиц Р.З. Государство и право
в современном мире. // Теория права:
Новые идеи. Вып.1 – М.:1991.– с.13-16.
- Морозова Л.А. Функции российского
государства на современном этапе
// Государство и право.– 1993.№6. –
с.98-108.
- Комаров С.А. Общая теория
государства и права: Курс лекций.
– М.: Манускрипт, 1996 –312с.
- Соловей Ю.П. Правовое регулирование
применения милицией силы // Государство
и право.–1993.№4.–с.106-116. Особ.с.111.
- Спиридонов Л.И. Теория государства
и права: Учебник. – М.: БЕК, 1995.–301с.
- Хропанюк В.Н. Теория государства
и права / Под ред. В.Г. Стрекозова.
– М.,1995.–384с.
- Тихомиров Ю.А. государственность: крах
или воскрешение // Государство и
право.–1992.№9. – с.31.
- Шендрик М.П. Социалистическое общенародное
государство: социально-философский
очерк. – М.: Мысль. – 1985.-Особ. с.147-187.