Гендерная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 07:26, контрольная работа

Описание

Многие эксперты международных и местных организаций отмечают, что официальное признание важности гендерной политики нередко сталкивается с подсознательным сопротивлением конкретных исполнителей государственных программ, служащих и руководителей разных уровней. В официальных выступлениях госслужащих всех уровней продолжают встречаться понятия «женщина-мать», «хранительница домашнего очага», что подчеркивает приоритет домашней, репродуктивной роли женщин в обществе. Это объясняется тем, что инициированная и реализуемая сверху, гендерная политика до сих пор воспринимается как политически неизбежный, но не имеющий отношения к местным условиям атрибут международной политики, в которой Казахстан участвует как член ООН, как «демократическое, светское, правовое и социальное государство».

Содержание

Введение
1. Участие гражданского общества в продвижении гендерного равенства
2. Будущее социальной сферы - реализация гендерной стратегии
3. Особенности профилактики гендерной преступности
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

гендерная политика.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Казахстан

Костанайский  государственный университет имени А. Байтурсынова

 

Гуманитарно - социальный факультет

Кафедра психологии и педагогики

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по курсу:

«Психология половых различий»

Тема: Гендерная политика.

 

 

 

Выполнил:

студент 2 курса ВПО, з/о, специальности 5В050300 -«Психология»

Финк А.В.

Преподаватель: ________________________

________________________

________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление.

 

Введение

3

1. Участие гражданского  общества в продвижении гендерного равенства

5

2. Будущее социальной  сферы - реализация гендерной  стратегии

7

3. Особенности профилактики  гендерной преступности

10

Заключение

12

Список использованных источников

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Правительство Казахстана на протяжении всего периода демонстрирует  приверженность принципам гендерного равенства. Последовательное институциональное  развитие национального механизма  по улучшению положения женщин идет с 1995 года, когда был создан консультативно-совещательный орган - Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте РК. В 1998 создана Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте РК.

Для исполнения Пекинской платформы  действий правительство приняло Национальный план действий по улучшению положения женщин в РК. Он предусматривал ряд мероприятий по продвижению женщин на уровни принятия решений и улучшение социально-экономического положения женщин, однако, некоторые важные его задачи выполнены не были, в частности не принят закон о равных правах и возможностях мужчин и женщин.

Принятая в ноябре 2003 года Концепция  гендерной политики в РК продолжала идеологию предыдущего национального плана и также не сопровождается целевым финансированием. Концепция дает весьма краткое и общее описание политики правительства на среднесрочный период до 2010 года.

С конца 2004 года Нацкомиссией разрабатывается  Стратегия гендерного равенства  в РК на 2006-2016 годы, которая была принята в 2005 году. Она включает в себя мероприятия по достижению гендерного равенства в области законодательства, социальной политики, общественно-политической жизни, экономики, охраны здоровья, борьбы с насилием в отношении женщин и детей, трафика, информационной политики, культуры, науки и образования. В ходе разработки проекта Стратегии деловое сотрудничество между женским движением, госструктурами и заинтересованными международными организациями (ЮНИФЕМ, ПРООН, ОБСЕ) приняло еще более конкретный и конструктивный характер.

Следует отметить, что настойчивые усилия международных организаций ввести гендерный анализ и оценку в масштабные проекты развития страны постепенно дают свои плоды, планомерно расширяя политическое поле идеологии и политики гендерного равенства.

Многие эксперты международных  и местных организаций отмечают, что официальное признание важности гендерной политики нередко сталкивается с подсознательным сопротивлением конкретных исполнителей государственных программ, служащих и руководителей разных уровней. В официальных выступлениях госслужащих всех уровней продолжают встречаться понятия «женщина-мать», «хранительница домашнего очага», что подчеркивает приоритет домашней, репродуктивной роли женщин в обществе. Это объясняется тем, что инициированная и реализуемая сверху, гендерная политика до сих пор воспринимается как политически неизбежный, но не имеющий отношения к местным условиям атрибут международной политики, в которой Казахстан участвует как член ООН, как «демократическое, светское, правовое и социальное государство».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Участие гражданского общества в продвижении гендерного равенства

 

В последние годы в  РК наблюдается зримый качественный рост гражданского общества, институционально укрепившего свои позиции в диалоге  с государством. Поскольку неправительственный сектор поддерживают три крупные силы: иностранные доноры, группы финансово-промышленной элиты и государство, сектор НПО обладает определенными возможностями для системного развития.

В последние годы в стране было 2430 зарегистрированных НПО, из них женских - около 150. По оценкам экспертов, количество женщин, работающих в НПО, в 3 раза превышает количество мужчин; динамичнее НПО работают в столицах (Алматы, Астана) и крупных городах, а также в районах с преобладанием русскоязычного населения; число сервисных организаций превышает число членских НПО; оформилась элита НПО, имеющая преимущественный доступ к ресурсам доноров. Главной движущей силой неправительственного сектора остается энтузиазм и энергия лидеров. В условиях сокращения внешних ресурсов, не ангажированные государством НПО понимают, что шанс оказывать влияние на принятие социально значимых решений у них остаётся лишь через участие в выборах в представительные органы власти.

Относительно реального вклада женских общественных организаций в развитие страны существуют противоречивые мнения. Скептики полагают, что «женское политическое движение все еще является маргинальным явлением в политической жизни общества, влияние женщин на государственную политику остаётся минимальным». Оптимисты, наоборот, подчеркивают новаторскую, инициативную роль женских НПО, благодаря которым разрабатываются новые законопроекты, проводится гендерная экспертиза законов, упраздняются дискриминационные статьи законов, ведется широкая пропаганда гендерного равенства и гендерное обучение госслужащих, полицейских, молодежи, сельских, бедных женщин и других категорий населения. Женское движение активно участвовало в обсуждении проектов законов о равных правах и возможностях мужчин и женщин, о домашнем насилии, о некоммерческих организациях, о социальном заказе, об образовании, Стратегии гендерного равенства в РК на 2006-2016 годов и другие.

Женские НПО уже лоббируют механизмы гендерного бюджета на областном и городском уровне.

Отношение культурной и интеллектуальной элиты страны, академического сообщества к гендерным исследованиям находится в промежутке между спокойно-безразличным и позитивно-восприимчивым. Самый первый проект ПРООН по внедрению гендерного образования включал в качестве участников сотрудников Института философии АН РК, составивших и издавших первый в Казахстане учебно-методический комплект «Введение в теорию гендера».

Можно смело утверждать, что гендерное образование в  Казахстане развивается на довольно благоприятном культурно-идеологическом фоне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Будущее социальной сферы - реализация гендерной стратегии

 

Будущее социальной сферы - реализация гендерной стратегии. Ее специфика заключается в создании условий межгендерного согласования, удовлетворяющего потребностям и интересам женщин и мужчин; в развитии соответствующих технологических средств, процедур, связанных с нормами и правилами гендерного равенства, обеспечивающих организацию социальных ресурсов трудового, образовательного, медицинского, защитного характера; в установлении международных стандартов гендерного равенства, встраивающих региональные институты и структуры в социальные процессы. Большая гибкость жизненного курса и жизненных стратегий предполагают, что гендерные отношения будут еще более модифицироваться, будут усиливаться профессиональная мобильность и сфера занятости.

Указом Президента от 29 ноября 2005 года утверждена «Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы». Ее цель - обеспечить в соответствии с Целями развития тысячелетия ООН, провозглашенными в Дакаре, реализацию не только равных прав, но и равных возможностей женщин и мужчин, равное их участие во всех сферах жизни и деятельности общества. Данная стратегия является основополагающим документом, направленным на реализацию гендерной политики государства, обеспечивающей равенство мужчин и женщин, а также расширение прав и возможностей женщин.

В истории РК Стратегия  гендерного равенства принята впервые. Более того, подобные документы имеют  лишь немногие страны мира. Стратегия открывает новый этап в социальной политике государства и предусматривает внедрение гендерных знаний в систему образования и осознания обществом о необходимости правового и гендерного равенства.

Концепцией правовой политики РК, принятой в 2002 году, были определены основные направления развития правовой системы страны на период до 2010 года. За прошедшие годы принят ряд важнейших законодательных актов, способствующих поступательному развитию государственных и общественных институтов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие Казахстана. Главными итогами реализации Концепции стало существенное обновление основных отраслей национального законодательства (конституционного, административного, гражданского, банковского, налогового, финансового, таможенного, экологического, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства). Разработаны и приняты новые кодифицированные акты. Государством приняты меры, позволившие вывести нормотворческий процесс на новый качественный уровень, среди которых: перспективное планирование законопроектной деятельности; введение научной (правовой, антикоррупционной, криминологической и других) экспертизы проектов нормативных правовых актов; полное финансовое обеспечение принимаемых законов. Вместе с тем фундаментальные изменения, происходящие в мировой экономике и политике, процессы глобализации, а также внутренняя динамика развития страны не позволяют останавливаться на достигнутом. В целях обеспечения соответствия национального права новым вызовам времени необходимо дальнейшее совершенствование нормотворческой и правоприменительной деятельности государства.

В 2009 году Указом Президента утверждена Концепция правовой политики Республики на период с 2010 до 2020 года, в которой указано, что в современных условиях все возрастающую роль будет играть фактор гендерного равенства в государственной и общественной жизни, обеспечения равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин.

В том же году подписан Закон «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» регулирующий общественные отношения в области обеспечения государственных гарантий равных прав и равных возможностей мужчин и женщин и устанавливает основные принципы и нормы, касающиеся создания условий для гендерного равенства во всех сферах государственной и общественной жизни. Закон направлен на предотвращение любых форм дискриминации по признаку пола. Принятие закона позволит постепенно ликвидировать практику дискриминации по мотивам пола, расширит возможности для реализации гражданами Казахстана - мужчинами и женщинами - всей той совокупности прав и свобод, которая предусмотрена Конституцией и нормами международного права. Кроме того, документ имплементирует международные стандарты в области прав человека в национальное законодательство, а так же Закон «О профилактике бытового насилия» который определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан Республики Казахстан по профилактике бытового насилия.

Нельзя не отметить, что  нигде так не выразилась современная  либеральная политика в отношении  двух полов, как в уголовном праве.

Так согласно Уголовному кодексу привлечение к общественным работам не может быть назначено военнослужащим, женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам свыше шестидесяти лет, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам первой или второй группы. Арест не применяется к лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора восемнадцати лет, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим несовершеннолетних детей. Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора шестидесятипятилетнего возраста.

Следует отметить, что  уголовное, уголовно-процессуальное и  уголовно-исполнительное право не та сфера, где необходимо культивировать равные права и возможности женщин и мужчин.

На уровне норм Уголовно-процессуального  кодекса необходимо ввести специальную  процессуальную форму производства по делам о преступлениях, совершенных  женщинами с возможно короткими  сроками расследования, высокими гарантиями их защиты от уголовного преследования, без применения, как правило, с учетом характера совершенного преступления, ареста в качестве меры пресечения до суда, с обязанностью прекращения уголовного дела о преступлениях небольшой и средней тяжести с их участием в любой стадии уголовного процесса.

Информация о работе Гендерная политика