Государственно-правовой режим в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы состоит в исследовании способов и средств, используемых государством для осуществления своей власти, а также степень участия в ней народа и положение личности в государстве.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
Дать определение понятию политико-правового режима и рассмотреть его разновидности;
Проанализировать государственно-правовой режим Российской Федерации на современном этапе.

Содержание

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА






КУРСОВАЯ РАБОТА
Студентки 2 курса
юридического факультета
Валитовой Гульназ Масхутовны
на тему: Государственно-правовой режим в современной России




Руководитель-консультант
_______________________


Защищена Оценка
«___» ___________ 2011 г. ________________

Москва 2011 г.
Оглавление

Введение
3
Глава 1. Теоретические аспекты государственно-правового режима
1.1 Сущность государственно-правового (политического) режима


5
1.2 Типология политических режимов
6
Глава 2. Становление и эволюция системы политического управления в современной России
2.1. Соотношение политической системы и политического режима в современной России


9
2.2. Осуществление власти в современной России
12
2.3. Недемократические тенденции в политическом режиме современной России
15
2.4. Демократические тенденции в политическом режиме современной России
18
Глава 3. Анализ государственно-правового режима в современной России
3.1. Политический режим Б. Ельцина


20
3.2. Государственно-правовой режим России при В. Путине
22
Заключение
30
Список использованных источников и литературы
32

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)
 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

                                                  Студентки  2 курса

юридического  факультета

Валитовой Гульназ Масхутовны

на тему: Государственно-правовой режим в  современной России 
 
 
 
 

                                                                                       Руководитель-консультант

_______________________ 
 
 

Защищена          Оценка

«___» ___________ 2011 г.      ________________ 
 

Москва 2011 г.

Оглавление

   

Введение

3

Глава 1. Теоретические аспекты государственно-правового режима                                                                                                    

1.1 Сущность  государственно-правового (политического)  режима

 
 

5

1.2 Типология политических режимов

6

Глава 2. Становление и эволюция системы политического управления в современной России

2.1. Соотношение  политической системы и политического  режима в современной России

 
 

9

2.2. Осуществление власти в современной России

12

2.3. Недемократические тенденции в  политическом режиме современной  России

15

2.4. Демократические тенденции в  политическом режиме современной  России

18

Глава 3. Анализ государственно-правового  режима в современной России

3.1. Политический  режим Б. Ельцина

 
 

20

3.2. Государственно-правовой режим России  при В. Путине

22

Заключение

30

Список  использованных источников и литературы

32

 

      Введение

     Традиционно отечественная теория государства  и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.

     И если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

     Политико-правовой же режим характеризует: как, каким  способом осуществляется государственная  власть в конкретном обществе, с  помощью каких приёмов и методов  государство выполняет своё социальное назначение обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.

     В этой характеристике формы государства  отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования “материальных” придатков государства-тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участие в управлении народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

     В последние десятилетия постепенно стал превалировать взгляд, согласно которому политический режим выходит  за пределы формы государства, относится не только к такой форме, но и к политической системе общества в целом. Он не может быть сведен к методам деятельности государственных органов, а включает, например, роль политических партий (в странах тоталитарного социализма невозможно понять существо политического режима без учета руководящей роли коммунистической партии). Поэтому в конституционном праве все чаще говорится не о политическом режиме (категория политологии), а о государственном режиме. Однако эти понятия нельзя разводить или противопоставлять. При демократическом политическом режиме и государственный режим будет демократическим, и наоборот. Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что форма правления и форма государственного устройства не могут ответить на вопрос о том, как, с помощью каких способов, приемов осуществляется взаимодействие государственной власти с населением, как проявляется в политической сфере действительное соотношение классовых сил, каков политический статус различных общественных организаций, какую роль выполняют фактически органы государства по управлению населением, проживающим на его территории. На эти вопросы отвечает третий блок формы государства - политический режим.  Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, т.е. политико-правового режима, становится также объективно необходимым для постижения формы государства.

     Основная  цель курсовой работы состоит в исследовании способов и средств, используемых государством для осуществления своей власти, а также степень участия в ней народа и положение личности в государстве.

     В соответствии с данной целью в  исследовании были поставлены следующие  задачи:

  1. Дать определение понятию политико-правового режима и рассмотреть его разновидности;
  2. Проанализировать государственно-правовой режим Российской Федерации на современном этапе.

Глава 1. Теоретические аспекты  государственно-правового  режима 

    1. Сущность  государственно-правового (политического) режима
 

        Государственный (политический) режим — это по сути своей всегда государственно-правовой режим, определенный правовой порядок функционирования государства, те или иные правовые формы, процедуры, приемы, способы и методы осуществления государственной власти.1

     Появившись в научном обороте в 60-е гг. XX века, категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам в понимании политического (государственного) режима.2

     Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий - делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах: государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) - испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т.д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется на форму государства, в частности на политический режим.

     Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).3 

    1. Типология политических режимов
 

        На ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни, и состояние экономики, формы социальной борьбы или сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле - своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.4

     Так, периоду рабовладения присущи деспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой  демократии. Во времена феодализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии», клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещенного абсолютизма». При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический, или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, а также «фашизмоподобный», например корпоративный или расистско-националистический, а также диктаторски-монополистический и марионеточный, в некоторых исламских странах - клерикально-фундаменталистский.

     Опыт  социализма свидетельствует о возможности  проявления народно-демократических, общенародных политических режимов, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-крестьянской диктатуры.

     Известная преемственность и наличие некоторых неизменных в принципе содержательных характеристик позволяют свести все многообразие политических режимов к двум большим разновидностям: демократическому и антидемократическому политическим режимам.5

     Демократический политический режим может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов (парламентская, или представительная, демократия). Демократический политический режим означает гарантированность провозглашенных прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений. Демократический политический режим невозможен без многопартийности, без достаточно высокого социально-экономического уровня жизни широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее наиболее опасными организованными формами. Практика демократического развития государственности различных исторических эпох дает самые различные примеры демократических режимов. Отличаются разнообразием и антидемократические политические режимы, однако их содержательная сторона во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии, а именно: господство одной политической партии или движения; одной, «официальной» идеологии; одной формы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения по сословным, кастовым, конфессиональным и другим признакам; низкий экономический уровень жизни основных слоев народа; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике.6 Между различными элементами формы государства существует известное соответствие. Так, монархическая форма правления феодального государства периода абсолютизма тяготеет к унитарной, централизованной форме государственного устройства и автократическому политическому режиму. Республиканские формы правления хорошо вписываются в условия либерально-демократического политического режима, а при наличии двух- или многонационального состава населения могут определять федеративное государственное устройство.7

Глава 2. Становление и эволюция системы политического управления в современной России

    1. Соотношение политической системы  и политического  режима в современной  России

       Политическая власть, осуществляемая в России, не использует методы традиционного авторитаризма, а имеющий место политический режим не может себя изолировать от некоторых черт современной либеральной демократической политики таких, как критика со стороны СМИ, парламентский надзор, а также выборов. В то же время политика 1990-х гг. основывалась на классических постулатах либеральной демократии и рыночной экономики, и имела двоякий характер: отсталая командное управление старого типа и бюрократическое регулирование экономики; и передовая, направленная на подлинное разделение властей, отделение политики от экономики, подчинение политики закону и свободные выборы.8 Не препятствуя дальнейшему развитию демократии, власть воспроизводила практику прошлого, хотя и в радикально новых формах. Рождающаяся новая общественно-политическая реальность несет в себе сложный сплав частично преодоленных, а частично преобразованных традиций прошлого. Эти особенности характеризуют неизбежный переходный период, так как для становления действительного демократического режима важна не просто политизация, сопровождающаяся конфликтами, а действительная поляризация и борьба активных политических сил: только тогда стороны смогут заключить пакт, обеспечивающий дальнейшее разрешение конфликтов в обществе согласительными методами.

Информация о работе Государственно-правовой режим в современной России