Муниципальная собственность,
порядок ее образования, владения,
пользования и распоряжения закрепляется
также Гражданским кодексом РФ,
Законом «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации», другими
законами и нормативными правовыми
актами.
Согласно ст.215 Гражданского
кодекса РФ муниципальной собственностью
является имущество, принадлежащее
на правах собственности городским,
сельским поселениям, а также
другим муниципальным образованиям.
Управление муниципальной
собственностью осуществляется
органами местного самоуправления,
что не делает их собственниками
муниципального имущества. В соответствии
со ст.215 Гражданского кодекса
РФ и ст.29 Закона «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации» право собственника
муниципального имущества принадлежит
муниципальному образованию.
Население муниципального
образования владеет муниципальной
собственностью, передавая право
распоряжения и пользования ею,
в части издания нормативных
актов исключительно представительному
органу местного самоуправления,
который осуществляет это право
самостоятельно и в порядке,
установленном уставом (положением)
о местном самоуправлении.
Имущество, находящееся
в собственности муниципального
образования, делится на две
части. Одна часть муниципального
имущества закрепляется за муниципальными
предприятиями и учреждениями
на праве хозяйственного ведения
и праве оперативного управления.
Другая - в частности, средства
местного бюджета, иное муниципальное
имущество, не закрепленное за
муниципальными предприятиями и
учреждениями, составляет, согласно
ст.215 Гражданского кодекса РФ, муниципальную
казну соответствующего городского,
сельского поселения, другого
муниципального образования.
Процесс формирования
муниципальной собственности еще
не завершен, как не завершен
порядок формирования самих муниципальных
образований. В соответствии со
ст.61 федерального Закона от 28 августа
1995г. №154-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» субъекты
РФ должны передавать в собственность
муниципальных образований объекты,
находящиеся в их собственности,
но необходимые для решения
вопросов местного значения. Передача
данных объектов в собственность
местного самоуправления осуществляется
в соответствии с разграничением
полномочий между субъектами
РФ и муниципальными образованиями,
а также между самими муниципальными
образованиями.
Органы местного самоуправления
наделяются также правом самостоятельно
создавать муниципальные предприятия,
учреждения и организации для
осуществления хозяйственной деятельности.
Органы местного самоуправления
определяют цели, условия и порядок
их деятельности, регулируют цены
и тарифы на их продукцию
(услуги), утверждают их уставы, назначают
и увольняют руководителей, заслушивают
отчеты об их деятельности.
Формирование муниципальной
собственности тесно взаимосвязано
с процессом приватизации.
Основными проблемами
предприятий и организаций муниципальной
формы собственности являются
накопленная задолженность, слабая
материальная база и высокий
уровень износа основных фондов.
Передача имущества
в аренду является одним из
источников пополнения бюджета,
действенным инструментом развития
территорий муниципальных образований
и создания благоприятных условий
для предпринимательства. Не являясь
монополистом на рынке недвижимости,
но, обладая большим объемом недвижимости,
передаваемой в аренду, муниципалитет
способен влиять на рынок: регулировать
рост цен, задавать уровень
стабильности договоров, снижать
произвол частных арендодателей.
Основными арендаторами муниципального
недвижимого имущества являются
представители малого бизнеса,
у которых нет собственных
площадей. Зачастую средства, полученные
от аренды муниципального имущества,
идут на капитальный ремонт. Вариантом
эффективного использования муниципальной
собственности является увязка
объема вложенных арендатором
средств, в капитальный ремонт
со сроком действия договора
аренды и стоимостью аренды.
2.1 Разграничение собственности.
Процесс формирования
муниципальной собственности во
многом зависит от решения
проблемы разграничения собственности
между Российской Федерацией, субъектами
РФ и муниципальными образованиями.
Разграничение собственности
на государственную и муниципальную,
до сих пор вызывает много проблем. Объясняется
это, прежде всего, единым публично-правовым
статусом субъектов государственной и
муниципальной собственности: наличием
у них особых властных полномочий, позволяющих
принимать нормативные акты, которые регламентируют
порядок осуществления принадлежащего
им права собственности, а также осуществлением
своих прав собственности в публичных
(общественных) интересах и отсутствием
должной нормативной базы, регулирующей
данные отношения.
Кроме того, право государственной
собственности и право муниципальной
собственности характеризуются
множественностью субъектов. В
роли субъектов государственной
собственности выступают Российская
Федерация в целом и ее субъекты
- республики, края, области и т.д.
2.2 Субъекты муниципального
права.
Осуществление от имени
соответствующего муниципального
образования собственника его
правомочия в соответствии со
своей компетенцией не делает
их собственниками соответствующего
имущества. Как и государственные
органы, органы муниципальных образований
могут выступать в имущественном
обороте и в качестве самостоятельных
юридических лиц - муниципальных
учреждений, обладающих самостоятельным
вещным правом оперативного управления
на закрепленное за ними имущество
(ст. 296 Гражданского Кодекса РФ).
Частью этого имущества - денежными
средствами - они будут отвечать
по своим обязательствам. При
осуществлении ими правомочий
собственника муниципального образования
- они получают возможность, в
той или иной мере, распоряжаться
имуществом этого собственника,
поступающим, выбывающим или составляющим
его казну, и именно имущество
казны, в первую очередь средства
соответствующего бюджета, составляет
базу самостоятельной имущественной
ответственности такого муниципального
(публичного) собственника по своим
долгам.
В связи с этим
муниципальное имущество, подобно
государственному, также делиться на две
части (ст. 215 п.3 Гражданского Кодекса РФ).
Одна часть закрепляется за муниципальными
предприятиями и учреждениями на самостоятельных,
хотя и ограниченных вещных правах хозяйственного
ведения и оперативного управления, а
другая, нераспределенная часть, составляет
казну соответствующего муниципального
образования. С точки зрения интересов
имущественного оборота такое разделение
муниципального имущества имеет значение,
прежде всего, для обоснования раздельной
имущественной ответственности муниципального
образования и созданных им юридических
лиц по их долгам.
Наиболее важным из
всех прав, осуществляемых муниципальным
образованием, как субъектом гражданских
правоотношений, права собственника
муниципального имущества.
Субъектами права муниципальной
собственности выступают:
- органы местного самоуправления;
- должностные лица местного
самоуправления;
- население муниципального
образования.
Однако и Гражданский
Кодекс РФ и Федеральный закон « Об
общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» устанавливают, что
права собственника муниципального имущества
осуществляются от имени муниципального
образования. Следовательно, субъектом
права муниципальной собственности, является
только муниципальное образование, а не
органы местного самоуправления и должностные
лица местного самоуправления, действующие
в соответствии с законом, и не юридические
лица или граждане, действующие по специальному
поручению, которые являются лишь представителями
муниципального образования в отношениях
по поводу муниципального имущества.
Наделение населением
муниципального образования органов
местного самоуправления полномочиями
по осуществлению права муниципальной
собственности, означает лишь, перераспределение
полномочий представителей одного
и того же собственника - муниципального
образования, но не передачу
от него права собственности
какому-либо другому лицу.
2.3 Формирование муниципальной
собственности.
Приобретение права
муниципальной собственности.
Право муниципальной
собственности возникает из оснований,
предусмотренных законами и иными
правовыми актами. Можно выделить
административные и гражданско-правовые
способы. Административный порядок
предполагает волю одной стороны
- государства и реализует, при
издание акта органа государственной
власти. Более отвечает интересам местного
самоуправления, способ перехода прав
на объекты собственности, гражданско-правовые
договоры и сделки. Муниципальное образование
вправе заключать их с другими субъектами
гражданских прав.
Право муниципальной
собственности может быть приобретено
следующими способами:
путем изготовления (создания)
новой вещи (например, недвижимого
имущества);
путем получения поступлений
(доходов, продукции) в результате
использования уже имеющегося
муниципального имущества;
на основании договора
купли- продажи, дарения или
иной сделки об отчуждениях
этого имущества;
по наследству в
соответствии с завещанием или
законом;
по решению суда (например,
в отношении бесхозяйного недвижимого
имущества);
в установленном порядке
( к примеру, как находка или как клад).
2.4 Муниципальное имущество.
Приобретение и отчуждение
(в том числе приватизация) муниципальным
образованием имущества и имущественных
прав осуществляется в порядке,
установленном органами местного
самоуправления. Муниципальное имущество
подлежит обязательному учету
и пообъектной регистрации в реестре
объектов муниципальной собственности.
Кроме того, согласно
п.1 ст. 61 Закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» субъекты
РФ обязаны передавать в собственность
муниципальных образований объекты,
необходимые для решения вопросов
местного значения, в соответствии
с разграничением полномочий
между субъектами РФ и муниципальными
образованиями, а также между
муниципальными образованиями.
Передача объектов (имущества),
относящихся к муниципальной
собственности, в государственную
собственность субъектов РФ или
федеральную собственность, может
осуществляться только с согласия
органов местного самоуправления,
либо по решению суда.
Весьма важен вопрос о передаче
из государственной в муниципальную собственность,
нежилых помещений, арендуемых различными
организациями, в том числе относящихся
к муниципальной собственности. К объектам
муниципальной собственности относятся
нежилые помещения, находящиеся в управлении
исполнительных органов, местной администрации,
в том числе здания и строения, ранее переданные
ими в ведение (на баланс) другим юридическим
лицам, а также встроено-пристроенные
нежилые помещения, построенные за счет
5- и 7-процентных отчислений на строительство
объектов социально-культурного и бытового
назначения.
ВЫВОД
Муниципальная собственность
используется как инструмент
создания привлекательных рамочных
условий для развития малого
бизнеса. Льготы по арендной
плате и коммунальным платежам,
муниципальные заказы и поручительства
обеспечивают не только создание
новых производств, но и гарантируют
в перспективе рост доходности
территорий муниципальных образований.
Вместе с тем, отсутствие полной
и достоверной информации о
земельных участках, объектах недвижимости
и зарегистрированных правах
на них делает невозможным
эффективное управление земельными
ресурсами, недвижимостью и территориями
муниципальных образований в целом.
По-прежнему актуальной
остается задача повышения эффективности
использования муниципального имущества
за счет:
оптимизации состава
муниципальных предприятий и
учреждений путем реорганизации,
ликвидации, коррекции профиля деятельности
существующих предприятий на
основе анализа их деятельности,
а также создания новых в
зависимости от потребностей
территорий;