Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:05, курсовая работа
Целью моей работы стало рассмотрение основных вопросов взаимоотношений церкви и государства. Цель определила следующие задачи:
используя дополнительную юридическую литературу, определить место государства и церкви в политической системе общества;
изложить классификацию государств в зависимости от положения в них церкви и охарактеризовать эти виды;
осуществить поиск нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между данными институтами в России, и провести их краткий анализ;
выяснить историю отношений РФ и церкви на протяжении многовекового развития и оценить их современнее состояние.
Введение _________________________________________________________3
1. Место государства и церкви в политической системе общества _________5
1.1 Место государства в политической системе общества ___________6
1.2 Место церкви в политической системе общества________________9
2. Классификация государств в зависимости от взаимоотношений с церковью
________________________________________________________________14
2.1 Теократическое государство________________________________14
2.2 Клерикальное государство _________________________________16
2.3. Светское государство _____________________________________17
2.4. Атеистическое государство ________________________________19
3. Отношения государства и церкви в России__________________________21
Заключение______________________________________________________28
Список литературы________________________________________________31
Приложение 1____________________________________________________33
Приложение 2____________________________________________________34
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ______________________________
1. Место государства и церкви в политической системе общества _________5
1.1 Место государства в политической системе общества ___________6
1.2 Место церкви в политической системе общества________________9
2. Классификация государств в зависимости от взаимоотношений с церковью
______________________________
2.1 Теократическое государство___________________
2.2 Клерикальное государство
______________________________
2.3. Светское государство ______________________________
2.4. Атеистическое государство
______________________________
3. Отношения государства и
Заключение____________________
Список литературы_____________
Приложение 1_____________________________
Приложение 2_____________________________
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Религия - один из древнейших социальных институтов, появилась раньше науки, семьи, государства, институтов социальной защиты. Понятие «церковь» (в широком смысле) — это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. С распространением религии при помощи церкви и появлением первых государственных образований возник вопрос сосуществования этих влиятельнейших общественных сил. Взаимоотношения данных институтов, светской и церковной властей являются неотъемлемой частью истории многих государств, в том числе и России.
Актуальность данной работы обусловлена не только важностью и широтой темы для изучения, но современным состоянием духовной жизни нашей страны последних 15-20 лет. Оно характеризуется резким подъемом интереса к религии в связи с негативными явлениями затянувшегося социального кризиса, с необходимостью объективных знаний о ней и увеличением числа религиозных культов, отходом от традиционных конфессий. Продолжается общественная дискуссия о месте и роли религии в жизни страны, о перспективах партнёрства религиозных организаций и государства. Нормативно-правовое обеспечение данной сферы жизни общества, его способность действительно регулировать ситуацию представляют интерес для рассмотрения.
Вопросы отношений государства и церкви занимали умы многих ученых и исследователей, живших в самое разное время. Например, русский философ И.А. Ильин, так определял соотношение государства и церкви: «Государство и церковь взаимно инородны – по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия…Церковь аполитична…».1
Г. Гегель писал, что «народ, имеющий плохое представление о Боге, будет иметь плохое государство, плохие законы». Книга В.В. Клочкова «Религия, государство и право» была опубликована в 1978 году. Автор рассматривает религию в ее связи с обществом, государством и правом начиная с глубокой древности и заканчивая государствами капиталистическими и СССР. Из литературы современных исследователей хотелось бы выделить работы Л. А. Морозовой и М. Ю. Варьяса, который рассматривает не только вопросы теории государства и права, но и анализирует морально-религиозные аспекты.
Российский законодатель сформулировал свое отношение к церкви в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»2. Интересно, что в этом законе не употребляется слово «церковь» (оно вообще не встречается в современном российском праве как самостоятельный юридический феномен).
Целью моей работы стало рассмотрение основных вопросов взаимоотношений церкви и государства. Цель определила следующие задачи:
При написании работы использованы учебники, монографии и статьи из научных журналов по данной теме.
1. МЕСТО ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, церковь, общественные объединения и т. п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.
Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических движений, общественных организаций и т. п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть3.
В отечественной и зарубежной литературе существует множество определений этого понятия, указывающих, в основном, на интегрирующую роль этой системы. Часто политическую систему определяют через перечисление ее структурных элементов.
Обычно среди ее особенностей выделяют следующие: связь с государственной властью, отражение происходящих политических процессов, управляющее и регулирующее назначение, регулирование ее деятельности сложившимися политическими нормами и правилами.
В структуре политической системы в юридической литературе рассматривают ее компоненты (подсистемы):
Рассматриваемые в работе институты – государство и церковь – включаются в институциональную подсистему. И если положение в ней государства сомнений не вызывает, то в науке вопрос о том, включаются ли религиозные государства и институт церкви в политическую систему, достаточно спорен.
В теории государства и права дается множество определений понятию «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем. Например, мыслители прошлого трактуют государство как «сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан» (Аристотель), «общество людей, которое распоряжается и управляет собой» (Кант), «естественно возникающую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного порядка» (Гумплович) и т. д. Марксистская теория рассматривает государство исходя исключительно из его классовой природы и видит его предназначение в осуществлении организованного насилия экономически господствующего класса над эксплуатируемыми.
Рассматривая государство с
разных позиций – философской, юридической,
исторической, можно лишь выделить
некоторые аспекты его
Государство – политико-властная организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории4.
С определением государства тесно связана и сущность государства, т.е. смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Иными словами вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.
Сущность и социальное назначение
государственного управления обществом
реализуется посредством
Сфера жизни общества – власть, суверенитет, свобода личности – затрагивает интересы множества людей и становится политической сферой. Именно здесь взятые в комплексе отношения больших групп людей по поводу завоевания, удержания и использования власти, суверенитета, обеспечения свободы личности, организации самоуправления порождают то качество жизни общества, которое именуется политическим.
Один из самых актуальных вопросов для теории государства и права – о месте, значении и роли государства в политической системе. Именно вокруг государственной власти складываются политические отношения и связи, за обладание этим ведут борьбу многочисленные субъекты политической системы.
Особое место и роль государства в политической системе обусловлены его особенными качественными признаками, которыми другие политические и неполитические организации не обладают:
Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями. Оно может устанавливать правовой режим организации и функционирования иных субъектов политики, регистрирует их и привлекает к участию в государственных делах (социальное партнерство), кроме того, осуществляет надзор за законностью деятельности иных субъектов политики и обладает возможностью принуждения за соответствующие правонарушения.
Решая свои политические задачи, государство вынуждено взаимодействовать с другими субъектами политических отношений. Формы и методы этого взаимодействия говорят о степени демократичности в его отношениях с политическими партиями, профсоюзами, религиозными организациями, различными политическими движениями. Если государство относится к ним лояльно, поддерживает и гарантирует их деятельность в обществе – оно является демократическим. И наоборот, когда государство препятствует свободной деятельности политических организаций, ставит на их пути разного рода барьеры или прямо запрещает их деятельность – такое государство характеризуется как антидемократическое.
Современное светское общество считает, что имеет полное представление о таком институте, как церковь. Государство уверенно регулирует ее деятельность, ставит ее в привычные для общества рамки, предъявляет к ней определенные требования. Оно просто формулирует свое собственное представление о религии и церкви, выражает его в виде нормативных правовых актов – законов. Причем в тексте этих законов не затрудняет себя определением самого предмета регулирования: церковь для современного законодателя – это просто «религиозная организация».
Церковь – религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности5, также совокупность правил, ценностей, санкций, учреждений, регулирующих разнообразные стороны жизни верующих.
Церковь обеспечивает регулярные отношения между членами религиозного объединения и его подразделениями, с одной стороны; с другой же - поддерживает связи со светскими структурами и объединениями. Церковь как социальное явление, общественный институт в форме централизованного религиозного объединения,