Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:05, курсовая работа
Целью моей работы стало рассмотрение основных вопросов взаимоотношений церкви и государства. Цель определила следующие задачи:
используя дополнительную юридическую литературу, определить место государства и церкви в политической системе общества;
изложить классификацию государств в зависимости от положения в них церкви и охарактеризовать эти виды;
осуществить поиск нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между данными институтами в России, и провести их краткий анализ;
выяснить историю отношений РФ и церкви на протяжении многовекового развития и оценить их современнее состояние.
Введение _________________________________________________________3
1. Место государства и церкви в политической системе общества _________5
1.1 Место государства в политической системе общества ___________6
1.2 Место церкви в политической системе общества________________9
2. Классификация государств в зависимости от взаимоотношений с церковью
________________________________________________________________14
2.1 Теократическое государство________________________________14
2.2 Клерикальное государство _________________________________16
2.3. Светское государство _____________________________________17
2.4. Атеистическое государство ________________________________19
3. Отношения государства и церкви в России__________________________21
Заключение______________________________________________________28
Список литературы________________________________________________31
Приложение 1____________________________________________________33
Приложение 2____________________________________________________34
Для режима отделения церкви от государства, преобладающего в современном мире, характерно следующее:
В светском государстве религиозные организации выполняют важные социальные функции: воспитательные (в отношении членов своих конфессий), медицинские, образовательные и т.д. Но они не выполняют политических и юридических функций по поручению органов государственной власти. Все религиозные организации имеют достаточно приемлемые условия для своего существования, за исключением тех, которые распространяют антигуманные методы деятельности, негативно воздействуют на психику и здоровье людей или ставят своей целью разжигание вражды между людьми на почве религии. Политическое влияние церкви в светском государстве заключается, прежде всего, в том, что многие верующие - то одновременно и избиратели.
Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении социальных вопросов. При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, то есть права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения.
По существу, принцип отделения церкви от государства означает превращение ее в самостоятельную самоуправляющуюся корпорацию внутри общества. При этом государство, определив место церкви в правовом поле, тем самым становится равноправным ее контрагентом в реализации существующих правовых норм, определяющих их взаимоотношения. Взаимодействие церкви и государства определяется в этом случае исключительно правовыми механизмами, что, в известной мере, есть явление позитивное.
Сегодня в большинстве западных стран церковь отделена от государства, но отделение не понимается как во Франции начала XX века или, тем более, как в бывшем СССР. Религиозные меньшинства пользуются религиозной свободой без дискриминаций. Церковь не вмешивается в государственные дела и, наоборот, государство не вмешивается в дела церковные. Отделение не исключает и сотрудничества между государством и религиозными организациями в некоторых делах.
В 1976 году отделение церкви от государства произошло в Испании, а в 1984 даже в Италии, несмотря на исторически теснейшую связь итальянского государства с центром католической церкви (Ватикан). Франция, провозгласив в 1905 году отделение церкви от государства, тем не менее, использовала определенные средства контроля миссионерской деятельности в своих бывших колониях. Конституция Российской Федерации 1993 г.10 устанавливает, что Россия - светское государство (статья 14).
А.Б. Венгеров выделяет в атеистических
государствах два типа политических
систем – тоталитарно-
Примерами атеистических государств могут служить СССР и другие страны социалистического лагеря. Право атеистической пропаганды в СССР было закреплено в Конституции (ст. 127) – Советский союз стал первой в мире страной массового атеизма. Были созданы различные атеистические общества, например, «Союз воинствующих безбожников» (1925). В университетах, педагогических, медицинских, культурно-просветительских высших и средних специальных учебных заведениях был введён курс «Основы научного атеизма». В разное время выходили атеистические издания: газета «Безбожник» (1922-41), журналы «Безбожник» (1925-41), «Атеист» (1922-30), «Воинствующий атеизм» (1931) и другие.
3. ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В РОССИИ
Крупнейшим религиозным
В царской России господствующая православная церковь находилась на службе феодально-монархического государства. Она являлась частью государственного аппарата, выполняя ряд государственных функций: ведение метрических книг, регистрация брака и смерти, оглашение царских манифестов и т. д. Со своей стороны государство оказывало всестороннюю поддержку господствующей церкви: не только денежную, но и поддержка юридическая. Так, всякое выступление против господствующей религии расценивалось как государственное преступление.
Церковь играла руководящую роль в народном образовании. Большое количество школ (церковноприходские школы) находилось в прямом подчинении церкви, но и в учебных заведениях, формально не подчиненных церкви, дети воспитывались в религиозном духе.
Октябрьская революция 1917 года произвела коренную ломку старых, складывавшихся веками церковно-государственных отношений. Появился декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»11, первая статья которого гласила: «Церковь отделяется от государства». Религиозные организации ограждались от политической деятельности и выполнения функций государства, провозглашалась материальная независимость церкви от государства, и устанавливался формальный режим невмешательства государственных органов во внутрицерковное устройство и каноническую деятельность. Позже СССР превращается в типичное атеистическое государство с агрессивной пропагандой и отрицанием религиозных верований, за исключением периода 1943-1953 годов, когда власть переходит к возрождению церковной жизни в стране под строгим государственным контролем в связи с Великой Отечественной войной.
Возвращение системы к диалогу, а затем и к сотрудничеству с церковью начинается с 1988 г., когда она получила возможность расширения своей деятельности в различных сферах: просветительской, издательской, миссионерской, благотворительной.
Отечественное правоведение воспринимает церковь как некую корпорацию – сродни корпоративным структурам в экономике. Поэтому и каноническое право предлагается рассматривать как нечто внесистемное, как «корпоративную правовую систему, входящую в романо-германскую правовую систему». Такое отношение к церкви – не современное нововведение: еще Победоносцев в конце XIX века отмечал, что в североамериканском законодательстве «проведено резкими чертами отделение государства от церкви, имеющей юридическое значение духовной корпорации»12.
Согласно ст. 14 Конституции 1993 года13 Российская Федерация объявлена светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства».
Правовое положение церкви в
современной России, помимо конституционных
положений, регулируется законом «О
свободе совести и о
Сторонники закона 1997 года отстаивают необходимость усиления роли исполнительной власти при создании религиозных объединений и осуществлении контрольных полномочий правоохранительных органов за их деятельностью. Такая позиция учитывает и международную практику.
Позицию сторонников атеизма можно проследить в работах К. Каневского. В своей статье14 он выражает недовольство тем, что «…при формировании политики государства в области религии свободу совести рассматривают как свободу вероисповедания», не уделяя при этом достаточно внимания праву каждого не исповедовать никакой религии – то есть атеизму – в сравнении с законом 1990 года. По его мнению, «…атеистическая идеология и атеистическая пропаганда – это неотъемлемая часть общественной жизни и одна из граней свободы совести. Практически полное ее игнорирование … в федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 года - при очевидной его направленности на защиту интересов традиционных конфессий свидетельствует о том, что его авторы руководствовались собственными идеологическими предпочтениями и политической конъюнктурой…».
Неоднократно высказывались мнения, что закон 1997 года содержит положения, затрудняющие деятельность всех конфессиональных организаций, помимо так называемых «традиционных», укоренившихся в России на протяжении столетий и объединяющих приверженцев православия, ислама, буддизма и иудаизма.
Мое мнение совпадает с официальной позицией - единственное упоминание об этом содержится в преамбуле, но не в нормативных предписаниях закона, которым подтвержден конституционный принцип равной правовой защиты всех конфессиональных объединений, официально действующих на территории России. Основной смысл ФЗ ««О свободе совести и религиозных объединениях» заключается в закреплении превентивных полномочий правоохранительных органов: государственная власть заинтересована в предотвращении возможной противоправной деятельности сект, исключающих добровольную основу членства и препятствующих выходу граждан из религиозного объединения.
Механизм государственной
Согласно закону религиозные объединения (ст.6) могут создаваться в форме религиозных групп (ст.7) и религиозных организаций (ст.8). Религиозной группой «признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица», а религиозной организацией – «…добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица».
Созданию централизованной религиозной организации свойственна особая периодичность регистрационных отношений: на первом этапе государственной регистрации подлежат местные организации, и только после ее завершения учредители вправе ходатайствовать о регистрации централизованной организации.
Передача религиозным
Федеральный закон от 26 сентября 1997 года предусматривает также контроль за религиозными организациями. Функции контроля осуществляют органы юстиции (уставная деятельность религиозной организации), налоговая служба и Федеральные органы налоговой полиции (финансовый контроль), ФСБ и МВД России (специализированный контроль).
Рассмотрев основные положения основного закона, регулирующего государственно-церковные отношения в нашей стране, хотелось бы остановиться на некоторых фактах современной ситуации в России.
Широкую общественную дискуссию вызывает вопрос преподавания предмета «Основы православной культуры» в государственных школах и способствовавшее его резонансу открытое письмо десяти академиков Российской Академии Наук Президенту РФ в 2007 году. Введение в школьную программу данного курса на факультативной основе началось в некоторых российских регионах с конца 90-х годов.