Государство и право в их соотношении и взаимодействии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 15:26, реферат

Описание

С другой - право упорядочивает деятельность государственного аппарата, ограничивает произвол чиновников, обеспечивает цивилизованные взаимоотношения между личностью и государством, господство закона в обществе. Функции государства, его управленческая деятельность не могут осуществляться вне и независимо от закона.
Цель работы – раскрыть степень взаимодействия государства и права.

Работа состоит из  1 файл

Реферат 1.docx

— 21.63 Кб (Скачать документ)

Введение

Государство — высший политический институт (организация) общества, задача которого состоит в обеспечении соблюдения прав и реализации интересов лиц, проживающих на одной территории, на которой государство обладает суверенитетом (территория, на которую распространяется суверенитет, называется страной), взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиций), осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.

Право — один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений, общепризнанного определения права не существует и в современной науке.

Право тесно связано с  государством. Они одновременно возникают и параллельно развиваются. Именно государство, с одной стороны, создает, изменяет и отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от нарушений с помощью своего принудительного аппарата. С другой - право упорядочивает деятельность государственного аппарата, ограничивает произвол чиновников, обеспечивает цивилизованные взаимоотношения между личностью и государством, господство закона в обществе. Функции государства, его управленческая деятельность не могут осуществляться вне и независимо от закона.

Цель работы – раскрыть степень взаимодействия государства  и права.

 

 

 

 

 

 

 

 

Государство и  право в их соотношении и взаимодействии

Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства  и права различались два подхода. Первый – этотистский, исходивший из приоритета государства  над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как продукт государственной деятельности, как его  (государства) следствие. Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, к примеру, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством.

Другой взгляд на соотношение  государства и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений. С позиции данного подхода  праву принадлежит безусловный  приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования  государства. Оно старше государства, никакое государство и никакая  власть не есть первоначальный источник права.

Есть и третья точка  зрения на рассматриваемую проблему, позволяющая в определенной мере интегрировать взгляды сторонников  отмеченных позиций и в то же время  избежать крайностей в оценке связи  государства и права.

Согласно этому подходу  связь между государством  и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера, государство порождает право или из права рождается государство. Она (связь) видится более сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Признание двустороннего  характера связи между государством и правом позволяет исключить  интерпретацию данного вопроса  в духе узконормативного подхода к пониманию права («право исходит от государства» и т.п.). В то же время при данном подходе роль государства по отношению к праву не нивелируется, как это вытекает из некоторых концепций так называемого широкого право-понимания. Государственный нигилизм в такой же мере опасен, как нигилизм правовой. Связь государства и права представляется иной: государство не порождает право,  не производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере,  в какой само право ему это позволяет.

 Влияние государства  на право

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления.

Наиболее ощутимое воздействие  государства на право проявляется в сфере правотворчества и право реализации. Право формируется при непосредственном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает право-образовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что  единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

Вряд ли можно согласиться  с имеющими распространение в  юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается  в полном отрыве (изолированно) от государства. Вне  и помимо конструктивной деятельности государства существование права как институционного  образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в правообразовательном процессе достаточно специфична. По настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем:

1)     В осуществлении правотворческой деятельности. В буквальном смысле это означает, что государство устанавливает нормы права.

2)     В санкционировании государством норм, которые не имеют  (не носят) прямого государственного характера. Государство санкционировало те нормы, которые уже были.

3)     В признании юридически обязательными регуляторами поведения фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. Таким образом, формируется так называемое обычное и прецедентное право, признаются в качестве общих норм положения нормативных договоров.

Также, государство обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной власти, судебной, надзорной и контрольной деятельности и, оказывая праву идеологическую поддержку, воспитывая уважение к праву, закону, обязывает всех следовать правовым предписаниям.

Влияние права  на государство

В специальной литературе проблеме влияния права на государство уделено мало внимание. Между тем государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется:

  • на внутреннюю организацию государства (т.е. право оформляет структуру государства, взаимодействие между элементами его механизма). Право создает также гарантии против концентрации государственной власти в одной из ее ветвей, регулирует отношения между отдельными государственными органами, а в федерации - разграничивает предметы ведения между центром и субъектами федерации;
  • на деятельность государства (т. е. право воздействует на государство при его отношениях с населением, отдельным человеком. Право определяет пределы воздействия государства на личность, ее права и обязанности, правовые гарантии со стороны государства. Одновременно право придает деятельности государства легальный характер, вводит его деятельность в юридические рамки, определяет пределы государственного вмешательства в частную жизнь, пределы, формы и основания для применения государственного принуждения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, право без поддержки  и воздействия государства обойтись не может, но и само государство объективно нуждается в праве. Иными словами, между ними складывается устойчивое функциональное взаимовлияние.

Право юридически оформляет  государство, регулирует все основные стороны его функционирования и  тем самым придает государству  и его деятельности легитимный характер. И с другой стороны право не может существовать без государства. Государство способствует установлению, реализации и распространению права.

Анализируя связь государства и права, следует иметь в виду, что право относительно самостоятельно по отношению к государству, так же как и государство относительно самостоятельно в отношении права. Это подтверждает, в частности, тот факт, что законодательство государства не всегда соответствует праву. Кроме того, каждое из этих явлений имеет собственные закономерности развития, но они не могут существовать друг без друга и оказывают взаимное влияние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники литературы

  1. А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: ЭКСМО. - 649 с. , 2005          http://vse-uchebniki.com
  2. Экономика-правовая библиотека http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/14809/14866/
  3. http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/gosudarstvo-i-pravo.html
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/

Информация о работе Государство и право в их соотношении и взаимодействии