Государство и профсоюзы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:15, реферат

Описание

Итак, в данной курсовой работе ставится цель рассмотреть государство и профсоюзы.
Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие профсоюзов;
- обозначить задачи и функции профсоюзов;
- показать нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов;
- изучить правовое положение профсоюзов;
- раскрыть правовой статус профсоюзов в сфере труда;
- привести классификация прав профсоюзов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
3
1. Понятие профсоюзов ………………………………………………………
5
1.1 Задачи и функции профсоюзов ……………………………………….
5
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов …
7
2. Правовое положение профсоюзов ………………………………………..
12
2.1 Правовой статус профсоюзов в сфере труда ………………………...
12
2.2 Классификация прав профсоюзов ……………………………………
15
Заключение ……………………………………………………………………
23
Список литературы …………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

работа-государство и профсоюзы.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………

3

1. Понятие профсоюзов ………………………………………………………

5

1.1 Задачи и функции профсоюзов ……………………………………….

5

1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов …

7

2. Правовое положение профсоюзов ………………………………………..

12

2.1 Правовой статус профсоюзов в сфере труда ………………………...

12

2.2 Классификация прав профсоюзов ……………………………………

15

Заключение ……………………………………………………………………

23

Список литературы …………………………………………………………...

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Отношения государства и политических, национальных, культурных движений многоплановы. Не менее сложные в рамках политической системы существуют и отношения государства с профсоюзными и другими общественными организациями.

Профессиональные союзы появились на определенном этапе исторического развития как организации, выражающие и защищающие интересы определенных категорий работников. Выросшие из средневековых цеховых организаций ремесленников, в настоящее время профсоюзы представляют мощную экономическую и политическую силу. История взаимоотношений государства и профессиональных союзов также драматична и многопланова.

Политические системы некоторых обществ включали или отторгали профессиональные союзы, придавали им различное значение.

Диапазон здесь велик: на разных этапах государственности профсоюзы то вступали в отношения сотрудничества, даже партнерства с государством, то выступали по отношению к государству противоборствующим, разрушительным элементом.

Различают независимые, свободные профсоюзы и профсоюзы официальные, поддерживаемые государством, которое в некоторых политических системах даже передавало официальным профсоюзам законотворческие функции и сфере трудовых отношений (например, такими функциями обладал Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов – ВЦСПС – в бывшем Союзе ССР).

В конвергенционных политических системах, особенно характерных для перехода от распределительной к рыночной социальной среде, деятельность профсоюзов придает этим системам своеобразные анархо-синдикалистские свойства. В таких системах те или иные профсоюзные организации выступают от имени своих членов (как правило, работающих в отдельной отрасли производства: шахтеров, энергетиков, нефтяников и т.д.) и становятся мощным прессом воздействия на правительство для повышения уровня оплаты труди, условий труда и быта, получения льгот, более активного участия в политической жизни и т.п. Угрозы забастовок, экономические и политические требования сопровождают деятельность профсоюзов, заставляя государство попеременно удовлетворять требования в то одних, то других групп трудящихся, что разрушает в конечном счете единое экономическое пространство, ведет к инфляции, спаду производства и другим бедам. [1]

Сказанное обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы в рамках исследования по теории государства и права.

Итак, в данной курсовой работе ставится цель рассмотреть государство и профсоюзы.

Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие профсоюзов;

- обозначить задачи и функции профсоюзов;

- показать нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов;

- изучить правовое положение профсоюзов;

- раскрыть правовой статус профсоюзов в сфере труда;

- привести классификация прав профсоюзов.

В рамках данной темы, объектом исследования является теория государства и права, а предметом исследования – профсоюзы.

Теоретическая значимость работы заключается в углубленном и систематическом исследовании данной проблемы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию структуры, особенностей, механизма функционирования профсоюзных объединений.

1. Понятие профсоюзов

 

1.1 Задачи и функции профсоюзов

                   

Профессиональные союзы – исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера. Это - самая массовая общественная организация. [9]

Профессиональные союзы входят в политическую систему общест­ва как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их глав­ной функции – защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Именно с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся.

Профессиональный союз (профсоюз) – это добровольное обще­ственное объединение граждан, связанных общими производствен­ными, профессиональными интересами по роду их деятельности, соз­даваемое в целях представительства и защиты их социально-трудо­вых прав и интересов. [9]

Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве, создаются на основе совместной деятельности для защиты общих инте­ресов и достижения уставных целей.

Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов прямо закреплено Конституцией РФ (см. ст. 30). Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни общества.

Потребность защиты прав и интересов трудящихся особенно акту­альна в современный период, обнаживший и усиливший социально-экономические противоречия.

Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием проф­союзов регулируются различными видами социальных норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни из них сложились в практике взаимо­действия профсоюзов с государственными, хозяйственными органами, работниками и формально не закреплены. Другие – предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных пра­вовых актах.

Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутрипрофсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюз­ными органами. Такие нормы не носят правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах.

Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необ­ходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсою­зами задач, выполнению их защитной функции.

Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения пред­ставительства и защиты интересов трудящихся, успешного функционирования профсоюзов и дальнейшего развития общества. В конечном счете, границы правового регулирования зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, от социально-эко­номических и политических условий, в которых они развиваются.

 

1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов          

 

Пределы правового регулирования отношений с участием профсо­юзов определяются исходя из их предназначения, необходимости с наибольшей пользой для трудящихся, всего общества представлять и защищать права и интересы работников в сфере труда и связанных с трудом отношений:

а) средствами и методами, присущими самим профсоюзам;

б) с помощью права;

в) во взаимодействии правовых и неправовых средств и методов. [15]

Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением в политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают сформировать законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой статус проф­союзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодательства о профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание их уставных (общест­венных) полномочий.

Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам, которыми они занимаются в соот­ветствии с уставами в силу их общественного характера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны соблюдать это законодательство.

Таким образом, соотношение общественного (внутрипрофсоюзного) и правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи, взаимозависимости с приоритетом внутрипрофсоюзных норм при подготовке законодательства о профсоюзах и приоритетом законодательства над внутрипрофсоюзными нормами после принятия соответствующих законодательных актов.

Предоставленные права создают юридическую базу для выпол­нения их уставных задач и функций, укрепления правовой основы государственной и общественной жизни. При этом государство не вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они действуют в соот­ветствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистрации в государственных органах. Если профсоюзам необходимо право юридического лица, то они, как и все иные организации, регистрируются в органах Министерства юстиции РФ, но в уве­домительном, а не в обязательном порядке и включаются в соответст­вующий реестр. Тем самым обеспечивается независимость профсоюзов от органов исполнительной власти.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работода­телей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.

Независимость профсоюзов – первый из основополагающих принципов положения и деятельности профсоюзов, обеспечивается также: прямым запретом всякого вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепят­ствовать законному осуществлению их уставной деятельности; имущественной самостоятельностью; правом самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, определять структуру, избирать руководящие органы, организовывать свою деятельность; запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны орга­нов юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юридического лица.

Второй принцип – самоуправление предусмотрен Федеральным законом «Об общественных объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным объединениям. Применительно к профсоюзам он выражен в упоминавшемся выше их праве самостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внутреннюю деятельность.

Третий принцип – добровольность объединения в профсоюзы закреплен как законодательством о профсоюзах, так и Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Четвертый принцип, также прямо закрепленный законом, - равноправие профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от численности, каких-либо иных признаков. Тем самым в законодательстве нашел отражение и профсо­юзный плюрализм - наличие не одного, а нескольких разных профсо­юзов.

Пятый принцип – законость создания и деятельности вытекает из законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Федеральным законом «Об общественных объединениях». [15]

Законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции РФ и КЗоТ, Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», принятого Государственной Думой 8 декабря 1995 года и подписанного Президентом РФ 12 января 1996 года, норм ряда других федеральных законов (законов РФ, РСФСР), указов Президента РФ. [12]

В систему законодательства о профсоюзах входит также принятый Федеральный закон от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» (СЗ, 1995, № 21, ст. 1930) в той части, в которой проф­союзы имеют общие черты и свойства со всеми другими обществен­ными организациями. Особенности, связанные с созданием, деятель­ностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профсоюзов регулируются специальными законами (см. ст. 4 Федерального закона «Об общественных объединениях»). [12]

Информация о работе Государство и профсоюзы