Государство и профсоюзы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:15, реферат

Описание

Итак, в данной курсовой работе ставится цель рассмотреть государство и профсоюзы.
Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие профсоюзов;
- обозначить задачи и функции профсоюзов;
- показать нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов;
- изучить правовое положение профсоюзов;
- раскрыть правовой статус профсоюзов в сфере труда;
- привести классификация прав профсоюзов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
3
1. Понятие профсоюзов ………………………………………………………
5
1.1 Задачи и функции профсоюзов ……………………………………….
5
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов …
7
2. Правовое положение профсоюзов ………………………………………..
12
2.1 Правовой статус профсоюзов в сфере труда ………………………...
12
2.2 Классификация прав профсоюзов ……………………………………
15
Заключение ……………………………………………………………………
23
Список литературы …………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

работа-государство и профсоюзы.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

В отдельных субъектах РФ уже приняты свои законы о профсою­зах, например, республиках Саха - Якутия, Татарстане, Башкорто­стане. Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование их отношений:

1) с работодателями, их объединениями и представителями;

2) с органами государства, органами местного самоуправления;

3) с другими субъектами общественных отношений (например, имущественных, налоговых).

Следует иметь в виду, что в правовую основу деятельности профсоюзов входит как собственно законодательство о них, правах и га­рантиях их деятельности, так и трудовое законодательство в целом, поскольку оно используется профсоюзами для защиты прав и интере­сов работников.

Определяющее правовую основу деятельности профсоюзов законодательство меняется, совершенствуется в зависимости от развития общественных отношений, в которых они участвуют, но прежде всего, от основных экономических отношений - от отношений собствен­ности, социально-политической обстановки в стране. В связи с этим происходит пересмотр прав профсоюзов.

Возвращаются государству, его органам государственные полномочия, ранее возложенные на проф­союзы и находящиеся в их ведении органы (например, государственно-властные полномочия правовой и технической инстанций профсоюзов). Укрепляются и расширяются права, направленные на защиту интере­сов работников (например, по вопросам занятости). На содержание законодательства о профсоюзах решающее влияние оказали конвенции и рекомендации Международной организации тру­да (МОТ) - Конвенции № 87,135,144 и др.

Таким образом, основные тенденции развития и совершенство­вания законодательства о профсоюзах, их правах и гарантиях состоят в том, что:

- во-первых, что оно приводится в соответствие с существующими общественными отношениями;

- во-вторых, в отказе от несвойственных профсоюзам как обществен­ной организации полномочий;

- в-третьих, в сохранении, укреплении и расширении прав, позволя­ющих профсоюзам надежно отстаивать социально-трудовые права и интересы работников. [15]

В сферу трудового права входят связанные с трудом отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями и представителями, а также с государственными органами местного самоуправления. Эти отношения входят в предмет трудового права как тесно связанные с трудовыми отношениями. Участие профсоюзов в регулировании трудовых отношений (в ус­тановлении и применении условий труда), в контроле за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, в разрешении трудовых споров – одна из черт метода трудового права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовое положение профсоюзов

 

2.1 Правовой статус профсоюзов в сфере труда                              

 

Права профсоюзов в сфере труда – основная часть их правового статуса, т.е. совокупности прав и обязанностей во всех областях.

Помимо прав в сфере труда профсоюзы обладают обширными пра­вами в сфере действия других отраслей права: правами юридического лица, правом собственности, участия в управлении государственными социальными фондами, в области экологии, приватизации и др.

Наличие у профсоюзов правового статуса не противоречит их общественной природе. Сохраняя это качество, профсоюзы пользуются определенными правами, установленными государством.

Законодательно закрепленное положение профсоюзов в сфере труда (трудо-правовой статус) представляет собой общую меру юридических возможностей данной организации и ее органов в указан­ной сфере, служит источником субъективных прав и обязанностей профсоюзных органов в правоотношениях. Как базовая категория он характеризует пределы юридических значений деятельности профсою­зов в этой области, служит эталоном правомерности действий профсо­юзных органов, полноты осуществления предоставленных им юридических полномочий. [4]

Содержание труда-правового статуса профсоюзов характеризует­ся объемом закрепленных за ними юридических возможностей.

Статус профсоюзов в сфере труда (труда-правовой статус) как часть их совокупного статуса (многоотраслевой общности) на совре­менном этапе сочетает в себе стабильные черты их правового поло­жения с особыми, характерными именно для данного этапа.

Стабильность, преемственность содержания труда-правового ста­туса профсоюзов обусловлены самим существованием трудовых отно­шений между работниками и работодателями, необходимостью защиты прав и интересов работников в этих отношениях.

Наиболее стабильная часть статуса - права профсоюзов по пред­ставительству интересов трудящихся, участию в регулировании трудо­вых отношений, контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Динамика статуса, его развитие происходит за счет изменения форм реализации предоставленных профсоюзам прав, включения в статус прав, которых раньше не было, в связи с развитием эко­номических и социальных отношений, исключения из него некоторых прав, не отвечающих современным условиям. Радикальные изменения в статусе профсоюзов происходят в связи с переходом на новые эко­номические рельсы, внедрением новых принципов управления эко­номикой в условиях многообразия видов собственности и организационно-правовых форм предприятий.

В статус субъектов права, в том числе профсоюзов, помимо прав входят и юридические обязанности. Права и обязанности профсоюзов в сфере труда имеют особен­ности:

- во-первых, юридические обязанности прямо не возлагаются госу­дарством на профсоюзы, они вытекают из защитной функции этой общественной организации, опираются на их уставы и неразрывно свя­заны с правами. В результате предоставленные профсоюзам права одновременно означают и их обязанности. Это - особая юридическая категория - права-обязанности, где право и обязанность находятся в неразрывном единстве;

- во-вторых, это обязанности не перед государством, а перед работниками, чьи интересы профсоюзы должны представлять и защищать;

- в-третьих, юридические обязанности профсоюзов заключаются в необходимости реализации предоставленных им прав. Иначе они не смогут защитить работников;

- в-четвертых, выполнение такого рода обязанностей обеспечивает­ся, прежде всего, силой общественного, морального (внутрипрофсоюзного) воздействия. [4]

Профсоюзы как общественная организация не отвечают перед го­сударством за реализацию своих прав-обязанностей. (Исключением является имущественная ответственность по суду за проведение заба­стовки, признанной судом незаконной. Но здесь юридическая ответст­венность, вытекая из нарушения норм трудового законодательства, носит все же гражданско-правовой характер).

Государство оказывает воздействие на осуществление профсоюзами их прав-обязанностей путем содействия реализации предоставленных им прав, создания га­рантий для их успешной деятельности.

К юридической (дисциплинарной) ответственности могут быть привлечены освобожденные от основной работы в организации работники профсоюзных органов, виновные в том, что права профсою­зов не используются. Юридическая ответственность таких лиц насту­пает по воле профсоюзных органов как работодателей.

Права-обязанности профсоюзов как особая категория содержат одновременно юридическую возможность и долженствование. В нор­мативных правовых актах содержатся права, а не требования к проф­союзам. Права приобретают признаки обязанностей в силу потреб­ности в их осуществлении. В них заложена социальная необходимость. Так как без предоставления права не может быть обязанности его реализации, оправдано пользование термином «права профсоюзов», подразумевая под этим как собственно права, так и единую категорию прав-обязанностей.

Концепция неразрывности прав и обязанностей профсоюзов имеет практическое значение: если осуществление прав зависит от воли субъекта, то юридические обязанности надо всегда соблюдать. Следо­вательно, при наличии соответствующей ситуации профсоюзы должны использовать предоставленные им права.

2.2 Классификация прав профсоюзов 

                  

Права профсоюзов в сфере труда классифицируются по ряду признаков:

1) по их положению в системе прав данной организации;

2) по степени общности;

3) по степени самостоятельности;

4) по формам реализации;

5) по содержанию (кругу вопросов, решаемых профсоюзами или с их участием);

6) по кругу лиц, чьи права и интересы вправе представлять и защищать профсоюзы. [8]

Классификация по положению в системе прав позволяет соот­нести каждое право в зависимости от того, каким органом (в акте како­го органа) это право закреплено: в федеральном законе или законе субъекта РФ, в соглашении или коллективном договоре.

Классификация по степени общности позволяет выделить общие для всех профсоюзов права и права, предоставленные определенным профсоюзным органам. В результате появляется возможность соот­нести принцип единства в регулировании общественных отношений, в которых участвуют профсоюзы, с принципом дифференциации.

Когда права профсоюзов носят общий характер, ими обладают все профсоюзы и все их органы, сформированные в соответствии с уставами для представительства и защиты прав и интересов работников. Например, несмотря на почти полное отсутствие прямых норм о правах средних звеньев системы профсоюзных органов (городских, областных комитетов; городских, областных федераций профсоюзов и т.д.), они могут пользоваться общими правами, предоставленными профсоюзам как организации.

Дифференциация прав по профсоюзным органам дает возмож­ность конкретному звену профсоюзных органов пользоваться помимо общих еще и конкретными правами, для них предусмотренными. Осо­бое значение имеют конкретные права, предоставленные органам первичных профсоюзных организаций, действующих на предприятиях - профсоюзным комитетам (профкомам). (В некоторых профсоюзах приняты иные наименования органа первичной организации. Но пос­кольку в большинстве профсоюзов существуют именно профсоюзные комитеты, этот термин более привычен и содержится в законодательст­ве. В КЗоТ, других законах и иных нормативных правовых актах, используется именно такое наименование). Значение прав профкомов в статусе профсоюзов и системе их прав определяется местом этих органов - тем, что они объединяют работников непосредственно на предприятии, в организации, действуют там, где реализуются трудовые правоотношения. [8]

Наличие общих прав и прав, конкретизированных по отдельным профсоюзным органам, обеспечивает единую для всех профсоюзов пра­вовую основу их деятельности и ее необходимую дифференциацию.

Всем профсоюзам и их органам принадлежит общее право на пред­ставительство интересов работников. Каждому - на своем уровне, в своем масштабе. Основанное на уставах и законе, оно отражается на положении профсоюзов как организации трудящихся для защиты их интересов, работающей непосредственно в трудовых коллективах, спо­собной знать, достойно представлять и защищать их права и интересы. Профсоюзы призваны аккумулировать интересы трудящихся, выра­жать и отстаивать их во взаимоотношениях с государственными, мест­ными органами, работодателями, их объединениями и представите­лями, влиять на формирование интересов работников, добиваться социальной справедливости. Однако не всегда и не все профсоюзы в полной мере справляются с этими задачами. В последние годы им все труднее добиваться социальной справедливости при решении трудовых вопросов в интересах трудящихся, особенно вопросов занятости, опла­ты и охраны труда.

Классификация прав профсоюзов по степени самостоятель­ности позволяет подразделить их на права:

а) по участию в принятии решений работодателями (администрацией), государственными и местными органами вопросов, связанных с управлением трудом (регулированием трудовых отно­шений);

б) по решению вопросов на паритетных началах или в) самостоятельно принимать решения. Например, законом прямо предусмотрено участие профсоюзов в установлении и применении условий труда в случаях, предусмотрен­ных законодательством.

На паритетных (равноправных) началах заключаются кол­лективные договоры, соглашения между объединениями профсоюзов и работодателей, органами исполнительной власти.

Самостоятельно профсоюзы выступают в защиту работников при разрешении трудовых споров.

Существуют две группы форм осуществления профсоюзами их прав (форм деятельности).

а) неправовые, т.е. предусмотренные уставами профсоюзов и

б) правовые, т.е. предусмотренные законодательством.

Классификация прав профсоюзов по формам их реализации (пра­вовым формам) позволяет выделить разные по юридической силе действия профсоюзов. Это - выражение мнения (например, в правотворчестве), согласование акта (действий работодателя, его пред­ставителя) (например, введение коллективной материальной ответст­венности работников - ст. 121* КЗоТ); согласие, разрешение на опре­деленные действия работодателя (администрации (например, на производство сверхурочных работ - ст. 54 КЗоТ) требование опреде­ленных действий от работодателя (администрации) (например, требо­вание принять меры, предусмотренные законодательством, к руко­водителю, по вине которого нарушаются или не выполняются обяза­тельства коллективного договора - ст. 26 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях»). [8]

Информация о работе Государство и профсоюзы