Государство как носитель государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 10:21, курсовая работа

Описание

Государственная власть — это важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник — не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы её осуществления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
1 Понятие государства и его значение для общества
Понятие государства и его основные признаки……………………………..
Социальное значение государства……………………………………………
2 Понятие и свойства государственной власти
2.1 Понятие государственной власти……………………………………………..
1.2 Признаки государственной власти……………………………………………
1.3 Принципы организации и деятельности государственного аппарата………
3 Государство как носитель государственной власти……………………………
4 Теория разделения властей в государстве и практика ее претворения в Российской Федерации…………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 59.31 Кб (Скачать документ)

     Сказанное позволяет принять позицию тех  авторов, которые исходят из того, что понятие «власть» означает право  и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних  осуществлять свою волю по отношению  к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

     Государственная власть структурно — это государственно организованная система чиновников, армии, администрации, судей и других лиц, обеспечивающих выполнение общесоциальных функций, защищающих соответствующие общие и классовые интересы. Государственная власть распространяется на всю территорию государства, вершится от имени государства, она одна из форм политической власти.

     Современные научные знания по-новому раскрывают вопрос о происхождение государственной  власти. Открыта новая форма, которая  предшествует государственной власти — это вождество или чифдом (chiefdom — вождество, главенство). Власть вождя, предводителя, главаря общины формируется путем выборности. Выбрать вождя может либо вся община, либо дружина. В таких условиях может происходить и отчуждение власти от общества, дружины, ее узурпация ограниченным числом лиц или даже одним лицом. Происходит переход военно-демократических форм организации власти в вождество, а от вождества уже в государственную власть. Таким образом, государственная власть исторически возникает разными путями: через военно-иерархические структуры, династическую монополизацию общественных должностей (аристократический путь), и, наконец, путем закрепления положений, привилегий экономически господствующего класса.

     Государство, существуя как система, обладает высокой способностью самосохранения, восстановления и обновления своих  подсистем. Для обеспечения своей  деятельности оно должно быть сильным, то есть хорошо организованным, иметь  надежный бюджет с устойчивым реальным доходом, эффективную администрацию, достаточные силовые структуры. Свои функции государство может  осуществлять, если оно обладает развитой способностью интерактивности, то есть воздействия одних органов власти на другие, подчинения нижестоящих  должностных лиц вышестоящим  структурам. Обеспечивается это действием  принципов суверенитета и единства государства, оптимальными моделями взаимодействия с социальной средой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4 Теория разделения властей в государстве и практика ее претворения в Российской Федерации 

     Разделение  властей выступает как принцип  организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство всей системы государственной  власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное собрание, Правительство  РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов Федерации) Разделение властей  ограничивается распределением функций  и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы  ни один из них не мог получить преобладания над другими, сосредоточить всю  полноту власти в своих руках.

     Принятие  на всенародном референдуме в 1993 году Конституции Российской Федерации  позволило закрепить принцип  разделения властей в качестве основы конституционного строя России, однако положения о полномочиях различных  органов не дают оснований утверждать, что принцип «сдержек и противовесов»  полностью реализуется в статьях  нового «Основного закона». Новая Конституция  закрепила новую систему государственных  органов и, конечно же, по-новому распределила функции государства  между различными ветвями власти. Система «сдержек и противовесов», представленная в Конституции 1993 года, очень отличается от тех принципов  взаимодействия государственных органов, которые существовали до принятия этого  документа, однако она является результатом  тех изменений, которые произошли  в России за время реформ.

     В статье 10 Конституции Российской Федерации  установлено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.» Реализуется же данный принцип в последующих статьях Конституции, закрепляющих полномочия различных государственных органов. Особое внимание следует уделить отношениям органов законодательной и исполнительной власти, поскольку именно эти органы занимают важнейшее место в законодательном процессе, а закон(нормативный акт) в нашем государстве — основной источник права. Следовательно, структура отношений между представительными и исполнительными органами играет решающую роль в государственном регулировании жизни общества.

     Высшим  представительным и законодательным  органом власти является Федеральное  Собрание Российской Федерации, состоящее  из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. К основным полномочиям  Совета Федерации (в сфере отношений  с другими государственными органами) относятся: назначение на должность  судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда; назначение на должность и отрешение  от должности Генерального Прокурора; отрешение Президента от должности. К ведению же Государственной  Думы относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства, решение вопроса о доверии  Правительству, выдвижение обвинения  против Президента для отрешения  его от должности. В законодательном  процессе палаты Федерального Собрания занимают очень важное место (ведь это  все-таки законодательный орган), однако мы не можем сказать, что они играют в законодательном процессе решающую роль. Законы принимаются Государственной  Думой, одобряются Советом Федерации, направляются на подпись к Президенту; однако, законодательный процесс, установленный  в Конституции, имеет массу недостатков: если вето Совета Федерации Государственная  Дума может реально преодолеть, то вето Президента преодолеть очень сложно, так как закон не действует, пока он не подписан президентом и не опубликован.

     Законы, с которыми Президент принципиально  не согласен, могут быть им не подписаны  неограниченное количество времени ( не действовать), поскольку за неисполнение обязанности подписать закон  в течении семи дней ( после преодоления  президентского вето ) не предусмотрено  никаких санкции со стороны других государственных органов. На самом  деле, за подобные действия Президента единственно возможными санкциями  являются реакция средств массовой информации, уменьшение шансов на победу на следующих выборах Президента и т.д., но это все не всегда способно заставить Президента соблюдать  Конституцию. Безусловно, эту проблему необходимо решать, что и пытаются сделать различные государственные  органы, например ни кого не удивит следующая  заметка в прессе: «Совет Федерации  направит в Конституционный Суд ... запрос о толковании части 3 статьи 107 Конституции РФ. В частности, судьям КС придется объяснить, может ли Президент  вернуть без рассмотрения в Парламент  те законы, по которым вето главы  государства обе палаты успешно  преодолели и которые Президент  обязан в семидневный срок подписать  и направить для опубликования . Одним из действенных рычагов  системы «сдержек и противовесов»  должна являться процедура импичмента ( отрешения от должности ), но в ныне действующей Конституции и этот институт имеет массу изъянов. «По  Конституции РФ 1993 года отрешение  Президента от должности становится практически невозможным. Нужно  получить заключение Верховного Суда, Конституционного Суда, специальной  комиссии Государственной Думы, а  также по две трети голосов  в каждой палате Федерального Собрания (ст.93). Причем две трети голосов  в Совете Федерации собрать практически  невозможно, ибо половина его членов подчинены Президенту как работники  органов исполнительной власти субъектов  Федерации.» Обращает на себя внимание вольное право Президента на роспуск  Федерального Собрания при обстоятельствах  весьма сомнительных и даже — гипотетически-спровацированных посредством выдвижения заранее  неподходящей кандидатуры Председателя Правительства, либо «просьбы» Правительства проголосовать за доверие к нему.(ст.111,117).

     Конституционные принципы парламентаризма и народного  представительства оказываются  под угрозой. Неудивительно, что  в главе «Федеральное Собрание»  пропало замечание, что парламент  является единственным представительным и законодательным органом Российской Федерации. Не означает ли это, что его  полномочия смогут при желании отправлять и другие органы?

     У Федерального Собрания нет самостоятельности, серьезных контрольных рычагов  ни в кадровой, ни в финансовой области. Исчезли реальные полномочия по распоряжению государственной казной. Финансовые законопроекты и решения о  выделении средств из бюджета  могут быть внесены либо Правительством, либо при наличии его заключения (ст.104). Искусственное разграничение  полномочий двух палат Федерального Собрания приводит к утрате целостности  единого органа представительной власти. Некоторые важнейшие вопросы  решает немногочисленный Совет Федерации(102 ст.), половина депутатских мест в  котором отведена» сослуживцам  «Президента по исполнительной линии: например, вопрос об утверждении указа  о чрезвычайном положении или  назначении по предложению Президента Генерального Прокурора. Об опасной  декоративности Парламента свидетельствует  и то, что Совет Федерации свои решения по конституционным законопроектам должен принимать большинством в  три четверти голосов (ст.108).

     Итак, уже из вышеперечисленных положений  Конституции РФ видно особое положение  Президента в системе разделения властей РФ. Каков же его статус (реальный и номинальный)? В Конституции 1993 года глава о Президенте подчеркнуто  помещена перед главой о Федеральном  Собрании.

     В статье 80 Конституции записано: «Президент Российской Федерации является главой государства». В принципе, особое положение  Президента в системе государственных  органов обусловлено множеством объективных факторов. Президент призван быть «ответственным перед народом за суверенитет государства, главой которого он является, за надежность и устойчивость государственной системы, за разумное сотрудничество государственных органов, за то, чтобы они не разошлись слишком далеко и не подчинили друг друга».

     Президент должен управлять самой властью, заставлять ее совокупно использовать самую широкую палитру средств  на основе строгого разделения функций. Он организатор работы власти, должен влиять на органы власти , но не командовать  ими. Сильный Президент не должен быть лишь «представителем нации», «олицетворением единства государства» — т.е. символической фигурой, подписывающей  не им разработанные решения. Ему должны принадлежать кадровая, законодательная инициатива, контрольные полномочия. Слабая исполнительная власть — причина серьезных потрясений и негативных последствий для всего государства. В условиях, когда анархия остается в России постоянной угрозой, фигура сильного главы государства на фоне возможных слабых коалиций и неустойчивых правительств может явиться гарантом государственной стабильности, но при необходимых сдержках и противовесах. Конституционный статус Президента очерчен прямолинейно: он не только выводится за рамки трех властей, но и ставится над ними, что присуще, главным образом, для весьма далеких от демократии форм правления. «Отсутствие реального контроля за его действиями проходит рефреном по всему тексту». Он не назван главой исполнительной власти, но объем полномочий свидетельствует о его фактическом верховенстве в этой сфере. Закреплены чрезвычайные единоличные полномочия, как решение об отставке Правительства, руководство внешней политикой, утверждение военной доктрины, назначение всех судей федеральных судов (кроме высших, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента), назначение референдума, предложение кандидатур не только исполнительной власти, но и Председателя Центрального банка, Генерального прокурора и других.

     Статья 110 Конституции Российской Федерации  регулирует вопросы осуществления  исполнительной власти в России. В  части первой данной статьи прямо  указано: «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство  Российской Федерации.»

     В современном облике Правительства  более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства  за проведение социально-экономических  преобразований в стране, осуществление  единой государственной политики в  отраслях и сферах народного хозяйства.

     Одной из основных функций Правительства  является функция исполнения федеральный  законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых  мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, под  законность его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнения Конституции, федеральных законов и указов Президента.

     С принятием Конституции 1993 года, Правительство вышло из своеобразного двойного подчинения. Однако в настоящее время многие полномочия Президента непосредственно касаются деятельности Правительства и органов исполнительной власти. За Президентом сохранились мощные рычаги воздействия на Правительство путем персональных назначений членов Правительства и принятия необходимых решений, в том числе в сфере исполнительной власти.

     Являясь федеральным органом исполнительной власти, обладающим общей компетенцией, Правительство России призвано возглавлять  всю систему органов исполнительной власти, обеспечивать их согласованную  деятельность. При этом Правительство  должно руководствоваться такими конституционными принципами, как народовластие, федерализм, разделение властей, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, а также реализовывать конституционное требование приоритетности и гарантированности прав и свобод человека и гражданина, определяющих «смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти...» (статья 18 Конституции Российской Федерации).

     Правительство Российской Федерации возглавляет  исполнительную власть в России и  осуществляет ее на федеральном уровне. Система федеральных органов  исполнительной власти состоит из различных  министерств и ведомств, которые  также участвуют в осуществлении  исполнительной власти и в свою очередь  «для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные  органы и назначать соответствующих  должностных лиц.» (часть 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации).

Информация о работе Государство как носитель государственной власти