Государство как политический институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:23, реферат

Описание

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории.

Содержание

1.Сущность государства…………………………………………………...2
Общие признаки государства…………………………………………....
Причины возникновения государства…………………………………..4
Исторические рубежи в развитии государства………………………....5
Конституция…………………….………………………………………...5
2.Правовое социальное государство……………………………………...6
Понятие правового государства…………………………………………6
Гражданское общество..……………….…………………………………7
Отличительные черты правового государства…….……………………7
Социальное государство……………………………….…………………8
Соотношение социального и правового принципов…………………...8
Тенденции развития государства………………………………………...9
3. Устройство современного государства.................................................10
Формы правления………………………………………………..……….10
Парламентская республика………………………………………………10
Президентская республика…………………………………………….…11
Полупрезидентская республика………………………………………… 11
Референдум………………………………………………………………..12
Территориальное устройство. Унитарное государство……………….. 1
Литература…………………..……………………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 43.18 Кб (Скачать документ)

    Правовое государство формировалось постепенно на базе соответствующих идей и элементов государственности, некоторые из которых появились еще в глубокой древности. Различные теории правового государства базируются на концепции гражданского общества.    

Гражданское общество  

    Термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами  часть общества, т.е. все то, до чего «не доходят руки» государства. В узком – гражданское общество, представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Гражданское общество формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращение из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

    Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а так же не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д.

В гражданском  обществе в отличие от государственных  структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи  – отношения конкуренции и  солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. 

Отличительные черты правового  государства 

    Обобщая опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно выделить их следующие общие признаки:

  1. наличие развитого гражданского общества;
  2. ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;
  3. мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие;
  4. правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства;
  5. всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти;
  6. суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета;
  7. разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства;
  8. приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения;
  9. свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не создает абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается так, где нарушается свобода других.
 

Социальное  государство  

    Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное или иное социальное неравенство, помогает слабым  и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благополучной для человека жизненной среды. Социальные государства возникли примерно в 60-х гг. XX в. Их необходимой материальной предпосылкой явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся.

    Деятельность современного социального государства многогранна. Это перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости  и охраны прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д. 
 

Соотношение социального и правового принципов

 

    Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества – стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия. Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида: первый – физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии, второй – социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Противоречия же между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим,  хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождать массовое социальное иждивенчество. 

    В наши дни демократические государства стремятся найти меру оптимального сочетания правового и социального принципов. При этом консерваторы обычно делают большой акцент на правовом, а социал-демократы и близкие к ним либералы – на социальном принципе. 

Тенденции развития государства 

     Некоторые политологи считают,  что современные демократические  государства вступают в новую,  экологическую стадию. Для нее характерно выдвижение на первый план проблемы обеспечения экологической безопасности и экологических (экзистенциальных) прав личности, выживания всего человечества.

     В развитии современных государств наблюдаются две тенденции. Первая из них – деэтатистская – состоит  в активизации гражданского общества, его контроля над государством. Вторая тенденция – этатистская – проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного инструмента общества. Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налогов, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует развитие производства, устраняет диспропорции в народном хозяйстве. Все более важное место в его деятельности занимают разработка стратегий и планирование общественного развития.

     В государственной деятельности  заметно сокращается применение  принуждения. Оно все реже используется  для решения крупных общественных  проблем, уступая место кооперации  различных социальных сил. Хотя  и остается важным средством в борьбе с нарушителями закона, криминальными и экстремистскими элементами.

     Еще более велика роль государства  в переходные этапы общественного  развития, как это имеет место  в России и других постсоциалистических  странах. Здесь государство выступает  главным орудием реформирования  общества, поддержания стабильности  и порядка. При этом оно само  подвергается глубоким изменениям, приобретает новые формы организации. 
 

3.Устройство  современного государства 

Формы правления  

     Строение государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.

    Существует несколько разновидностей  монархической формы правления:  абсолютная монархия (Саудовская  Аравия, Катар, Оман) – всевластие  главы государства; конституционная  монархия – государство, в  котором полномочия монарха ограничены  конституцией. Конституционная монархия  делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной, и парламентскую, здесь монарх хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет так же право вето на решения парламента, которым практически на пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий – парламентские монархии. Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту.

     Монархия была господствующей  формой правления на протяжении  тысячелетий. В специфической  форме она сохраняется и сегодня  почти в трети стран мира (например, в Великобритании, Швеции, Дании,  Испании). 

Парламентская республика 

     Второй основной формой правления  является республика. Источником власти в ней является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская.

     Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность пред парламентом. Он осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; вотирует (утверждает) государственный бюджет; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия; критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.

     Правительство обладает исполнительной  властью, а нередко и законодательной  инициативой, а так же правом  ходатайства перед президентом  о роспуске парламента. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально не является главой государства, реально он – первое лицо в политической иерархии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом. 

Президентская республика 

     Отличительный признак президентской  республики состоит в том, что в ней президент выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается прямо народом. Он сам (в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

     В президентской республике правительство  отличается стабильностью. В ней  существуют жесткое разделение  законодательной и исполнительной  ветвей власти, их значительная  самостоятельность. Парламент не  может вынести правительству  вотум недоверия, президент же  не вправе распустить парламент.

     Отношения между парламентом  и президентом основываются на  системе сдержек, противовесов  и взаимозависимости. Парламент  может ограничивать действия  президента с помощью законов  и через утверждение бюджета.  Президент же обычно обладает  правом отлагательного вето на  решения парламента. Чтобы нормально  выполнять свои обязанности, и  парламент, и президент вынуждены  сотрудничать, находить общий язык, даже если оба эти института  контролируются различными партиями.

     Президентская республика не  получила распространения в Западной  Европе. В странах же с длительными  авторитарными традициями (Латинская  Америка, Азия и Африка, а так  же бывший СССР), эта форма правления  нередко вырождается в «суперпрезидентскую  республику». 

Полупрезидентская республика 

     Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская, или смешанная, республика. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.  Ее главная характерная черта – двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.

     Классическим образцом полупрезидентской  республики является Франция.  В ней президент и парламент избираются независимо друг от друга. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения парламента. А так же правом единоличного введения чрезвычайного положения, но в период действия такового он утрачивает право распустить парламент.

Информация о работе Государство как политический институт