Государство как политический институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:23, реферат

Описание

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории.

Содержание

1.Сущность государства…………………………………………………...2
Общие признаки государства…………………………………………....
Причины возникновения государства…………………………………..4
Исторические рубежи в развитии государства………………………....5
Конституция…………………….………………………………………...5
2.Правовое социальное государство……………………………………...6
Понятие правового государства…………………………………………6
Гражданское общество..……………….…………………………………7
Отличительные черты правового государства…….……………………7
Социальное государство……………………………….…………………8
Соотношение социального и правового принципов…………………...8
Тенденции развития государства………………………………………...9
3. Устройство современного государства.................................................10
Формы правления………………………………………………..……….10
Парламентская республика………………………………………………10
Президентская республика…………………………………………….…11
Полупрезидентская республика………………………………………… 11
Референдум………………………………………………………………..12
Территориальное устройство. Унитарное государство……………….. 1
Литература…………………..……………………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 43.18 Кб (Скачать документ)

     Президент без согласования с  парламентом, но, учитывая  расклад  в нем политических сил, назначает   главу правительства, вместе с  которым они формируют кабинет  министров. Глава государства  председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а так же с помощью вынесения ему вотума недоверия. 

Референдум  

     Одним  из механизмов правления является референдум. Он предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами. Референдум используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира, особенно на местном уровне.

     В разных станах имеются существенные расхождения в области права инициирования референдума. В одних государствах (Великобритания, Швеция, Норвегия и др.) инициаторами его являются лишь парламент и правительство, в других (например, Франция) – и президент, в третьих (Швейцария, Австрия, Италия) – непосредственно народ. В Швейцарии граждане могут добиться проведения референдума по тому или иному закону, собрав 50 тыс. подписей. Для того чтобы референдум состоялся, вовсе не обязательно участие в нем большинства населения. Всенародные голосования используются не только для принятия законов, но и для их отмены. В ряде стран (Франция, Австралия и др.) они обязательны для принятия конституционных поправок.

     Хотя проведение референдумов, особенно  в масштабах всей страны, - дело  достаточно сложное и дорогостоящее,  с их помощью народ способен  непосредственно выразить свою  волю, стать творцом законов, проявить  инициативу. Кроме того, возможность проведения всенародного голосования заставляет государственные органы и правительство больше ориентироваться на мнение народа. Опыт многих стран показывает, что наиболее эффективно использование референдумов на региональном уровне, где агитационные и мобилизационные компании не требуют больших финансовых затрат и поддержки со стороны крупных организаций и где люди лучше разбираются в сути решаемых вопросов. 

Территориальное устройство. Унитарное  государство 

     Различают две основные формы  территориального устройства государства:  унитарную и федеративную. Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм.

     Унитарные государства бывают  централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. В централизованных же унитарных государствах, крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают, переданные им в ведение центральными органами, вопросы, как правило, в области образования, коммунального хозяйства, органы общественного порядка и т.п. Однако, в отличие от субъектов федерации, в области налогообложения их компетенции сильно ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра.

     Федерация – это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство.

     Федеральный принцип государственного  устройства призван обеспечить  свободное объединение и равноправное  взаимодействие общностей; создать  оптимальные возможности для  выражения региональных и других  интересов меньшинств, для постепенной  подготовка оппозиции к выполнению  общесоюзных правительственных  функций; приблизить власть и  управление к гражданам.

     Члены федерации – соучастники  общегосударственного суверенитета  – фактически не обладают индивидуальным  суверенитетом и правом одностороннего  выхода из союзного государства.

     Конфедерация – постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов. Чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы.

     Формы территориального устройства  и формы правления влияют на  строение законодательной и исполнительной  властей государства. Не менее  важную значимость для нормального  функционирования всего государственного  механизма имеет судебная власть. Независимое правосудие призвано  контролировать соблюдение конституции  и законов всеми государственными и общественными учреждениями и гражданами, разрешать возникающие между ними споры, обеспечивать стабильность государственного и общественного строя.

 

Литература 

Базовая 

В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. М.1995, 2005. 

Дополнительная 

Политология. Юнита 2. «Теории власти и политической системы». Для студентов СГУ  М. 1999

Информация о работе Государство как политический институт