Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 05:28, контрольная работа
Цель данной работы – всестороннее рассмотрение гражданской правоспособности. Поставленная цель работы требует решения следующих задач:
• Изучить понятие и содержание правоспособности в гражданском праве;
• Рассмотреть правоспособность граждан (физических лиц);
• Охарактеризовать правоспособность физических лиц;
• Определить гражданскую правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства;
• Проанализировать правоспособность юридического лица;
• Рассмотреть гражданскую правоспособность государства и государственных (муниципальных) образований.
Задача: Вовлечение несовершеннолетних взрослыми лицами в совершение преступления.
Введение
Общественные
отношения, урегулированные нормами гражданского
права, существуют, прежде всего, между
людьми. В отношения могут вступать как
отдельные граждане, так и коллективные
образования, обладающие предусмотренными
законом признаками. К числу таких образований
относятся организации, именуемые юридическими
лицами, а также особые субъекты гражданского
права — государства, национально-государственные
и административно-
Поскольку правовое регулирование предполагает наличие определенных качеств у субъектов той или иной отрасли права, в теории права выработалась такая категория, как правосубъектность. Правосубъектность определяет, какими качествами должны обладать субъекты правового регулирования для того, чтобы иметь права и нести обязанности в соответствующей отрасли права.
Представления о гражданской правосубъектности связываются с наличием у лиц таких качеств, как правоспособность и дееспособность.
Правоспособность — означает способность иметь гражданские права и нести обязанности.
Цель данной курсовой работы – всестороннее рассмотрение гражданской правоспособности. Поставленная цель работы требует решения следующих задач:
Научной, теоретической основой данной работы явились труды следующих ученых: М.М. Агаркова, С.Н. Братуся, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого и др.
3. ГРАЖДАНСКАЯ
ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННЫХ
3.1. Общие положения о правосубъектности государства и других публично-правовых образований
Наряду
с физическими и юридическими
лицами участниками отношений, регулируемых
гражданским правом, являются государство
и другие публично-правовые образования.
Для решения стоящих перед
ними публичных, общенациональных или
иных общественных (региональных, местных)
задач они во многих случаях нуждаются
в участии в имущественных
отношениях. При этом должны быть учтены
особенности статуса таких
К числу
публично-правовых образований, участвующих
в гражданских правоотношениях,
относятся, во-первых, государство и,
во-вторых, муниципальные образования.
Особенности отечественного государственного
и социально-экономического устройства
имеют следствием то положение, что
государство не выступает в качестве
единого субъекта гражданских правоотношений,
а, напротив, характеризуется
Что касается городских и сельских поселений и других муниципальных образований, то в них осуществляются функции местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ), в связи с чем они не могут считаться государственными образованиями. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Несомненно, однако, что они обладают известными властными полномочиями, т. е. функциями публичной власти, которыми их наделяет закон (ст. 132 Конституции РФ). Поэтому как муниципальные, так и государственные образования охватываются общим понятием публично-правовых образований.
Особенности
правового положения всякого
государства обусловлены
Поэтому
государство и другие публично-правовые
образования в гражданско-
В рамках
публично-правовых отношении государство
выступает как носитель публичной
власти. В отношениях, регулируемых
частным правом, государство не обладает
властными полномочиями. Здесь оно
подчинено общим принципам
Как субъект гражданского права, государство, в лице Российской Федерации, обладает правоспособностью. Однако правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности различных юридических или физических лиц. В чем-то она шире, в чем-то - уже. Ряд возможностей может принадлежать только государству, например, приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги, выступать в качестве организаторов лотерей, тотализаторов. Выделена также особая: сфера отношений, в которые исходя из природы, могут вступать и другие субъекты гражданского права, однако это им прямо запрещено. Такая сфера обычно называется государственной монополией, (установлена монополия на экспорт и импорт некоторых видов товаров). В то же время, государство, в лице Российской Федерации, не может быть носителем таких прав, как право на имя, право завещательного распоряжения имуществом, и др. Однако это только количественные различия в правоспособности, но есть и качественные.
Государство
участвует в гражданском
Как это имеет место и в отношении юридических лиц, гражданская дееспособность Российской Федерации, субъекте РФ, муниципальных образований осуществляется через их органы. Так, в ст. 125 ГК закреплено: «от имени Российское Федерации и субъектов российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов»1. Круг таких органов, а также их полномочия определяются каждым из субъектов.
От имени
государства в гражданском
В случаях и в порядке предусмотренном законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица -государственные органы, органы местного самоуправление, юридические и физические лица (п. 3 ст. 125 ГК РФ). Например, интересы государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых закреплена в федеральной собственности, могут представлять физические лица, заключившие соответствующие договоры на представление этих интересов.
Таким образом, российское законодательство исходит из плюралистической модели участия государства в гражданском обороте, когда его представляют несколько различных органов, причем порядок взаимодействия между этими органами и даже некое подобие их иерархичности отсутствует. Между тем многие правовые системы исходят из монистической модели участия государства в гражданское обороте, когда основным и главным участником гражданско-правовых отношений становится казна (фиск).
Необходимо учитывать, что государственные органы, вступающие в гражданский оборот действуют не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства. Вполне возможно, что государство будет представлено органом, который является одновременно и юридическим лицом. Однако это последнее качество не имеет значения для данных отношений, поскольку такой орган представляет государство в целом и обязывает именно его.
Квалифицирующим
признаком участия государства
не может быть действие такого государственного
органа, который не является юридическим
лицом. Сейчас практически все
В случае
непосредственного участия
Правосубъектность государственных муниципальных образований так же имеет свои особенности. Как было заменено раньше субъекты Российской Федерации и муниципальные образования также являются субъектами гражданского права и приравнены к государству. Государство участвует в гражданском обороте не как расчлененное целое, а как совокупность субъектов разных уровней. Все эти субъекты независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданско-правовых отношений. Они отвечают по своим обязательствам принадлежащие им на праве собственности имуществом, кроме того имущества, которое закреплено за юридическими лицами или может находится только в государственной или муниципальной собственности (п. 1,ст. 126 ГК РФ). Любой из этих субъектов не отвечает по обязательствам другого (пп..4 и 5 ст. 126 ГК РФ), если иное не вытекает из закона или договора поручительства.
Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальным образованием понимается - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорий, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет, и выборные органы местного самоуправления.
Муниципальные образования создаются по модели государственных, однако в отличии от последних органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ, п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»)1. По сути, муниципальное образование выступает в качестве особого рода корпорации, членами которой является все жители. Подобный вывод подтверждается, в частности, тем, что права собственника могут осуществляться от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования. Население, таким образом, выступает в качестве органа муниципального образования. И все-таки близость муниципальных образований к государственным по принципам их организации и деятельности позволяет рассматривать их совместно.
Информация о работе Государство как субъект гражданского права