Государство как субъект гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 05:28, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – всестороннее рассмотрение гражданской правоспособности. Поставленная цель работы требует решения следующих задач:
• Изучить понятие и содержание правоспособности в гражданском праве;
• Рассмотреть правоспособность граждан (физических лиц);
• Охарактеризовать правоспособность физических лиц;
• Определить гражданскую правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства;
• Проанализировать правоспособность юридического лица;
• Рассмотреть гражданскую правоспособность государства и государственных (муниципальных) образований.
Задача: Вовлечение несовершеннолетних взрослыми лицами в совершение преступления.

Работа состоит из  1 файл

готово.docx

— 62.48 Кб (Скачать документ)

Введение

 

  Общественные отношения, урегулированные нормами гражданского права, существуют, прежде всего, между людьми. В отношения могут вступать как отдельные граждане, так и коллективные образования, обладающие предусмотренными законом признаками. К числу таких образований относятся организации, именуемые юридическими лицами, а также особые субъекты гражданского права — государства, национально-государственные и административно-территориальные образования. Наряду с термином «юридические лица» закон использует термин «физические лица», которым охватываются не только граждане России, но также иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды). Гражданские правоотношения могут возникать между всеми субъектами гражданского права в любом их сочетании.

Поскольку правовое регулирование предполагает наличие определенных качеств у субъектов той или иной отрасли права, в теории права выработалась такая категория, как правосубъектность. Правосубъектность определяет, какими качествами должны обладать субъекты правового регулирования для того, чтобы иметь права и нести обязанности в соответствующей отрасли права.

Представления о гражданской правосубъектности связываются с наличием у лиц таких качеств, как правоспособность и дееспособность.

Правоспособность — означает способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Цель  данной курсовой работы – всестороннее рассмотрение гражданской правоспособности. Поставленная цель работы требует решения  следующих задач:

  • Изучить понятие и содержание правоспособности в гражданском праве;
  • Рассмотреть правоспособность граждан (физических лиц);
  • Охарактеризовать  правоспособность физических лиц;
  • Определить гражданскую правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • Проанализировать правоспособность юридического лица;
  • Рассмотреть гражданскую правоспособность государства и государственных (муниципальных) образований.

Научной, теоретической основой  данной работы явились труды следующих  ученых: М.М. Агаркова, С.Н. Братуся, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ГРАЖДАНСКАЯ  ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ГОСУДАРСТВА  И ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ  ОБРАЗОВАНИЙ

 

3.1. Общие положения о правосубъектности государства и других публично-правовых образований

 

Наряду  с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются государство  и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед  ними публичных, общенациональных или  иных общественных (региональных, местных) задач они во многих случаях нуждаются  в участии в имущественных  отношениях. При этом должны быть учтены особенности статуса таких образований, обладающих публичной властью, а  в ряде случаев являющихся политическими  суверенами, которые сами определяют правопорядок, в том числе случаи и пределы собственного участия  в гражданских правоотношениях. С другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы участников имущественного оборота как юридически равных собственников (или иных законных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а  не в публично-правовых отношениях друг с другом. Этими обстоятельствами и определяются особенности участия  публично-правовых образований в  гражданском (имущественном) обороте.

К числу  публично-правовых образований, участвующих  в гражданских правоотношениях, относятся, во-первых, государство и, во-вторых, муниципальные образования. Особенности отечественного государственного и социально-экономического устройства имеют следствием то положение, что  государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а, напротив, характеризуется множественностью субъектов. К их числу относятся как Российская Федерация (федеральное государство) в целом, так и ее отдельные субъекты — республики, края, области, города федерального подчинения, автономная область, автономные округа (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ)1, являющиеся государственными образованиями.

Что касается городских и сельских поселений  и других муниципальных образований, то в них осуществляются функции  местного самоуправления (ст. 131 Конституции  РФ), в связи с чем они не могут считаться государственными образованиями. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Несомненно, однако, что они обладают известными властными полномочиями, т. е. функциями  публичной власти, которыми их наделяет закон (ст. 132 Конституции РФ). Поэтому  как муниципальные, так и государственные  образования охватываются общим  понятием публично-правовых образований.

Особенности правового положения всякого  государства обусловлены наличием у него политической власти и государственного суверенитета, в силу которых оно  само регулирует различные, в том  числе имущественные, отношения, устанавливая в качестве общеобязательных как  правила поведения для всех участников, так и порядок разбирательства  их возможных споров. При этом оно  само определяет и собственную гражданскую  правосубъектность, ее содержание и  пределы. Вместе с тем, участвуя в  имущественных (частноправовых) отношениях, государство должно соблюдать установленные  им же правила, обусловленные самой  природой регулируемых отношений. Оно  не может использовать свои властные прерогативы для того, чтобы произвольно  менять в своих интересах гражданско-правовые нормы или навязывать контрагентам свою волю в конкретных правоотношениях, иначе рыночный (имущественный) оборот не сможет нормально функционировать, а необходимая ему частноправовая форма будет разрушена.

Поэтому государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах  с иными их участниками — гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. .124 ГК РФ)1. Это означает, что они не вправе использовать здесь никакие свои властные полномочия по отношению к другим участникам (контрагентам). За нарушение гражданских прав или неисполнение обязанностей к публично-правовым образованиям в судебном порядке могут быть применены обычные меры имущественной ответственности, ибо во «внутренних» (внутригосудар-ственных) гражданских правоотношениях публично-правовые образования лишены судебного иммунитета (т. е. возможности привлечения к суду только с их согласия).

В рамках публично-правовых отношении государство  выступает как носитель публичной  власти. В отношениях, регулируемых частным правом, государство не обладает властными полномочиями. Здесь оно  подчинено общим принципам гражданского права. И, тем не менее, властная (публично-правовая) сущность государства дает о себе знать и в гражданском праве. Она выражается в особом характере  государства как субъекта гражданского права, поскольку оно не признается юридическим лицом. Следуя этой трактовке, необходимо пояснять, в чем состоит  особенность государства как  субъекта гражданского права. Однако как  говорилось выше законодатель распространяет на государства нормы, которые определяют участие юридических лиц в гражданских правоотношениях.   Таким   образом,   государство   приравнено   к юридическому лицу, но не названо им.

 Как субъект гражданского права, государство, в лице Российской Федерации, обладает правоспособностью. Однако правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности различных юридических или физических лиц. В чем-то она шире, в чем-то - уже. Ряд возможностей может принадлежать только государству, например, приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги, выступать в качестве организаторов лотерей, тотализаторов. Выделена также особая: сфера отношений, в которые исходя из природы, могут вступать и другие субъекты гражданского права, однако это им прямо запрещено. Такая сфера обычно называется государственной монополией, (установлена монополия на экспорт и импорт некоторых видов товаров). В то же время, государство, в лице Российской Федерации, не может быть носителем таких прав, как право на имя, право завещательного распоряжения имуществом, и др. Однако это только количественные различия в правоспособности, но есть и качественные.

Государство участвует в гражданском обороте  не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Эти  цели определяют и сущность правоспособности государства. Она не может быть общей, т.к. природа государства не позволяет  ему приобретать ряд прав и  возлагать на себя некоторые обязанности. Однако она не может считаться  и специальной, ограниченно лишь теми возможностями, которые прямо  перечислены в законе. Ведь государство, принимая законы, само может установить более широкий объем правоспособности. Главную преграду такому расширению образует гражданское общество, которое  вводит государство в определенные рамки, указывая на цели, достижению которых  оно должно служить. Поэтому правоспособность государства можно назвать целевой - она вытекает из той функции  носителя публичной власти, которую  в интересах всего общества выполняет  государство. Деятельность государства  ограничена рамками Конституции  РФ, где указывается обязанность  государства — «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина».1 Ряд обязанностей государства, касающихся его участия в гражданском обороте, вытекают и из других норм Конституции РФ. Государство не может, к примеру,  наживаться на своих гражданах, неосновательно освобождать себя от ответственности, ущемлять интересы граждан и т.д.

Как это  имеет место и в отношении  юридических лиц, гражданская дееспособность Российской Федерации, субъекте РФ, муниципальных  образований осуществляется через  их органы. Так, в ст. 125 ГК закреплено: «от имени Российское Федерации и субъектов российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов»1. Круг таких органов, а также их полномочия определяются каждым из субъектов.

От имени  государства в гражданском обороте  могут выступать как представительные, так и исполнительные органы российской Федерации -Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство   финансов   РФ,   Федеральное   казначейство   РФ, Мингосимущество РФ и др., а также соответствующие им органы государственных муниципальных образований. Особое место среди всей системы органов российской Федерации занимает Правительство РФ. Отражая это, действующее законодательство в ряде случаев отождествляет его с государством как таковым. Так, Лесным кодексом стороной в договоре концессии признается правительство или уполномоченный им федеральный орган. Отождествление государства     с его органом выражено и в законе РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», в котором таким долгом признаются «обязательства Правительства РФ».2

В случаях  и в порядке предусмотренном  законодательством, от имени государства  по его специальному поручению могут  выступать любые лица -государственные органы, органы местного самоуправление, юридические и физические лица (п. 3 ст. 125 ГК РФ). Например, интересы государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых закреплена в федеральной собственности, могут представлять физические лица, заключившие соответствующие договоры на представление этих интересов.

Таким  образом,  российское   законодательство   исходит  из плюралистической модели участия государства в  гражданском обороте, когда его представляют несколько различных органов, причем порядок взаимодействия между этими органами и даже некое подобие их иерархичности отсутствует. Между тем многие правовые системы исходят из монистической модели участия государства в гражданское обороте, когда основным и главным участником гражданско-правовых отношений становится казна (фиск).

Необходимо  учитывать, что государственные органы, вступающие в гражданский оборот действуют не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства. Вполне возможно, что государство будет представлено органом, который является одновременно и юридическим лицом. Однако это последнее качество не имеет значения для данных отношений, поскольку такой орган представляет государство в целом и обязывает именно его.

Квалифицирующим признаком участия государства  не может быть действие такого государственного органа, который не является юридическим  лицом. Сейчас практически все государственные  органы, которые участвуют в гражданском  обороте от имени государства, признаны юридическими лицами. Здесь главное  не формальный критерии наличия или  отсутствия прав юридического лица, а  направленность действий государственного органа которые должны быть совершены от имени государства в пределах компетенции такого органа.

В случае непосредственного участия государства  в гражданском обороте мы имеем  специфические отношения представительства  в силу закона, к которым должна применяться глава 10 Гражданского кодекса. При любых обстоятельствах государство  может считаться участвующим  в гражданском  обороте  непосредственно  лишь  тогда,   когда  в законодательстве содержится полномочие какого-либо органа государства совершить действие от имени государства, тем самым связав его1.

Правосубъектность государственных  муниципальных образований так же имеет свои особенности. Как было заменено раньше субъекты Российской Федерации и муниципальные образования также являются субъектами гражданского права и приравнены к государству. Государство участвует в гражданском обороте не как расчлененное целое, а как совокупность субъектов разных уровней. Все эти субъекты независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданско-правовых отношений. Они отвечают по своим обязательствам принадлежащие им на праве собственности имуществом, кроме того имущества, которое закреплено за юридическими лицами или может находится только в государственной или муниципальной собственности (п. 1,ст. 126 ГК РФ). Любой из этих субъектов не отвечает по обязательствам другого (пп..4 и 5 ст. 126 ГК РФ), если иное не вытекает из закона или договора поручительства.

Особыми участниками гражданского оборота   выступают муниципальные  образования.  Под муниципальным  образованием понимается - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорий, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная  законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется  муниципальная собственность, местный  бюджет, и выборные органы местного самоуправления.

Муниципальные образования создаются по модели государственных, однако в отличии от последних органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ, п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»)1. По сути, муниципальное образование выступает в качестве особого рода корпорации, членами которой является все жители. Подобный вывод подтверждается, в частности, тем, что права собственника могут осуществляться от имени населения   муниципального    образования   органами   местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования. Население, таким образом, выступает в качестве органа муниципального образования. И все-таки близость муниципальных образований к государственным по принципам их организации и деятельности позволяет рассматривать их совместно.

Информация о работе Государство как субъект гражданского права