Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное развитие личности, реализацию права на охрану здоровья. Воплощение в жизнь данных конституционных норм – основная обязанность государства. Однако без деятельного участия самих граждан, институтов гражданского общества и специалистов, работающих в различных областях социальной защиты и правоохранительной деятельности невозможно реализовать эти конституционные положения.

Содержание

Введение
1 Понятие гражданской правосубъектности
1.1 Правоспособность граждан и ее содержание
1. Правоспособность и дееспособность граждан
1.3 Дееспособность гражданина.Эмансипация.
1.5 Дееспособность малолетних и несовершеннолетних
1.6 Правоспособность иностранных граждан
1.7 Основания ограничения дееспособности гражданина
1.8 Признание гражданина недееспособным
1.9 Патронаж над дееспособными гражданами
1.10 Опека и попечительство
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

диплом первоначальный.doc

— 375.00 Кб (Скачать документ)

По общему правилу из бюджета России уплачиваются некоторые издержки, связанные с рассмотрением дела (расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ст. 94 ГПК РФ)[27].

Для вступления в отношения с российским государственным органом иностранцу вовсе не обязательно находиться в России. Например, документ может быть направлен в РФ по почте, наконец, иностранный гражданин вправе самостоятельно явиться в российское заграничное представительство. Общая правоспособность есть не просто гарантия участия человека в конкретных правоотношениях, но и гарантия его участия в абстрактных правоотношениях. Иными словами, именно наличие общей правоспособности, которая наступает с момента рождения, делает ребенка-иностранца субъектом российского права. В будущем он сможет воспользоваться своими правами, увеличить их количество или отказаться от их реализации. Но такой отказ вовсе не должен свидетельствовать об отсутствии прав. Он может говорить лишь об определенной степени правовой активности субъекта. Поэтому следует признать, что общая правоспособность иностранных граждан наступает с момента рождения, но ее объем крайне незначителен[28].

Фактически единственным правом, предоставляемым российским законодательством иностранным гражданам в рамках их общей административной правоспособности, является право на обращение в российские органы государственной власти, прежде всего для получения разрешения на въезд. Если возможность обращения в органы государственной власти России по любому вопросу обусловливается отсутствием соответствующего запрета в законодательстве и общими демократическими принципами функционирования российского государства, то разрешение на въезд есть необходимое основание возникновения у иностранца иных прав, а значит, для появления у него полной административной правоспособности.

В законодательстве закреплены правовые основания расширения объема прав иностранцев. Полная административная правоспособность иностранца невозможна без наличия у него действительного удостоверения личности, выданного органом государства его гражданства, а также полученной от компетентного российского органа государственной власти въездной визы.

Исключением являются иностранцы, правоспособность которых возникает после приобретения в РФ статуса беженца. В этом случае иностранец приобретает полную административную правоспособность в силу одностороннего решения российского компетентного органа государственной власти. Более того, законность выезда из государства, гражданином которого является беженец, не является основанием для приобретения им в России полной административной правоспособности. Беженцем иностранный гражданин может стать и вопреки желанию государства его гражданства.

Статус беженца обеспечивает человеку правовую защиту РФ. Необходимость этой защиты обусловлена, в свою очередь, обоснованными опасениями иностранца стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Россия в таком случае восполняет защиту, которую не смогло или не захотело обеспечить государство, гражданином которого иностранец является. Другим исключением из общего правила является въезд иностранного гражданина в безвизовом порядке. Чаще всего визы отменяются дружественными государствами на взаимной основе с целью активизации межгосударственных связей (на уровне отдельных граждан и организаций). В этом случае виза как индивидуальный разрешительный документ подменяется общим актом, упраздняющим визовый режим. Этот акт и будет единым для всех иностранцев, имеющих гражданство данного государства, разрешительным документом, предоставляющим право въезда на российскую территорию.

То есть Россия заранее приглашает их въехать в свои пределы. Чаще всего безвизовый режим вводится на основании межгосударственного соглашения, но он может быть введен и в одностороннем порядке заинтересованным в привлечении иностранцев государством. Следовательно, значительную часть публичных прав иностранец приобретает после прибытия в Российскую Федерацию.

Автору хотелось бы отметить, что полная административная правоспособность иностранных граждан не одинакова. Ее объем зависит от цели и обстоятельств посещения Российского государства. В ст. 25.1 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» буквально указано: «В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в РФ и цели его пребывания в РФ иностранному гражданину выдается виза».

С другой стороны, независимо от вида визы иностранцы сохраняют возможность реализовать ряд прав, предоставленных им российским законодательством (обращаться в органы государственной власти, право на защиту и прочие), а также исполнить определенный набор юридических обязанностей (получить установленные законодательством документы, исполнять нормы российского законодательства, повиноваться законным требованиям должностных лиц российских органов власти и другие обязанности). В связи с этим необходимо выделять полную и специальную административную правоспособность лиц, не имеющих российского гражданства. Последняя как раз и будет определяться целью посещения РФ, а основанием ее возникновения будет выданная компетентным органом виза. Тем самым законодатель подчеркивает временность правовой связи между не гражданином и Российским государством, а значит, сохраняет за собой возможность досрочного ее прекращения. В принципе это может произойти и в случае достижения иностранным гражданином цели, которую он заявил, испрашивая разрешение на въезд. Зависимость специальной административной правоспособности иностранцев от визы имеет и практическое выражение. Часто цель фактического посещения страны не совпадает с зафиксированной в визе целью. Многие иностранцы при получении визы сообщают цель, которая не соответствует предполагаемой деятельности.

Например, граждане ФРГ пересекали российскую границу по туристической визе, но занимались в России научной деятельностью (сбор материалов для научной работы), которая предполагала посещение архивов, библиотек, иных организаций и учреждений; французские граждане осуществляли учебную деятельность (организованно изучали русский язык, проходили неоплачиваемую практику на российских предприятиях), прибыв в страну по обыкновенной частной визе. Такие казусы окончились для них положительно, реализовав действительную цель своего посещения страны, они без осложнений покинули ее территорию и вернулись домой, но это могло закончиться и принудительной высылкой (депортацией).

Автор полагает, что такое положение можно объяснить и недостаточной эффектностью административного надзора в миграционной сфере. Государство ввело градацию административной правоспособности иностранцев в зависимости от предполагаемой их деятельности на своей территории для того, чтобы поставить ее под надзор. Оно желает своевременно получать информацию не только о числе, но и о занятиях лиц, не являющихся российскими гражданами. Это позволит России более эффективно регулировать миграционные процессы, решать вопросы о защите своих граждан (обеспечения их прав на занятость, жилье и других прав)[29].

Таким образом, иностранные граждане, лица без гражданства имеют право обращаться в суды в РФ для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями. Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций[30].

 

1.7 Основания ограничения дееспособности гражданина

 

Злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами, являющееся основанием для ограничения дееспособности гражданина, представляет собой такое чрезмерное или систематическое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет за собой непосильные расходы денежных средств на их приобретение, чем вызывает материальные затруднения и ставит семью в тяжелое положение.

Наличие у других членов семьи заработка или иных доходов само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении просьбы заявителя, если семья не получает от лица, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами, необходимой материальной поддержки либо вынуждена содержать его полностью или частично. При этом необходимо учитывать, что закон не ставит возможность ограничения дееспособности гражданина в зависимость от признания его хроническим алкоголиком или наркоманом. Основанием ограничения дееспособности гражданина является наличие сложного юридического состава: злоупотребление гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами и тяжелое в связи с этим материальное положение семьи. Для ограничения дееспособности необходимы оба перечисленных условия, а также наличие между ними причинной связи. Тяжелое материальное положение, в котором оказалась семья гражданина, вызванное иной причиной, не является основанием для ограничения его дееспособности. С другой стороны, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления об ограничении дееспособности наличие заработка и иных доходов у других членов семьи, поскольку, ограничивая дееспособность гражданина, закон защищает не только интересы семьи, но и имущественные интересы и здоровье самого гражданина.

Порядок ограничения дееспособности регулируется ГПК РФ и довольно сходен с порядком признания гражданина недееспособным. Эта категория дел рассматривается с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства. Необходимо также участие в судебном заседании самого гражданина, об ограничении дееспособности которого решается вопрос.

Дело об ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами возбуждается на основании заявления членов семьи, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения. В заявлении должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о том, что гражданин, злоупотребляющий спиртными напитками (наркотическими средствами), ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

Ограниченному в дееспособности лицу назначается попечитель. Объем дееспособности таких граждан значительно сужен. Они вправе самостоятельно совершать только мелкие бытовые сделки. Сделки по распоряжению имуществом, отчуждать его на возмездной и безвозмездной основе, обменивать, а также получать заработную плату, пенсию, авторский гонорар, иные доходы и распоряжаться этими средствами ограниченно дееспособные могут только с согласия попечителя.

Вместе с тем ограничение дееспособности не освобождает этих лиц от самостоятельной имущественной ответственности по обязательствам, вытекающим из договоров, и за причинение вреда. Таким образом, под ограничением дееспособности следует понимать лишение судом гражданина права производить без согласия попечителя следующие действия: продавать, дарить, завещать, обменивать, покупать имущество, а также совершать и другие сделки по распоряжению имуществом, за исключением мелких бытовых сделок.

В случае если основания для ограничения дееспособности отпали, суд на основании заявления самого гражданина, его представителя, члена семьи, попечителя, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения принимает решение об отмене ограничения гражданина в дееспособности, на основании которого отменяется установленное над ним попечительство. К числу членов семьи гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическим средствами, относятся: супруг, совершеннолетние дети, родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, которые проживают с ним совместно и ведут общее хозяйство.[31]

На сделки по распоряжению имуществом, совершенные гражданином, ограниченным в дееспособности, если таковые совершены без согласия попечителя, распространяются правила ст. 176 ГК РФ: такая сделка может быть признана судом недействительной по иску попечителя. Каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре, а при невозможности возвратить в натуре – возместить его стоимость в деньгах. Кроме того, дееспособная сторона обязана возместить другой стороне понесенный ею реальный ущерб, если дееспособная сторона знала или должна была знать об ограниченной дееспособности другой стороны.

Перечисленные выше правила не распространяются лишь на мелкие бытовые сделки, которые гражданин, ограниченный в дееспособности, имеет право совершать самостоятельно.

По решению суда отмена ограничения дееспособности гражданина возможна также в случаях, когда его семья распалась и соответственно отпала обязанность этого лица предоставлять средства на ее содержание, например в случае смерти, развода, разделения семьи.

Таким образом, ограничение гражданина в дееспособности возможно исключительно по решению суда и направлено на обеспечение интересов не только лица, но и членов его семьи.

 

1.8 Признание гражданина недееспособным

 

Дееспособность гражданина зависит не только от его возраста, но и от состояния психики. Признать гражданина недееспособным может только суд. Основанием такого признания является не всякое психическое расстройство, а такое, при котором гражданин не может понимать значения своих действий или руководить ими[32].

Дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного проживания с ним, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения. В заявлении должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие чего он не может понимать значение своих действий или руководить ими (п. 2 ст. 282 ГК РФ).

Судья в порядке подготовки дела к судебному разбирательству при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. При явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу.

Заявление о признании гражданина недееспособным рассматривается судом с участием гражданина, в отношении которого возбуждено дело, если это возможно по состоянию его здоровья, а также с участием заявителя, прокурора, представителя органа опеки и попечительства.

Решение суда о признании гражданина недееспособным является основанием для назначения ему опекуна органом опеки и попечительства. Опекун является его законным представителем, защищает его права и совершает от его имени сделки и другие юридически значимые действия. Вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным, возмещают его опекун или организация, обязанная осуществлять над ним надзор, если они не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 1076 ГК РФ).

Информация о работе Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений