Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное развитие личности, реализацию права на охрану здоровья. Воплощение в жизнь данных конституционных норм – основная обязанность государства. Однако без деятельного участия самих граждан, институтов гражданского общества и специалистов, работающих в различных областях социальной защиты и правоохранительной деятельности невозможно реализовать эти конституционные положения.

Содержание

Введение
1 Понятие гражданской правосубъектности
1.1 Правоспособность граждан и ее содержание
1. Правоспособность и дееспособность граждан
1.3 Дееспособность гражданина.Эмансипация.
1.5 Дееспособность малолетних и несовершеннолетних
1.6 Правоспособность иностранных граждан
1.7 Основания ограничения дееспособности гражданина
1.8 Признание гражданина недееспособным
1.9 Патронаж над дееспособными гражданами
1.10 Опека и попечительство
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

диплом первоначальный.doc

— 375.00 Кб (Скачать документ)

Сделки, совершенные гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства, являются ничтожными. Однако закон допускает исключение из этого правила, устанавливая, что в интересах гражданина, признанного недееспособным, совершенная им сделка может быть по требованию его опекуна признана судом действительной, если она совершена к выгоде этого гражданина.

Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд по заявлению опекуна, члена семьи, психиатрического или психоневрологического учреждения, органа опеки и попечительства на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы принимает решение о признании гражданина дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над гражданином опека[33].

Таким образом, признание гражданина недееспособным допускается только в исключительных случаях, и с соблюдением специальной процедуры, предусмотренной гражданских законодательством.

 

1.9 Патронаж над дееспособными гражданами

 

Охрана прав и законных интересов совершеннолетних лиц, которые сами не в состоянии позаботиться о себе в силу преклонного возраста, инвалидности, невозможности из-за болезни свободно передвигаться, обусловила включение норм о патронаже в ГК РФ. При этом у такого рода граждан должна сохраняться способность отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

По мнению автора, патронажные отношения, устанавливаемые над дееспособными совершеннолетними лицами, имеют свои отличительные правовые признаки. Несмотря на то, что институт патронажа предназначен для защиты прав гражданина, который по состоянию здоровья не в силах заботиться о себе самостоятельно, его цели не совпадают с целями опеки и попечительства, поскольку лицо, находящееся под патронажем, дееспособно, то есть все юридически значимые действия оно может совершать самостоятельно. Никто не вправе без соответствующего полномочия заменить волю этого лица своей волей.

Так, патронаж не может быть установлен, когда лицо психически нездорово. В этом случае орган опеки и попечительства обязан принять все необходимые меры для рассмотрения дела судом о признании лица недееспособным, следствием чего станет назначение опекуна, но не помощника.

Кроме того, правовое положение помощника отличается от прав и обязанностей попечителя. Помощник не вправе представлять интересы совершеннолетнего дееспособного гражданина во всех без исключения правоотношениях, не является его законным представителем. Как в суде, так и в исполнительном производстве, в других правоотношениях гражданин участвует самостоятельно, что говорит об исключительно имущественной направленности патронажа. Помощник назначается постановлением органов опеки и попечительства после того, как между ним и этими органами будет заключен договор патронажа, на что требуется согласие подлежащего патронажу лица. Защита помощником имущественных прав патронируемого осуществляется в соответствии со ст. 41 ГК РФ на основании договора поручения или доверительного управления, заключаемого между помощником и лицом, находящимся под патронажем.

Автор считает что, подобного рода правила неоправданно сужают и усложняют оптимальную правовую регламентацию патронажа. В этой связи следует исходить из возможности заключать как договоры, предусмотренные законом (п. 2 ст. 421 ГК РФ), так и договоры, содержащие элементы различных договоров, так называемые смешанные договоры (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Поэтому участники патронажного договора вправе сами решать (в определенных пределах), какой по своей правовой природе договор им больше подходит.

Договор, предусматривающий как услуги по представительству, так и услуги по управлению имуществом, а также доставке продуктов, приготовлению пищи, организации медицинской помощи, скорее всего, следует квалифицировать как договор смешанный. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что юридическая природа патронажного договора может быть различной, как различны сами патронажные услуги: фактические и юридические действия, а также их комбинации в контексте определяемых сторонами целей.

По мнению автора, патронаж как самостоятельный вид помощи дееспособным, но нуждающимся в помощи гражданам может быть как безвозмездным, так и возмездным. Оплата услуг помощника может производиться за счет патронируемого лица из получаемых им доходов. Вознаграждение может выражаться в предоставлении благ иного имущественного характера (пользование автомашиной, комнатой в квартире). При отсутствии средств у лица, нуждающегося в помощнике, его услуги могут оплачиваться за счет бюджетных средств или средств специальных фондов.

Все эти важные для договора патронажа обстоятельства следует отразить в его тексте. В нем должны быть четко прописаны права и обязанности помощника, органов опеки и попечительства, а также права и обязанности лица, ради которого этот договор заключается. Договор патронажа предполагает существование систематического контроля за его исполнением со стороны органов опеки и попечительства, а в необходимых случаях – отчетности помощника. Особого внимания заслуживают действия помощника, даже если они основаны на доверенности, по отчуждению имущества, имущественных, жилищных и других важных прав лица, заключившего патронажный договор. Ни одна из сделок, требующих нотариального удостоверения, не должна быть совершена от имени находящегося под патронажем лица без согласия органов опеки и попечительства. Для обеспечения большей безопасности беспомощных лиц требуется особая тщательность в подборе помощника.

Патронаж может быть прекращен по одностороннему заявлению помощника, лица, которое пользуется его помощью, органов опеки и попечительства, а также прокурора. При этом не имеют значения мотивы, вызвавшие желание физического лица прекратить патронажные отношения. Для органов опеки и попечительства, иных должностных лиц, гражданина, находящегося под патронажем, основанием для постановки вопроса о прекращении этого договора служит недобросовестное исполнение обязанностей помощником. Прекращается договор патронажа и смертью помощника либо лица, пользовавшегося его помощью[34].

Патронат – это воспитание и оказание необходимой помощи нуждающимся в государственной защите детям, осуществляемые в формах патронатного воспитания либо социального патроната. Патронатное воспитание – форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем.

Основанием для признания ребенка нуждающимся в государственной защите является отсутствие родительского попечения над ребенком либо распоряжение органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.

Ребенок, нуждающийся в государственной защите, может быть передан на воспитание в семью патронатного воспитателя уполномоченной службой (организацией) на основании договора о патронатном воспитании, заключенного между уполномоченной службой (организацией) и патронатным воспитателем, при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем, уполномоченной службой.

Над ребенком, нуждающимся в государственной защите и находящимся в семье, может быть установлен социальный патронат.

Социальный патронат – оказание необходимой помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите.

Договор о социальном патронате заключается между уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем и родителями при обязательном условии разграничения между ними прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка.

Патронат над ребенком может осуществляться до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет. Патронат может устанавливаться на срок от одного дня до шести месяцев (краткосрочный) и от шести месяцев и более (долгосрочный).

Помещение ребенка на долгосрочный патронат производится в случае, если не представляется возможным передать ребенка на усыновление. Таким образом, введение в регионах такой формы устройства детей, как патронат, позволит значительно уменьшить число детей, направляемых в учреждения, даст возможность поместить в семью любого ребенка и на любой срок.

Однако вызывает сомнение возможность возложения главой местного самоуправления таких полномочий, как предъявление иска в суд о лишении родительских прав, об отмене усыновления, дача заключений в суде об обоснованности и соответствии усыновления интересам детей, заключений по спорам, связанным с воспитанием детей, участие в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей, и других на уполномоченные службы[35].

Автор считает, что такое перераспределение полномочий от органов местного самоуправления к учреждениям и организациям не только не соответствует федеральному законодательству, но и принципиально недопустимо.

Патронатные воспитатели не являются законными представителями несовершеннолетнего и не могут представлять его интересы во всех органах и учреждениях, хотя обязаны круглосуточно находиться рядом с ребенком.

Кроме того, автор полагает, что будет непросто привлечь к ответственности патронатных воспитателей за вред, причиненный личности или имуществу детей, данные лица не относятся к субъектам административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

В случае причинения вреда патронируемым ребенком в возрасте от 14 до 18 лет патронатный воспитатель, не являясь попечителем, не несет ответственности в порядке п. 2 ст. 1074 ГК РФ.

С целью защиты прав детей, находящихся сегодня в таких патронатных семьях, можно, не изменяя норм федерального законодательства, принять следующие меры экстренного исправления сложившейся юридической ситуации:

1) либо более четко урегулировать в актах регионального законодательства права и обязанности сторон по договору о передаче ребенка, исключив из него положения о защите прав ребенка и сосредоточить внимание на имущественных правах и обязанностях сторон и их взаимной ответственности, а также ответственности за вред, причиненный ребенку;

2) либо предоставить патронатным воспитателям возможность представлять интересы ребенка вовне на основании выдаваемой органом опеки и попечительства доверенности на совершение отдельных действий.

 


1.10 Опека и попечительство

 

Для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан законом введен институт опеки и попечительства. С помощью опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права, интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) – ещё и способ их устройства на воспитание в семью.

Орган опеки и попечительства – это специально уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, на который возложены функции по опеке и попечительству. Если до 1 января 2008 г. органами опеки и попечительства являлись органы местного самоуправления, то после 1 января 2008 г. такими органами стали специально уполномоченные органы государственной власти конкретного субъекта РФ.

Опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и гражданами, ограниченными в дееспособности вследствие употребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане.

Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей. При назначении нескольких опекунов или попечителей, а это может произойти исходя из интересов лица, представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями.

Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом.

Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, в нем может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

Опекуны и попечители как воспитатели обладают следующими правами и обязанностями: воспитывать подопечного, заботиться о его здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении, профессиональной подготовке. Они вправе самостоятельно избирать формы и способы воспитания переданных им на воспитание детей. Автор подчеркивает, что при этом надлежит учитывать рекомендации органов опеки и попечительства, а также мнение детей, которые способны его выразить.

Опекун и попечитель имеют также право выбора формы образования своего подопечного и обязаны обеспечить возможность его получения. По своему существу права и обязанности опекунов и попечителей не отличаются от родительских[36].

Информация о работе Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений