Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:54, контрольная работа
Целью настоящей работы является рассмотрение дееспособности граждан.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать понятие гражданской правоспособности;
- Исследовать понятие гражданской дееспособности;
- Ознакомится ограничением дееспособности несовершеннолетних;
- Рассмотреть ограничение полной дееспособности граждан.
Введение 3
1. Общие положения правоспособности и дееспособности граждан 5
1.1. Понятие гражданской правоспособности 5
2.2. Понятие гражданской дееспособности 10
2. Случаи ограничения дееспособности 19
2.1. Ограничение дееспособности несовершенолетних 19
2.2. Ограничение полной дееспособности граждан 21
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 26
Физических лиц от 6 до 14 лет Гражданский кодекс РФ характеризует как малолетних. Статья 28 ГК закрепляет так называемую дееспособность малолетних, которая состоит в способности самостоятельно совершать:
1) мелкие бытовые сделки,
т.е. такие, которые
2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения.
Следовательно, в этих возрастных рамках гражданин обладает частичной сделкоспособностью и частичной способностью осуществлять гражданские права. Деликтоспособностью такие граждане не обладают, поскольку ответственность за вред, причиненный малолетними, несут их родители, усыновители или опекуны.
Вышеуказанные элементы дееспособности малолетних представляют собой исключение из общего правила о том, что за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, сделки совершают от их имени только родители, усыновители или опекуны. Поэтому наиболее распространено мнение о том, что эта категория граждан недееспособна. Это подтверждается и позицией законодателя. Опекун назначается лицу до 14 лет, а, по общему правилу, опека учреждается над гражданами, являющимися недееспособными.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет обладают частичной дееспособностью, поскольку могут совершать сделки с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей. При этом расширяется объем дееспособности, реализуемой самостоятельно: к объему дееспособности предыдущего возраста ст. 26 ГК добавляет право без согласия родителей, усыновителей и попечителей распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы и искусства, изобретения и иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться этими вкладами. По достижении 16 лет граждане вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.
Помимо расширения способности
самостоятельно осуществлять права
и сделкоспособности для
Вред, причиненный несовершеннолетними, возмещается ими на общих основаниях самостоятельно. На родителей (попечителя) может быть возложена ответственность, если они не докажут отсутствие своей вины и при отсутствии достаточного имущества у несовершеннолетнего (ст. 1074 ГК). В последнем случае причинитель вреда - несовершеннолетний и его законный представитель выступают как соответчики.6
Согласно Решению Верховного Суда РФ N ГКПИ2002-643 от 27.06.2002. в удовлетворении заявления о признании частично недействительными отдельных положений Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 и Приказа МВД РФ от 15.09.1997 N 605 отказано, так как получение 14-летним гражданином паспорта не свидетельствует о том, что он приобрел в полном объеме гражданскую дееспособность.
Верховный Суд Российской Федерации рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Приставко В.Н. о признании частично недействительными пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828, пунктов 1 и 7 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828, пункта 3.5 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 605, пунктов 2, 7, 33, 37, 38 и 39 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 605, установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (далее - Постановление) утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации (далее - Положение).
Пунктом 2 указанного Постановления Министерству внутренних дел Российской Федерации предписано приступить с 1 октября 1997 г. к выдаче паспортов гражданина Российской Федерации и произвести выдачу паспортов в первоочередном порядке гражданам, достигшим 14 - 16-летнего возраста, военнослужащим; а также другим гражданам в случаях, определяемых Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Абзацем 2 пункта 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации предусмотрено, что паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
В пункте 7 Положения указано, что срок действия паспорта гражданина от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста.
Приставко В.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконными вышеизложенных предписаний актов Правительства Российской Федерации «в части слов (чисел), допускающих возможность получения паспорта несовершеннолетними гражданами».
Кроме того, в этой же части заявитель просил признать незаконными пункт 3.5 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 605 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации» (далее - Приказ) и пункты 2, 7, 33, 37 - 39 утвержденной им Инструкции.
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что «снижение возраста получения паспорта до 14 лет по существу означает признание дееспособности несовершеннолетних, нарушает его права как опекуна и попечителя своих детей, а также нарушает права самих детей».
В судебном заседании заявитель просил об удовлетворении его требований, указав, что оспариваемые положения правовых актов не соответствуют статьям 21, 27 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации, а также нарушают его право контролировать совершение несовершеннолетним ребенком сделок, требующих согласования с родителями.
Представители Правительства Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации Быченкова И.В., Ивашкин Ю.В. и Чижикова Т.Ю. требования заявителя не признали, пояснив, что оспариваемые предписания правовых актов действующему законодательству не противоречат и прав заявителя не нарушают.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей требования заявителя оставить без удовлетворения, суд находит, что заявление Приставко В.М. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части первой статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, Правительству Российской Федерации было поручено утвердить до 1 июня 1997 г. образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
Таким образом, принимая Постановление и утверждая Положение, Правительство Российской Федерации действовало в пределах полномочий, предоставленных ему вышеназванным Указом Президента Российской Федерации.
С доводом заявителя о том, что выдача несовершеннолетним гражданам паспортов с 14-летнего возраста не соответствует статьям 21, 27 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд согласиться не может.
Согласно статье 21 Гражданского кодекса Российской Федерации способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
Из содержания приведенной нормы закона следует, что возникновение в полном объеме гражданской дееспособности связывается не с получением несовершеннолетним гражданином паспорта, а с достижением им восемнадцатилетнего возраста, либо с моментом вступления несовершеннолетним в брак до достижения указанного возраста, когда это допускается законом.
Таким образом, получение 14-летним гражданином паспорта никак не свидетельствует о том, что он приобрел в полном объеме гражданскую дееспособность.
Объявление
Представляются полностью надуманными и доводы заявителя о несоответствии пункта 2 Постановления и пунктов 1, 7 Положения статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации, закрепляющей право ребенка жить и воспитываться в семье. Содержание названной статьи Закона также не дает никаких оснований для вывода о том, что с получением паспорта несовершеннолетний становится полностью дееспособным.
Законность оспариваемых предписаний Постановления и Положения позволяет признать необоснованными требования заявителя и в части оспаривания Приказа и Инструкции.
Предписания Приказа и Инструкции о возможности выдачи несовершеннолетним гражданам паспортов с 14-летнего возраста основаны на признанных законными нормах Постановления и Положения и им полностью соответствуют.7
В полном объеме гражданская дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. достижения 18-летнего возраста, поскольку с этим возрастом в России связывается представление о полном психическом созревании человека. Полная дееспособность означает и совершенно самостоятельную имущественную ответственность гражданина. По ст. 24 ГК гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Статья 25 ГК закрепляет порядок имущественной ответственности гражданина - индивидуального предпринимателя в случае признания его судом несостоятельным (банкротом).
Определяя 18-летие как момент наступления полной дееспособности абсолютного большинства граждан, ГК, как исключение, закрепляет два случая, когда полная дееспособность может наступить ранее 18 лет: 1) в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет. Гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме с момента вступления в брак. Приобретенная таким образом полная дееспособность сохраняется и после расторжения этого брака до достижения 18 лет; 2) в случае эмансипации несовершеннолетнего при двух условиях: осуществление несовершеннолетним, достигшим 16 лет, трудовой деятельности по трудовому договору (контракту) или осуществление им предпринимательской деятельности. При согласии на эмансипацию несовершеннолетнего обоих родителей, усыновителей или попечителя решение о ней принимается органом опеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия - судом.
Ограничение дееспособности возможно лишь в случаях и в порядке, установленных законом (п. 1 ст. 22 ГК). Оно заключается в том, что гражданин лишается способности своими действиями приобретать такие гражданские права и создавать такие гражданские обязанности, которые он в силу закона уже мог приобретать и создавать. Речь идет, следовательно, об уменьшении объема имевшейся у лица дееспособности. Ограниченным в дееспособности может быть как лицо, имеющее неполную (частичную) дееспособность, так и лицо, имеющее полную дееспособность.
Ограничение неполной (частичной) дееспособности несовершеннолетних по ранее действовавшему законодательству допускалось по решению органов опеки и попечительства. ГК усилил в этой области охрану интересов несовершеннолетних. Согласно п. 4 ст. 26 ГК ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет допускается только по решению суда. Ограничение дееспособности может выразиться в ограничении или даже в лишении несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или иными доходами. После вынесения судом такого решения несовершеннолетний будет иметь возможность распоряжаться заработком, стипендией и иными доходами (в полной мере или частично) только с согласия родителей, усыновителей, попечителя.8
Информация о работе Гражданская правоспособность и дееспособность